После того, как перестал проводиться конкурс «Мэтр полиграфии», типографиям стало заметно не хватать значимых и серьёзных конкурсов профессионального мастерства. Ведь всегда интересно, как твою работу оценивают не только клиенты, но и коллеги, которые нередко бывают гораздо придирчивее. К счастью для газетных типографий традиция конкурсов не утеряна — её продолжает полиграфический холдинг VMG. На этот раз традиционный Открытый профессиональный конкурс печати «Санат» проводился при участии расширенного списка партнёров — компаний Manugraph, UPM, ЗАО «Бумсервис», Союз дизайнеров России, АНРИ и ГИПП. Как признались сами организаторы, ещё пару лет назад им казалось, что конкурс заглохнет, однако второе дыхание ему придало решение об открытии конкурсной программы и приглашении в неё любых газетных типографий, а не только оснащённых машинами Manugraph. Кроме того, с 2013 г. к участию привлечены и издательства — это должно помочь им сблизиться с типографиями. В конечном итоге только более плотное сотрудничество между издательствами и типографиями (вместо обычной связки «заказчик–исполнитель») поможет найти новые, привлекательные для читателей форматы издательских продуктов.
Итак, праздничная церемония награждения призеров и лауреатов конкурса состоялась в московском отеле «Золотое кольцо» 12 ноября 2013 г. Свои работы прислали 33 газетные типографии России, Белоруссии и Казахстана. Во впервые учреждённой Оргкомитетом и Союзом дизайнеров России номинации «Лучший дизайн первой полосы» приняли участие 15 российских газет.
Призёры конкурса по номинациям:
«Лучшая цветная газета»
1 место — ЗАО ПК «Экстра М», г. Красногорск.
2 место — ООО «ВМГ-Принт», г. Подольск.
3 место — ЗАО «Прайм Принт Москва», г. Долгопрудный.
«Лучшая газета, отпечатанная в одну или две краски»
1 место — ООО «Орск-Пресс», г. Оренбург.
2 место — ГУП АК «Бийская типография «Катунь», г. Бийск.
3 место — ОАО «Печатный двор Кубани», г. Краснодар.
«Лучшая газетная продукция, отпечатанная на мелованной бумаге»
1 место — ООО «Первый полиграфический комбинат», г. Красногорск.
2 место — ЗАО «Прайм Принт Москва», г. Долгопрудный.
3 место — ОАО ИПК «Царицын», г. Волгоград.
«Лучшая комбинированная продукция»
1 место — ООО «ВМГ-Принт», г. Подольск.
2 место — ООО «ИПЦ «Гузель», г. Нижнекамск.
3 место — ЗАО ПК «Экстра М», г. Красногорск.
«Лучшая печатная продукция формата А4/А5»
1 место — ТОО «Газетный двор», г. Петропавловск (Казахстан).
2 место — ООО «Издательство «Южный регион», г. Ессентуки.
3 место — ООО «ВМГ-Принт», г. Подольск.
«За инновации в производстве газеты»
1 место — ЗАО «Прайм Принт Москва», г. Долгопрудный.
2 место — ЗАО ПК «Экстра М», г. Красногорск.
3 место — ООО «ВМГ-Принт», г. Подольск.
«За лучший дизайн первой полосы»
1 место — Газета «Труд 7».
2 место — Газета «Культура».
3 место — Газета «Труд».
Учатся работать вместе с рынком…
Слева направо — Р. Хенн, Б. Мюллер, П. Брук, А. Ларионов. Хенн заявил, что по итогам 2013 г. объём продаж в России ожидается на уровне 8 млн евро — больше, чем годом ранее. Хотя Мюллер тут же заметил, что такой результат не удовлетворит компанию, но признал — бизнес в России подвержен пикам и падениям
12 ноября за час до начала официальной церемонии открытия выставки состоялась пресс-конференция Müller Martini. Интерес к мероприятию подогревали произошедшие в августе события в московском офисе компании «ММ Русланд» (http://www.publish.ru/ news/201309_20086595), когда его покинула большая часть персонала во главе с бывшим генеральным директором. Видимо, в Müller Martini понимали важность мероприятия, поэтому компанию на нём представляли руководители всех уровней — генеральный директор Бруно Мюллер, управляющий директор по региону Восточная Европа Роланд Хенн, генеральный директор Most Management Пауль Брук (новый управляющий «ММ Русланд») и директор по продажам «ММ Русланд» Андрей Ларионов. Руководители перечислены по цепочке подчинённости — в ходе пресс-конференции выяснилось, что именно так организована новая структура. Что касается российского офиса, то в нём будет также работать руководитель по проектам Александр Забуга, два специалиста по логистике запчастей и два — по сервису. При необходимости в распоряжении клиентов Müller Martini будут 24 сервис-инженера, обслуживающие Восточную Европу. Все остальные позиции, не имеющие прямого отношения к бизнесу, включая общее руководство офисом (этим объясняется должность Брука), выведены на аутсорсинг.
