Дмитрий Войтюк, генеральный директор, ООО «Тверской Печатный Двор» [Тверь]
Все чаще и чаще мы становимся свидетелями того, как традиционные офсетные типографии начинают активно инвестировать в цифровое оборудование. Причем если несколько лет назад они приобретали простые цифровые печатные устройства, что называется, «на всякий случай», то в последние годы осуществляют серьезные и продуманные инвестиции в сложное цифровое оборудование высокого класса. Нашим следующим собеседником, с которым мы решили обсудить этот вопрос, стал Дмитрий Войтюк, генеральный директор типографии «Тверской Печатный Двор», входящей, в свою очередь, в группу компаний MPGroup.
Надо сказать, что типография даже по российским меркам сравнительно молодая. По словам Дмитрия, она открылась в 2007 г., но не с нуля — главные акционеры уже имели некоторый опыт выпуска несложной печатной продукции. На тот момент работала одна машина GTO-52 и две отечественные машины ПОЛ-54. Такой парк оборудования предполагал производство только простейшей черно-белой продукции. Но вскоре было принято решение заняться выпуском рекламной продукции. На GTO-52 в восемь (!) прогонов удавалось получать цветную продукцию, развить четкую систему работы с клиентами, оптимально отладить процессы производства и управления, наладить быструю доставку и грамотную логистику тиражей и т.д. Примерно в тот момент началось активное инвестирование в производственные мощности и недвижимость. За прошедшие годы производственные площади выросли почти в десять раз, соответственно, было обновлено и печатное оборудование. Сначала поменяли однокрасочные машины на двухкрасочные, получив таким образом существенный прорыв в производительности и удобстве работы. А затем, спустя всего пару лет, заменили все двухкрасочные машины на четырехкрасочные.
Выбор поставщика печатных машин был очевиден — опыт работы на Heidelbderg GTO стал положительным, поэтому и все четырехкрасочные машины в типографии Heidelberg: две полуформатные машины Speedmaster SM 74, одна из которых с лакировальной секцией, и машина листового формата Speedmaster CD 102 также, с секцией лакирования. Помимо этого, в типографии немало послепечатного и отделочного оборудования Heidelberg и Horizon, в том числе первая в России листоподборочная машина Heidelberg Eurobind Pro G 8.
Таким образом, типография стала одним из серьезных игроков на полиграфическом рынке, особенно если учесть, что ее главная специализация — выпуск рекламной печатной продукции: «Разумеется, рынок Твери сравнительно невелик, тем более здесь есть и другие серьезные рекламные типографии, поэтому наши интересы распространяются и на другие регионы, в том числе на Москву и Санкт-Петербург. В последнем мы даже открыли свой филиал».
Чем эта типография привлекает клиентов? Оказалось, что на рекламном рынке важную роль играет комплексность предоставляемых услуг. В этой типографии установлено большое количество самого разного послепечатного оборудования, позволяющего делать и книги, и журналы, и брошюры, и фигурную продукцию (продукцию с вырубкой), и календари, а также осуществлять различные виды отделки оттисков, в том числе лакирование, тиснение фольгой, конгрев и т. д. Дмитрий Войтюк пояснил: «Многим нашим клиентам удобно, что они могут все заказать в одном месте, а не заниматься сложными и долгими поисками: одно здесь, другое там, третье еще где-то. Для них это не только удобно, но и выгодно».В этой связи некоторое время назад в типографии возник вопрос установки цифрового оборудования: «Время от времени заказчикам надо было напечатать быстро, а на офсетной машине мы этого сделать не могли. Пришло время подумать об установке цифровой печатной машины. И в прошлом году решили приобрести Xerox Color C75 Pro». Такой выбор руководство объясняет просто:«Поскольку машина предназначалась для оперативных работ, крайне важным становилось сервисное обслуживание. Из всех поставщиков цифровой техники сервис в Твери есть только у Xerox, причем мы уже знали, что сервис надежный… Ну а поработав немного на машине Xerox, поняли, что с выбором не ошиблись. Поэтому и следующие наши машины также от компании Xerox».
После установки цифровой машины в типографии довольно быстро поняли, что это не только инструмент для выполнения срочных заказов — на ней стали печатать большое количество небольших заказов: «На рынке рекламной продукции очень много самых разных заказов,в том числе мелких и неудобных к исполнению. При этом не брать их мы не можем, поскольку стремимся быть для наших заказчиков «службой одного окна». А печатать на офсете 300 листовок или 150 флаеров очень неудобно — пропускная способность производства падает. Когда мы перенесли эти заказы на «цифру», наше офсетное оборудование освободилось, и мы смогли принимать существенно больше заказов».
Именно поэтому вскоре после появления Xerox Color C75 Pro появилась и черно-белая машина Xerox Nuvera 157. Ведь наличие в типографии только четырехкрасочных офсетных машин создавало определенные трудности по изготовлению черно-белой продукции, которой печатается также немало. Руководство даже подумывало купить однокрасочную (или двухкрасочную с переворотом) офсетную машину, но, попробовав работать с «цифрой» и увидев результаты работы машины Xerox Nuvera 157, решило купить ее.
Впрочем, довольно скоро относительно скромной машины Xerox Color C75 Pro стало не хватать. Объем заказов на «цифру» быстро рос, и встала задача о расширении. Примерно в это же время было принято решение об открытии филиала в Санкт-Петербурге. В результате решили отправить туда Xerox Color C75 Pro «на раскрутку», а в Тверь купили машину высокого класса — Xerox Color 800, печатающую с качеством, практически неотличимым от офсета. Это дало возможность комбинировать в одном издании части, отпечатанные по разным технологиям. Например, блок рекламного буклета печатается одной тетрадкой на офсете, а обложка на «цифре» или наоборот.
Появление промышленной цифровой машины позволило очень гибко управлять производством заказов и в результате существенно разгрузило типографию, это позволило задуматься о новых направлениях развития компании.Например, раньше в типографии не очень охотно брались за изготовление календарей и другой новогодней продукции: «Мы ее делали, но только в рамках корпоративных контрактов, если она была нужна постоянным клиентам. Для других сознательно ставили заградительные цены. Причина проста: эта продукция имеет очень четкие сроки сдачи, причем всем клиентам одновременно. Четко в срок выполнять такие заказы не получалось, а подводить постоянных клиентов мы не можем. Теперь, когда производство оптимизировано и у нас появились свободные мощности, можно задуматься и об этом направлении, тем более что специальный цех для сборки такой продукции мы также уже достроили».
Таким образом, эта типография — еще один наглядный пример того, как офсет и «цифра» могут не просто сосуществовать, а успешно дополнять друг друга и позволять типографии быть успешной и эффективной даже в достаточно сложных экономических условиях.