Энергосбытовые компании: новые возможности повышения эффективности бизнеса - Публикации в СМИ | Xerox Россия - Xerox
25.06.2009

Энергосбытовые компании: новые возможности повышения эффективности бизнеса

Скачать статью в pdf

Еще год назад первоочередные стратегические цели энергосбытовых компаний состояли в увеличении капитализации, расширении ры- ночной доли в масштабах региона, динамичном развитии бизнеса. Сегодня в качестве основных приоритетов называются сохранение прибыльности и финансовой ус- тойчивости компании, оптимизация рабочих процессов и поиск новых путей повышения эффективности.

Условия экономического кризиса меняют картину на энергосбытовом рынке страны: происходит резкое снижение потребления крупных промышленных потребителей (в основном в регионах с развитой тяжелой промышленностью, которая из-за ценовой конъюнктуры вынуждена сокращать производство), возвращение проблем неплатежей, уже подзабытых в последние годы. Если раньше краткосрочную “дебиторку” покрывали кредитами, то сейчас привлекать кредиты под адекватные проценты практически невозможно. Увеличивается и конкуренция в отрасли – крупные предприятия в состоянии организовать собственные трейдерские подразделения, сетевые организации активно заявляют о желании работать с потребителям по прямым договорам, в недалекой уже перспективе средний и малый бизнес и даже физические лица смогут сами выбирать оптового поставщика, оплачивать сетевой компании поставку энергии со своего счета. Если кто-то по старинке еще считает, что энергосбыт собирает деньги за потребленную электроэнергию, он со временем уступит свое место тому, кто продает электроэнергию. Выжить и конкурировать компании способны только в том случае, если смогут организовать процесс поставки и сбора платежей эффективнее, а значит, дешевле и удобнее для потребителя. Важное значение при этом имеет работа с разными группами потребителей, поскольку чем шире клиентская база, тем меньше вероятность того, что потеря части доходов приведет к потере бизнеса как такового.

Во всем мире сбытовые компании зарабатывают за счет работы с населением и непромышленными организациями. Ведется тщательная работа с потребителями, проводятся обходы, контроль счетчиков, происходит активная коммуникация с клиентами, выстраивается жесткая платежная дисциплина. При этом на Западе население платит значительно больше, и работать с ним выгодно (к примеру, британские поставщики электричества зарабатывают около 95 фунтов в год на каждом внутреннем потребителе). В России схема перекрестного субсидирования в энергетике, высокая доля про- мышленных объектов в структуре полезного отпуска энергосбытов (до 80-90 %) приводит к автоматическому переносу проблем промышленности на сбыт, ставит их на грань выживания, что наглядно продемонстрировал нынешний кризис. Однако он же заставляет по-новому взглянуть на перспективы работы с бытовыми потребителями, с населением, в большинстве своем платежеспособным и практически не изменившим уровень энергопотребления.

Основная ценность энергосбытовой компании – это не гигантские материальные активы, приносящие доход, а профессиональный штат сотрудников, серьезная база потребителей и умение работать с ними, в результате чего компания является держателем финансовых договоров. Именно усиление экспертизы в этой области дает возможность повысить конкурентоспособность – от организации процессов и коммуникации с потребителями, развития клиентской базы и повышения качества обслуживания до предложения новых продуктов и услуг (энергоконсалтинг и энергоаудит, продажа средств учета, электроприборов населению и организациям и т.д.). Решать поставленные задачи помогает активное внедрение новых информационных и биллинговых систем, а также оптимизация бизнес-процессов коммуникации и работы по сбору платежей.

Одним из наиболее эффективных решений по сбору платежей является использование специально подготовленных счетов-квитанций вместо абонентских книжек старого образца. В выставлении квитанций есть немало положительных моментов, которые позволяют абонентам, прежде всего, экономить время и при этом не утруждать себя снятием показаний со счетчика и заполнением абонентской книжки. Схема достаточно проста и удобна: бытовой потребитель получает уже заполненную квитанцию со среднемесячными расчетами и может оплатить ее в любом пункте приема платежей. Особое внимание уделяется работе с неплательщиками. В случае задолженности более трех месяцев, после нескольких напоминаний неплательщик может ждать в гости контролера, а затем отключения и повестки в суд. По данным статистики, современный организационно-технологический процесс сбора платежей способен привести к снижению бытовой задолженности в среднем на 20-25 %. Особенно важной при этом становится задача своевременного информирования потребителей.

