С 15 по 17 декабря 2011 г. в Учебном центре подготовки руководителей (г. Пушкин) при содействии Издательско-полиграфической ассоциации университетов России проводился ежегодный семинар «Издательская и полиграфическая деятельность вуза».
В работе семинара приняли участие свыше 50 участников из 46 вузов 27 городов Крайнего Севера, Сибири, Урала, Дальнего Востока, Европейской части России, Москвы и Санкт-Петербурга, а также ряда университетов США.
Традиционная программа семинара была посвящена насущной проблеме вузовского книгоиздания — экспертизе учебных изданий через механизм грифования. О документах и процедуре, регламентирующих процесс получения рецензий уполномоченными государственными учреждениями, рассказал Ю.Н. Самарин.
Приказом Минобрнауки России МГУП определён базовым вузом, который как раз и организует работу с государственными учреждениями,уполномоченными для подготовки рецензий на учебные издания для образовательного процесса. Ю.Н. Самарин подробно остановился на порядке получения рецензии, методике определения стоимости этой процедуры, форме рецензии.
Не все рукописи, направленные для получения рецензии уполномоченных учреждений, получают положительную рецензию специалистов. За 2011 г. было получено 550 положительных и 175 отрицательных рецензий.
С процедурой получения грифа УМО на учебные издания познакомил участников семинара П.И. Романов. В выступлении рассматривалось, что даёт гриф автору, издателю и вузу, как присваивается и о чём свидетельствует, какие документы должны быть представлены вместе с рукописью, направленной на грифование, требования к учебнику и учебному пособию, как учитываются издания, получившие гриф УМО.
При тенденции сокращения количества учебно-методических объединений особое внимание следует уделять фактам фальсификации. Например, гриф УМО при такой общественной организации, как Академия естественных наук, не учитывается Рос-обрнадзором в качестве аккредитационного показателя для вуза.
По мнению А.В. Иванова, «...вузовский издатель не может не учитывать реалии сегодняшнего дня.Уже сейчас мы должны говорить о введении новых образовательных стандартов третьего поколения, новых технологиях цифровой печати, электронных книгах, использовании их в учебном процессе, изменяющемся законодательстве. Наша компетентность в том или ином вопросе во многом зависит от того, насколько мы хорошо знаем, как этот процесс развивается в других странах, какие технологии используются в мире, как это происходит на практике.
У отечественного издателя есть возможность получить именно такую информацию и, адаптируя её к российской действительности, найти свой собственный путь развития. Не случайно в названии семинара появилась тема полиграфической деятельности. Именно полиграфические технологии подвержены значительным изменениям, и сейчас как никогда необходимо поднять вопрос, какие сервисы будут востребованы в мире в ближайшее время.
Опыт развитых стран — Германии, Финляндии, Франции, Англии и США — демонстрирует правильный вектор развития, однако при этом необходимо искать более эффективное использование новых технологий печати. Тогда как во всём мире применяют инновационные проекты и востребованные сервисы, в России всё ещё практикуется использование «тягловой лошади».
В своём выступлении «Цифровая печать в университете Колгейт» Боб Киатс сообщил о том, что в университете Кол-гейт, основанном в 1819 г., обучается 2850 студентов. Центр печати, который возглавляет Б. Киатс, оказывает услуги по цифровой и офсетной печати. Однако исторически, кроме услуг печати по требованию и печати переменных данных, допечатной подготовки и переплёта, Центр предлагает почтовый сервис для университета.
В Центре работают 12 сотрудников и 18 студентов. В основном сотрудники выполняют несколько видов работ. При этом основные показатели печатного центра за 2011 год следующие. Объём печати составил 5 млн оттисков, в том числе печать цветных страниц — 41%, выполнено 3300 издательских проектов, бюджет центра — 1 млн 350 тыс. долларов. При этом за последние 20 лет объём офсетной печати упал на 50% и в настоящий момент составляет всего 10% всех заказов. А доля цифровой печати, наоборот, увеличилась на 50% и в 2011 г. составила 90%.
По оценкам Джеффри Гворека, сегодня в Йельском университете наблюдается сокращение объёма печати. К 2013 г. планируется снизить использование бумаги на 25% и перейти на электронные носители.В центре печати Йельского университета сегодня работают 57 сотрудников, в том числе 26 являются руководителями и специалистами, остальные — техническая служба. Подразделение не финансируется университетом и находится полностью на самоокупаемости. Предоставляются услуги по цифровой и офсетной печати, дизайну, переплётным работам.
В центре оказывают услуги по разработке дизайна веб-сайтов, графическому дизайну, сканированию. Центр зарабатывает арендой копировальных аппаратов, печатью, подготовкой к отправке писем и т.д.Центр печати и публикаций обслуживает в год около 3000 клиентов. Объём печатной продукции составляет 14 млн оттисков чёрно-белой печати и 1,9 млн цветных страниц. Самая высокая стоимость заказа составила 256 долларов, а самая низкая — 0,5 доллара.