Происходящие перемены Мюллер объяснил так: «Рынок сокращается, мы сокращаемся и учимся работать в новых условиях». Но начал он традиционно — с общей презентации, посвящённой тенденциям рынка и положению компании на нём. Согласно представленным им диаграммам (данные PIRA), общий рынок полиграфии в мире после провала в 2009 г. продолжает устойчиво расти. По прогнозам в 2014 г. он превысит докризисный пик — более 800 млрд долл. Но рост этот обеспечивается в первую очередь за счёт упаковки — остальные сектора сокращаются или остаются на стабильном уровне. Отмечен лишь небольшой рост в выпуске журналов и книг в твёрдом переплёте.
Что касается Müller Martini, то Мюллер напомнил, что это швейцарская компания, представляющая собой семейный бизнес, которым владеет один человек — Рудольф Мюллер (двоюродный брат Бруно). Основана она в 1947 г. и с самого начала занималась разработкой и выпуском оборудования для послепечатной обработки. «У нас огромный опыт, накопленный в хорошие времена быстрого роста индустрии, которым мы можем применить и сейчас, когда дела в полиграфии не так хороши», — заметил Мюллер. Сейчас оборот компании — 400 млн франков, численность персонала — 2000 человек по всему миру, из них 750 — специалисты по продажам и сервису в заграничных филиалах. Самый активный из них расположен в Китае — там работает около 50 человек. Помимо послепечатных решений для издательских продуктов, выпускается также оборудование для защищённой и упаковочной печати.
Продажи Müller Martini в России довольно стабильны, составляют 2–3% от общего оборота компании. По мнению PIRA, у нашего полиграфического рынка вообще неплохие перспективы — по итогам года ожидается 7% роста. Хотя Мюллер признал, что подобные оптимистичные оценки могут расходиться с реальностью. Сейчас компания продолжает инвестировать в новые продукты и сервисы, параллельно выполняя комплексную реорганизацию для адаптации к существенно сократившемуся (практически вдвое) рынку. Мюллер привел два примера того, как компания продолжает инвестировать в разработки и сервис: высокоавтоматизированная и оснащённая сервоприводами КБС Allegro и комплекс услуг MMServices. Allegro — самая популярная КБС в мире в своём классе производительности, потому что сегодня важна не максимальная скорость, а минимальное время переналадки. Она может успешно использоваться как с офсетными, так и с цифровыми печатными машинами. Комплекс услуг MMServices предполагает не только стандартные сервисные контракты, но и услуги по продлению срока жизни оборудования — клиенты всё чаще заказывают модернизацию уже существующих машин. Мюллер привёл пример, который его одновременно и радует, и огорчает, — в самой большой европейской газетной типографии Axel Springer (Германия) в 1993–1994 гг. был запущен цех экспедиции с объёмом инвестиций 80 млн шв. франков. И недавно силами Müller Martini была выполнена его комплексная модернизация, которая позволит эксплуатировать оборудование ещё 10–15 лет. С одной стороны — это хорошо, поскольку показало возможности сервиса компании, с другой — этому клиенту не удалось продать новое оборудование.
