Павел Пьянков, Директор уральского представительства «Ксерокс СНГ». Павел опытный турист. Он знает все о том, какого объема должен быть рюкзак, какой плотности гидрокостюм - и сколько пар теплых носков взять с собой в двухнедельный поход.
Единственный вопрос, который до сих пор без ответа: что делать, если жена зовет на море, а душа - на речку?
Я не сильно верю в эзотерику, но чувствовать первозданность вокруг себя - здорово. Именно за этим я вновь и вновь иду в те места, где до меня были единицы. Я занимаюсь речным туризмом не ради экстрима и даже не ради побед над самим собой, не ради того, чтобы кому-то что-то доказать. Мне важно удовольствие, важна неторопливость в прохождении маршрута, я стремлюсь посетить места, свободные от суеты. Присутствие человека всегда чувствуется. В больших городах все время ощущается толпа, даже если ты глаза закрываешь и никого не видишь. Попадая в безлюдные места, сразу чувствуешь - пространство от людей свободно. Это не хорошо и не плохо. Просто мне нравится на пару недель попадать в такие места, где можно отдохнуть от людей.
Десять лет назад я работал в Новосибирске. Когда срок контракта подходил к концу и пора было возвращаться в Екатеринбург, сказал себе: «Как так? Столько прожил на Сибирской земле, а на Алтае ни разу не побывал. Надо хотя бы на прощание посмотреть». Сказано - сделано. Под Новый год я съездил на Белокуриху - горнолыжный курорт. Но, видимо, лыжи не мое -не вдохновился. Летом решил попробовать съездить на сплав на Катунь. В Интернете нашел компанию, которая организует туристические сплавы по Средней Катуни, купил снаряжение и поехал. Первые шесть дней - ни одной живой души, кроме членов нашей группы, лишь на седьмые сутки встретили коренного алтайца, который спускался с гор на коне. У него был марал, а у нас запас горячительных напитков. После непродолжительных переговоров мы «оформили сделку» и получили марала, которого ели пару дней.
Костры, палатки, природа, сплавы - первый опыт заразил, правда, после возвращения в Екатеринбург несколько лет никуда не выбирался. Но, к счастью, если о чем-то много думаешь, то судьба частенько сводит тебя с нужными людьми, направляет в нужные ситуации. Случайно встретил своего давнего приятеля, с которым мы вместе учились в университете, но долго не общались. Оказалось, что он на полупрофессиональной основе ходит в походы, занимается сплавами. Был сентябрь, и он меня пригласил съездить на недельку за Карпинск. Пошли вчетвером. На поезде добрались до Карпин ска, там поймали попутку и доехали до реки Иов, которая впадает в Лобву. Это был абсолютно не экстремальный сплавпоход, но именно после него я начал ездить на сплавы ежегодно.
Когда читаешь живописные описания Жюль Верна, осознаешь - красиво, но с трудом представляешь перед собой реальную картинку, потому что не видишь ее своими глазами. В плане при роды самое удивительное место - Байкал. Наш маршрут начался в Северобайкальске - самой северной точке Байкала. Там мы взяли «Урал», который забросил нас на вершину хребта - ледник, из которого Тыя берет начало. Когда мы стартовали, река была шириной всего два метра, а в месте впадения в Байкал - 300 метров. Тьм изменилась до неузнаваемости всего за девять дней: сначала шли впритык к горам, река была узкой, но быстрой, с частыми изгибами, потом она стала шире, а горы отошли от берегов, появился лес, дальше - стала совсем широченной, местами течения практически не было, горы виднелись только вдалеке. Километра за три до впадения в Байкал Тыя окончательно успокоилась, даже пришлось грести веслами.
Самое незабываемое на этом маршруте - инопланетные картинки впадения Тыи в Байкал. Был жаркий, очень солнечный день, абсолютно прозрачная вода, все видно метра на четыре вглубь, повсюду довольно большие искореженные бревна, которые причудливо торчали из воды, а на другом берегу - Баргузинские горы. Были моменты, когда полностью пропадало ощущение присутствия воды. Как будто летишь на ковре-самолете над идеально вымытым стеклом. Я такого никогда больше не испытывал. Не менее интересно и Белое море, а вернее, его отливы и приливы. Мы разбили лагерь на высоком острове. Глубина моря была метра полтора (во время прилива, как оказалось). Пока ставили лагерь и разводили костер (на это ушло 2,5 часа), там, куда мы ныряли, воды вообще не было, более того, вода отошла на 150 метров от берега. Все морское дно обнажилось, мы мидий руками собирали. Через два с половиной часа картина снова повторилась: вода вернулась и наполнила море. Такая смена картинки постоянно повторялась с периодичностью в несколько часов. Вообще, Карелия - край для рыбаков, кто любит сплавы, тратить сезон на нее, наверное, не стоит, если только из-за удивительных приливов и отливов. На этом маршруте лично мне экстрима не хватало: чтобы погрести до пота, чтобы обрызгало, чтобы камень обойти, чтобы с «бочкой» побороться.