Если компания работает со множеством мелких и средних потребителей, следует регулярно доводить до них различную информацию: о состоянии текущей задолженности, об изменении правил подключения, условий оплаты, приобретения и обслуживания приборов учета, о переходе на новые тарифные планы, о новых услугах. В условиях конкуренции доведение информации до максимального числа потребителей, причем как можно быстрее, дешевле и понятнее, становится важным фактором выживания компании. С этой целью можно сделать рассылку по потребителям, разместить обращение на сайте, опубликовать сообщение в СМИ. Однако следует отметить, что значительная часть населения не выписывает газет и не имеет доступа в Интернет, поэтому традиционным средством коммуникации все еще остается квитанция.

Сегодня биллинговые системы позволяют быстро и точно сформировать квитанцию с учетом всех индивидуальных данных потребителя. Для получения своевременной оплаты выставляемая пользователю квитанция должна быть удобной и понятной, а вся необходимая информация (в первую очередь – способы оплаты) должна быть четко структурирована. Оборотная сторона квитанции предоставляет большие возможности по получению дополнительной прибыли – там может размещаться как реклама товаров и услуг, так и адресная социальная реклама – информация о том, что происходит в конкретном жилом районе или доме, персонализированное сообщение, рассчитанное на различные аудитории. Кроме того квитанция служит напоминанием о необходимости оплаты.

Технологический комплекс печати и рассылки документов обычно включает средства централизованной печати и конвертования документов, содержащих переменные данные счетов, извещений и, возможно, напоминаний об оплате. Комплекс предусматривает разработку электронных форм документов, включающих постоянную информацию и элементы оформления, преобразование биллинговых данных к требуемому формату извещения, маршрутизацию заданий для печати, печать документов с использованием технологии печати переменных данных и конвертование документов. Адрес получателя, персональные рассчитанные платежные данные и при необходимости текст напоминания неплательщику передаются в виде потока данных из билинговой системы на комплекс и формируют извещение “на лету”. Управляющая информационная система комплекса позволяет осуществлять контроль за всеми процессами формирования, печати и конвертования извещений, готовит сопроводительную документцию для Почты России. Кроме того, доступны опциональные модули для предварительной сортировки почты по региону, позволяющие ускорить доставку, упростить логистику и снизить почтовые расходы.

В некоторых случаях компания получает больше свободы действий, передавая весь комплекс задач по организации рассылки одному поставщику услуг. Аутсорсинг дает возможность компании сконцентрироваться на главном и поручить ответственную, но рутинную работу профессиональному партнеру. Следует только отметить, что обычно на аутсорсинг передают второстепенные функции, не затрагивающие основные бизнес-процессы компании. Можно ли к таковым для энергосбытовых компаний отнести вопросы, связанные непосредственно с работой с потребителями? Выставление счетов, информирование о новых услугах и способах оплаты – это своеобразный диалог, приводящий к увеличению собираемости платежей и лояльности потребителей. В любом случае, выбор поставщика таких услуг необходимо тщательно проработать с точки зрения гибкости предоставления услуги в меняющихся условиях, качества отправлений, соблюдения сроков и, разумеется, стоимости работ.

Одним из успешных примеров применения на практике новых технологий является деятельность ОАО “Челябэнергосбыт” – основного энергоснабжающего предприятия Челябинской области. Для своевременной оплаты “Челябэнергосбыт” внедрил современную биллинговую систему, позволяющую в кратчайшие сроки произвести начисления и сформировать платежные документы в центре биллинговой печати. Основной мотив, побудивший “Челябэнергосбыт” создать собственный центр биллинговой печати, – это сокращение издержек и сроков работы.

Сегодня в Челябинской области используются персонализированные извещения вместо расчетной книж- ки. В извещении указана сумма, рассчитанная на основе среднемесячного потребления электроэнергии по данному лицевому счету, для чего один раз в полгода контролер снимает показания счетчика. Как свидетельствует практика, использование персонализированного счета, доставляемого абоненту, кардинально сокращает количество ошибок, а значит, минимизирует объем работы (уточнений, исправлений) операторов и ускоряет получение платежа.