Затем слово передали Хенну, который рассказал, что в октябре 2012 г. было принято решение разделить продажи и сервис на 8 подразделений по региональному признаку. Хенн отвечает за Восточную Европу, куда вошла и Россия. Штаб-квартира подразделения расположена в Вене (Австрия). На регион приходится около 10% продаж компании. В последние несколько месяцев была проведена реструктуризация российского офиса, и сейчас у компании сформирована здесь сильная команда. С ней, а также с международными партнёрами из Sitma, Rima System и Hunkeler Müller Martini была представлена на общем стенде «Полиграфинтер». Хенн также сообщил об успешных проектах в России — установлено уже 9 КБС Pantera (самая недавняя — в типографии «РЕО Принт» в Подольске); реализован крупный проект в «Первой образцовой типографии» (Чехов) с комплексом послепечатной обработки малотиражных книг, отпечатанных на современных рулонных ЦПМ; расширен цех экспедиции в «Прайм Принт» машиной ValueLiner для приклейки почтовых карточек и т. п. к газетам в линию. В «Прайм Принт» вскоре будет также установлена новейшая машина FlexLiner для вложений.
На пресс-конференции также присутствовали представители типографий, которые пожаловались на проблемы с запуском оборудования и взаимодействия с офисом. Им предложили обсудить эти вопросы индивидуально на стенде. «Мы всегда открыты для своих клиентов», — подытожил Мюллер.
Послепечатное изобилие
В отличие от офсетных машин, покинувших экспозицию, послепечатное оборудование было представлено в большом разнообразии. Собственно, именно такая техника наиболее подходит и нуждается в наглядной демонстрации потенциальному клиенту. Полиграфисты не ждут, что на стенде будут безупречно работать СТР или рулонная печатная машина. Да и демонстрация расходных материалов — акт чисто символический. А вот многие послепечатные устройства не только красуются на стенде, но и работают. Посетители могут наглядно оценить качество сборки и даже результат работы. Конечно, большую производственную линию за день-два перед выставкой не настроишь, но отдельные устройства, брошюровщики или даже огромные флаторезки вполне могут показать свои способности.
В отсутствие офсета цифровая печатная техника на выставке всё же была. И, разумеется, послепечать была подобрана с учётом ускоренного развития «цифры»: в основном были представлены устройства, рассчитанные на малый формат, или же на большой, но для работы с цифровыми отпечатками.Разумеется, были показаны режущие плоттеры большого формата, приспособленные для работы с продукцией широкоформатных принтеров, но, оказывается, уже есть послепечатная техника для работы с рулончиками, запечатанными на этикеточных принтерах малыми тиражами — например, почти игрушечное на вид устройство производства Primera Technology Europe.
«Технология» представила промышленные планшетные режущие плоттеры Elitron. Их отличительная особенность — запатентованная система экспонирования изображений на ложе резки с помощью обычного проектора. Это существенно ускоряет подготовительную работу — оператору легче задавать параметры резки, делая корректировки на ходу с учётом особенностей конфигурации материала. В России уже 4 инсталляции таких машин.
Больших машин на выставке было немного, при этом две флаторезки ухитрились разместить на урезанной выставочной площади настолько скромно, что их, возможно, не все и увидели. Обе — турецкого производства: ASTROCUT (Aydin Makine) на стенде «ВИП-Cистем» и FCT (Vatan Makina), представленная «Босфор-центр». Увы, Турция уже давно более промышленная страна, чем Россия. Во всяком случае с точки зрения полиграфического машиностроения…Обе флаторезки на выставке работали с двух рулонов, причём FCT резала картон, а ASTROCUT II 1250–2 нарезала листы из рулонов офсетной бумаги 80 г/м 2, но она может работать и с 4 рулонами.
Упаковочная отрасль и производство сложных рекламных конструкций пока пострадали меньше, чем издательский бизнес. Упаковщики даже могут позволить себе роскошь покупать оборудование солидных европейских компаний: например, на стенде «Апостроф» демонстрировалась уже проданная клеевая линия Lamina. Машины этой компании отличаются компактностью, так что показу не помешала даже небольшая площадь стенда.Клеевая линия Lamina FreeStanding Working Station оснащена термоклеевой системой с 4 головками
Для ламинирования нестандартных и крупногабаритных изделий многим будет полезен показанный «Фирмой ЛИР» планшетный ламинатор Rollover. Название не должно пугать: это не офисное устройство, а конструкция, на которой к материалу прикатывается плёнка с помощью специального ролика. Стол с подсветкой удобен при работе с прозрачными и полупрозрачными материалами. В качестве основы толщиной до 90 мм могут выступать пластиковые и алюминиевые панели. Прикатывать к ним можно как плёнку, так и цифровые отпечатки, удобство работы с которыми особо подчёркивается. Также производитель уверяет, что эргономичная конструкция позволяет справляться с работой одному оператору.