Я не экстре мал, но люблю преодоления. Поход без физической нагрузки - неудавшийся для меня поход. Это почти то же самое, что в Турцию съездить, - динамики нет. Мне очень понравилась поездка в Саяны. Сначала мы приехали в Иркутск, где собралась вся группа. Затем все взвалили на себя снаряжение, забрались в арендованную «ГАЗель» и часов шесть ехали, дальше - перевал, «ГАЗель» не пошла. Мы взяли КамАЗ, который довез нас до начала леса, а затем нашли «Урал», чтобы на нем перебраться через русло пересохшей реки, усыпанное огромными камнями. А вот дальше - пешком. Два дня пешком до реки. Уже на реке попалось одно очень узкое место: воды мало, камней много -сплавляться опасно. Инструктор счел, что катамараны и вещи нужно переносить на себе. Шли метров 700, причем в крутую гору. Прокляли все, но зато потом - блаженное чувство полноценности и удовлетворенности. Мы не сплавляемся по рекам четвертой или пятой категорий, хотя и наши речки нельзя назвать спокойными. Особое ощущение, когда подходим к порогу: нужно взять себя в руки, чтобы его пройти. Для чайников: чем сложнее место, тем должна быть быстрее скорость прохождения, чтобы вас не только течение несло, но и собственная скорость - это нужно для более четкого управления катамараном.
Сплавы - хорошая проверка на прочность. В одной лодке не каждый сам за себя, как в городе, на реке если что-то случилось, то помогают все. В Саянах как-то потеряли одного члена команды. Была пасмурная погода, накрапывал дождь, нам нужно было много пройти по реке. Он сидел в хвосте одного из двух катамаранов. Мы плывем и слышим крик с соседнего катамарана: «Валера пропал!» - «Как пропал?» Смотрим на то место, где сидел Валера, - Валеры нет. По правилам в катамаране ноги должны быть зажаты в стремена, чтобы если тряхнуло - то не выбросило. А Валера устал, решил добавить комфорта и ноги высунул, прикорнул, а в этот момент лодку тряхнуло, и Валера выпал. Вода холодная, он сразу очнулся, но мы-то уже уплыли. Конечно, испугались, сразу остановились и, к счастью, уже через несколько минут увидели - Валера гребет с веслом. Кстати, потерять весло - самое позорное, ведь тем самым ты подводишь всю команду. На твое весло рассчитывают, силы распределены, лишних в катамаране нет.
Валера весло не потерял, поэтому мы тут же пристали к берегу, развели костер. Или другой случай: шли как-то по Лобве. Река делала петлю. За рекой - лес, а внутри петли - просека, то есть напротив видно продолжение реки. Одному товарищу приходит в голову спустить заскучавшего восьмилетнего сына на берег. Он говорит парню: «Ты иди по этой просеке прямо, а мы по реке к тебе приплывем через несколько минут». Мальчик пошел. А мы плывем-плывем, плывем-плывем, просека не появляется. Оказалось, что, когда мы мальчишку высаживали, петля не начиналась, а завершалась. В общем, ребенок остался в лесу, а мы ушли далеко вниз по реке. А здесь берега такие, что вокруг только болото и лес. Мы еле-еле пристали к берегу (катамаран вверх по реке поднять не смогли) и пошли пешком по болоту. Слава богу, ребенок запаниковать не успел, думал, что папа так шутит, прячется от него, а мы, взрослые мужики, чуть не поседели.
Когда люди садятся в катамаран, они становятся проще. В походах нет конфликтных людей, нет злых и завистливых, потому что нет повода эти качества проявлять. Никому не нужно притворяться, кому-то что-то доказывать. Хочешь быть сегодня один - пожалуйста, созерцай. Конечно, если проходим трудные места и важна слаженная работа каждого члена команды, то будь добр работать, но если на привале ты решил отдохнуть и не хочешь разжигать костер - без претензий. Обстановка абсолютно комфортная и ненавязчивая. Голова в походе не отключается, но хорошо очищается.
Сейчас время - благословенное для сплавов. В Саянах познакомился с 75-летним туристом, который сплавляется аж с конца 50-х годов. Он обошел почти всю страну. Так вот он рассказал, что раньше достать хорошее снаряжение было проблемой, заранее посмотреть маршрут в Интернете - немыслимо, почитать отзывы о наиболее интересных местах на пути - негде. Раньше не было ничего. Чтобы сделать палатку, им приходилось по ночам воровать тенты с КамАЗов, а потом своими руками ее шить. А тенты эти были тяжеленные и промокали при сильном дожде. Для сплавов они сами делали деревянные плоты, которые были совершенно неманевренными, часто переворачивались и тонули. Тем не менее люди занимались речным туризмом, потому что это интересно, потому что наша страна располагает к этому. На одном из сплавов в группе оказался с чехом. Он живет в Праге, но каждое лето вот уже 15 лет приезжает в Россию и сплавляется по нашим рекам. Он рассказал, что в Чехии есть всего одна сплавная река и сплав по ней длится всего два часа, а русские - счастливый народ.
У меня трое детей и жена, далекая от туризма, поэтому я хотя бы один отпуск в году вывожу семью на море. Два дня под солнцем не двигаясь - хорошо, но дальше - скука. Вирус «де-ланья» начинает клевать, и надо куда-то идти, чем-то заниматься. В речном туризме заботы и отдых сочетаются. Иногда нужно много идти до реки, потом быстро разобрать палатку, разжечь костер, приготовить еду, на каких-то реках надо грести, на опасных - грести мастерски, а местами тебя река сама несет - отдыхаешь, на берегу после всех приготовлений - отдыхаешь снова, купаешься.
Туризм - иллюзия свободы. Ты на реке с комфортными для тебя людьми, вокруг никого посторонних. Ты вне вынужденных обстоятельств. На совершенно конкретный период ты предоставлен сам себе, ты делаешь то, что хочешь, начальников над тобой нет. Ты свободен. Почему иллюзия? Да потому что мы на самом деле везде и всегда свободны. В обычной жизни мы просто сами придумываем себе обстоятельства и причины несвободы, потому что так принято. В лесу, на воде проще от этой шелухи избавиться.