При выборе поставщика оборудования и услуг для центра биллинговой печати “Челябэнергосбыт” руководствовался несколькими факторами. Предприятию в первую очередь требовался бренд, представленный компанией с разветвленной сетью представительств и сервисных партнеров по всей России, а также имеющей опыт реализации ряда аналогичных проектов в России для крупных заказчиков. Важными характеристиками были надежность поставляемого оборудования, простота работы и низкая стоимость оттиска. В результате “Челябэнергосбыт” остановил свой выбор на предложении компании Xerox, которое удовлетворяло всем этим условиям. Для ежемесячного выставления счетов юридическим и физическим лицам в биллинговом центре печати компании были установлены монохромные печатные комплексы DocuPrint 75, DocuPrint 100 и полноцветный пресс DocuColor 8000. За три года эксплуатации центра число лицевых счетов “Челябэнергосбыт” возросло на 156 тысяч – до 1 миллиона 108 тысяч в 2008 году. При этом общее количество абонентов в Челябинской области остается стабильным, значит, компании удалось расширить свою долю на рынке.

Опыт использования решений Xerox и другими крупнейшими энергосбытовыми компаниями России (в их числе “Мосэнергосбыт”, МОЭК, “Кубаньэнергосбыт”, центры в Саратове, Ставрополе, Ростове-на-Дону) позволяет говорить о таких преимуществах решения, как значительное сокращение сроков печати и доставки счетов, снижение абонентской задолженности и предо- ставление широких возможностей по дальнейшему улучшению коммуникации с потребителями.

Федеральный закон “О персональных данных” требует от операторов, работающих с данными потребителей, соблюдения конфиденциальности персональной информации. Для обеспечения закрытости такой информации операторы банковского сектора, телекоммуникационные компании, компании ЖКХ используют конвертование или бесконвертную упаковку. Для энергосбытов упаковка счетов и извещений – явление редкое и мало- популярное, которое воспринимается, скорее, как очередная статья расходов. Однако, выполняя требования закона, можно реализовать и новые возможности такого отправления. Ежемесячная рассылка может быть использована в качестве мощного канала коммуникации с потребителями, позволяющего доставлять сообщения в каждый дом. Размещение рекламы в отправлении может принести и дополнительную прибыль энергосбытовой компании благодаря технологии печати переменных данных, которая позволяет адресовать сообщения жителям конкретного района, дома или целевой аудитории. При этом необязательно искать рекламодателя с крупным бюджетом с целью охвата всего города, выгоднее может оказаться набрать несколько мелких (районных) предложений, например об открытии новой химчистки, скидках в местном магазине и т.д. Информационные сообщения сбытовой компании (тарифы, режимы экономии, изменение часов работы или открытие новых пунктов для работы с населением), предложение дополнительных услуг позволяют активнее работать с физическими лицами. Так, некоторые компании за счет эффективной организации процесса сбора платежей и информирования населения сумели переключить на себя объемы коммунальных платежей города или области.

Сегодня в условиях особо жесткой конкуренции на рынке на первый план выступает работа с информацией и клиентами. Важно получать, обрабатывать и с выгодой использовать самую разнообразную информацию – от ситуации на рынке до собранных данных о потребителе. Но одного владения информацией недостаточно, необходимо добиваться платежной дисциплины, развивать сис- тему контроля и при этом помогать абоненту чувствовать себя комфортно, предлагать ему новые схемы, решения и услуги, то есть строить отношения с потребителем, доставляя ему ту информацию, которая ему нужна, в то время, когда ему это удобно и таким способом, каким он привык пользоваться. Акцент на клиентоориентированность позволит энергосбытовой компании сохранить и развить свою клиентскую базу, использовать кризисное время для перестройки и подготовки к новому росту. Владимир Лысенко, руководитель отдела “Энергетика и ТЭК”, Алексей Бонев, менеджер отраслевого маркетинга, компания Xerox

Связаться с нами

Горячая линия

Москва

+7 (495) 956-3712

Бесплатный телефон по России:

8 (800) 700-8882Обратная связь
Типография «Лого-Знак» вышла на рынок продукции из синтетических материалов благодаря установке ЦПМ Xerox Versant 180 Press

Благодаря возможностям нового оборудования «Лого-Знак» стал самостоятельно запечатывать меню и маркировку из синтетических материалов разной плотности,…

Подробнее
Компания «Высокие технологии печати» выпустила календари в винтажном стиле, используя возможности ЦПМ Xerox Color 800

Чтобы точно передать даже самые сложные элементы дизайна, «Высокие технологии печати» заказали печать на полноцветной ЦПМ Xerox Color 800, которая оснащена…

Подробнее

Горячая линия

Москва

+7(495) 956-3712

Бесплатный телефон по России:

8 (800) 700-8882 Подробнее
Подписаться на рассылку

Скачать PDF

Демо/Видео