Было на выставке и немало ламинаторов традиционной конструкции. На стенде SupplyLand демонстрировалась самая бюджетная модель из имеющихся у Autobond: Micro 52 S DT (около 2 млн руб.) с индуктивным нагревом валов (у старших моделей нагрев водяной). Впрочем, хорошо уже и то, что на выставку ещё вообще привозят оборудование, хотя бы и не самое большое.Увы, мы снова не увидели цифровой системы струйного УФ-лакирования Autobond, которая уже несколько лет как разработана этим производителем, но до России так и не добралась. Правда, сейчас идёт её модернизация: компания меняет печатающие головки с целью сделать систему совместимой с более дешёвыми лаками — именно их цена является главным препятствием для распространения этой технологии цифрового лакирования. Если это случится, то, пожалуй, можно будет увидеть новую систему не на выставке, а на производстве.
А пока англичане совершенствуют свою технику, мы можем вспомнить, что у нас ещё тоже бывают свои Невтоны и Лобачевские. Российская LBC утверждает, что техника у нее — собственного производства. И не только давно производимые этой компанией и хорошо знакомые полиграфистам брошюровщики и перфораторы, но и ламинатор, а также термоклеевая однокареточная машина.
На стенде LBC — ламинатор для одностороннего ламинирования ЛЛ?740 и термоклеевая машина ЛБС?50
Производительные перфораторы АР 360 (справа) и устройства для переплёта металлической пружиной Autobind германской Renz, одной из ведущих компаний в этом секторе.Представленный «Копитаном» перфоратор Renz АР 360 можно приобрести в двух вариантах: Manual либо Digital. Последний — с цифровой настройкой режимов работы, что даёт преимущество при работе с малыми тиражами.
Для малоформатной листовой продукции пригодятся башенные листоподборочные машины, представленные несколькими компаниями. Система Plockmatic, показанная на стенде «Принтматик», имеет фрикционную подачу листов, хотя у этого известного шведского производителя есть и вакуумный вариант. Но листоподборочная машина ACF510 имеет систему фрикционной подачи Plockmatic Glossy Friction, которая позволяет работать не только с офсетной, но и с глянцевой мелованной бумагой: производитель уверяет, что ему удалось решить проблемы фрикционной подачи и создать универсальное экономное решение для профессионалов.
Для типографий, специализирующихся на цифровой печати, GFS показала экономичный фальцевально-швейный агрегат Smyth Digital-88: из напечатанных на ЦПМ комплектов машина сама формирует блоки, предварительно фальцуя отпечатки — всё это при участии единственного оператора. «Старшие братья» этой машины в России уже установлены, но стоят они немало и доступны только наиболее успешным цифровым типографиям. Появление бюджетных вариантов должно помочь и остальным с переходом на цифровую печать, которая, в связи со снижением тиражей, становится всё актуальнее.
«Керн СНГ», с мая 2013 г. также представляющая в России Neopost, собрала обширную экспозицию решений для почтовых отправлений. Среди них — премьера компактной Neopost DG-65 производительностью до 2400 отправлений в час. Для больших и средних работ актуальна Neopost DS-200, отличающаяся мультиформатностью с производительностью до 4800 отправлений в час. В зависимости от конфигурации стоимость решения — от 50 до 100 тыс. евро. Директор по продажам «Керн СНГ» Денис Иващенко отметил, что растёт интерес к современным франкировальным машинам — грядёт перевооружение почтовых учреждений.
На грани между офисным и профессиональным оборудованием встречаются любопытные гибриды. Например, переплётные автоматы Steiger («Принтматик») сверлят бумагу и закрепляют блок пластиковой клёпкой. Конечно, такой способ переплёта весьма специфичен (и к тому же не позволяет блоку легко открываться), но для наведения порядка в больших архивах пригодится. А операция сверления бумаги может пригодиться и в других случаях. Steiger 50 Auto впечатляет ценой, характерной для профессиональной техники, но существует и более бюджетный вариант Steiger 50M, у которого для сверлении и переплёта два узла, что делает работу менее удобной и быстрой.
Похоже, послепечатная техника — та самая соломинка, на которой ещё держится наша главная полиграфическая выставка. Если количество тяжёлой печатной техники стабильно уменьшается, то машины для обработки тиража становятся только разнообразнее. И всё больше становится решений, приспособленных для обработки цифровых отпечатков, что, в свою очередь, помогает цифровой печати развиваться ещё быстрее.
Тест на цветовосприятие
В течение всех четырёх дней выставки «Полиграфитер-2013» на стенде Publish для всех желающих бесплатно проводился тест на цветовосприятие Rite Farnsworth-Munsell 100 Hue Test, любезно предоставленный нам в пользование компанией «Графитек». Суть заключалась в необходимости выложить четыре линейки фишек в правильной градации цветов, обойдя «подводные камни» в зелёном и синем спектре, а затем с помощью специальной программы оценить свои успехи — не путаешь ли ты лиловый с фиолетовым, а pantone с фантомом.
Среди посетителей нашего стенда было много не побоявшихся и рискнувших (кто-то даже приходил второй и третий раз). Помимо сертификата, в качестве бонуса мы дарили подписку на наш журнал тем, кто приблизился к лучшему результату и набрал менее 10 баллов. Из более чем восьмидесяти тестируемых таковых специалистов оказалось ровно двадцать человек. Но среди них есть четверо «медалистов», которых наша редакция хотела бы отметить особо — это специалисты, прошедшие тест с наилучшим результатом и набравшие 0 баллов — т. е. не допустившие ни одной ошибки. Мы попросили наших «нулевых» призеров кратко поделиться историей своей профессиональной деятельности.
Александр Пашкульский
Последние 5 лет я — самоотверженный труженик в рекламно-полиграфической отрасли. Печатью и полиграфией интересовался ещё со школы, а начинал трудовую деятельность с одного дня летней подработки в одной маленькой типографии в Челябинске. Потом пришёл в другую, весьма крупную, рядовым резчиком, а ушёл с должности мастера цеха. Последние 1,5 года печатал наружную рекламу, а в августе 2013 г. прошёл обучение по специальности «печатник-шелкограф» на курсах трафаретной печати. Сейчас занимаюсь полным циклом разработки и самостоятельного производства одной настольной игры, в планах ещё несколько своих проектов. Маленькими шагами уверенно иду к строительству своего «Лунопарка» с блекджеком и шелкографией!
Андрей Вайнер
Я окончил Московский институт электроники и математики (не пугайтесь названия — там была кафедра дизайна). Сразу после защиты диплома отправился из холодной суеты столицы на малую родину в г. Пятигорск, где живу и работаю по сей день. В сфере графического дизайна тружусь с 2005 г. Сейчас являюсь руководителем дизайн-студии в рекламном агентстве: обучаю, хвалю и ругаю дизайнеров, рисую картинки на радость людям и на продаж повышение.
Павел Платонов
В полиграфию я пришел в 2001 г. Работал в общественно-политическом журнале дизайнером-верстальщиком, специалистом по допечатной подготовке, фоторепортёром, занимался цветоделением. Но по образованию — техник-технолог авиационных приборов и комплексов. В настоящее время оказываю фотоуслуги по репортажной, интерьерной и архитектурной съёмке, работаю по профессии и в полиграфию возвращаться не планирую.
Кудяшев Денис
Я студент МГУП им. И. Федорова, учусь на пятом курсе по специальности «Технология полиграфического производства». Специализируюсь на кафедре цифровой техники и технологии, в рамках спец. дисциплины выбрал «Цвет в цифровой печати». Сейчас как раз изучаю особенности цветоразличения, в том числе и влияния, оказываемого на него различными факторами. Как и многие студенты последних курсов, сейчас более всего озадачен вопросами трудоустройства.Редакция журнала желает всем призёрам успехов в достижении новых профессиональных высот, а Денису — удачного старта (надеемся, что сертификат с результатами Ваших выдающихся способностей в этом поможет). Тех, кто ещё не испробовал свои силы, мы ждём на первой московской полиграфической выставке 2014 г. — «Упаковка/Упак Италия-2014» в январе. До встречи!