Бюджет подразделения в 2011 г. достиг 12,9 млн долларов, а в 2012 г. планируется 10,2 млн долларов, при этом на зарплату и дополнительные выплаты будет потрачено 4,95 млн долларов. В дальнейшем прогнозируется сокращение количества заказов на печать.
Уровень зарплаты сотрудников центра составляет от 21 до 32 долларов в час у специалистов
цифровой печати, у операторов офсетной печати — 19 — 32 доллара в час, у дизайнеров — от 23 до
40 долларов в час. Особенностью печатной политики центра является то, что услуги оказываются только университету и его филиалам, подразделение не работает с внешними заказчиками. Дальнейшее развитие бизнеса руководство центра видит в расширении спектра оказываемых услуг за счёт рекламной продукции и
развитии услуг для подразделений университета.
Ларри Фокс кратко охарактеризовал самую крупную в США государственную систему высшего образования. В 10 кампусах университета Калифорнии обучается 198 тыс. студентов. Университет Сан-Диего, основанный в 1960 г. и входящий в структуру университета Калифорнии, расположен в 761 здании, в нём обучаются 29 тыс. студентов.
В финансировании университета около 8% составляют средства государства, почти 32% — контракты и гранты. Текущий бюджет составляет свыше 2 млрд долларов. Спектр услуг печатных центров университета весьма широк: это не только печать книг, отчётов, информационных бюллетеней, флайеров, буклетов и т.д., но и графическое оформление документов, а также печать персонифицированных обращений. Печатные центры и центры обработки документов расположены на трёх площадках.
В университете имеется вебпортал для размещения заказов на печать. При этом курьерские услуги оказываются бесплатно. Оформление авторских прав осуществляется в книжном магазине университета. Печать учебных материалов производится только для того количества студентов, которые посещают данный курс.
Финишная обработка книг рассчитана только на мягкую обложку, а переплет заказывается у внешних поставщиков этой услуги. Свыше 10 лет в университете эксплуатируется цифровое печатное оборудование фирмы «Ксерокс».
Годовой объем выпускаемой печатной продукции составляет 40 млн оттисков, в том числе 2,4 млн цветных страниц.
Перспектива на 2012 г. руководству центра видится в организации сбыта печатной продукции университета через внешние типографии, проведении дней открытых дверей, продаже печатной продукции для личных нужд факультетам и сотрудникам, приобретении нового оборудования для производства книг.
Свою презентацию, посвященную тенденциям в книгоиздании и цифровой печати, Эдвард Даниельчик обозначил как «Глобальные перспективы — разрушительные силы в действии». Современные общемировые тенденции заставляют книгоиздателей искать новые эффективные бизнес-модели.
Одной из наиболее перспективных технологий является цифровая печать, которая для наиболее востребованных на рынке малотиражной и персонализированной печати имеет более сильные позиции в сравнении с офсетом. За последнее время доходы от цифровой печати возросли с 8 до 45,3% , а от офсетной печати — упали с 88,7 до 51,3%.
Если в 2007 г. глобальный рынок цифровой печати оценивался в 2,1 трлн рублей, то за последующие 5 лет он должен удвоиться. Издательской отрасли необходимо считаться с новой реальностью: рабочие потоки основаны на контенте без привязки к формату, увеличиваются продажи электронных книг и устройств для чтения. Все это приводит к изменению бизнес-моделей в книгоиздании, где цифровая печать используется для начального тиража, сигнального экземпляра и допечатки тиража.
Уровень роста цифровых отпечатков в 2010 — 2015 гг. в сегменте вузовского книгоиздания составит 14%. «Ксерокс» предлагает глобальную платформу для современного цифрового книгоиздания, наиболее адаптированную и способную к трансформации. Эта платформа включает три основных модели: централизованную модель для печати тиражей от 250 экземпляров до миллиона на офсете или цифровой рулонной печати, модель для печати по требованию небольших тиражей и полностью распределенную модель печати микротиражей и единичных экземпляров.
Статистика показывает, что последние несколько лет самый быстрорастущий сегмент книжной индустрии — это самиздат и так называемые микротиражи. Именно для этого сектора было создано новое решение под названием Espresso-Book-Machine.
Espresso-Book-Machine — это уникальная компактная система изготовления книг, которая производит книги по требованию непосредственно в точке реализации, обеспечивает поиск нужных книг в доступных коллекциях и загружает требуемые файлы, печатает, переплетает и обрезает книжные блоки.
Сейчас для Espresso-Book-Machine доступны коллекции, превышающие 4 млн наименований книг. Целевыми рынками для Espresso-Book-Machine являются три ключевых сегмента: магазины, которые хотят предоставлять своим клиентам сервисы печати книг в точке их приобретения; библиотеки и университетские книжные киоски; а со временем — агрегаторы и владельцы контента.
В США средняя стоимость микротиража, отпечатанного на Espresso-Book-Machine, составляет от 15 до 30 долларов, но может быть и ниже, всё зависит от издержек. Главная ценность этой услуги в том, что клиент может немедленно получить ту книгу, которая ему нужна прямо сейчас.
Как это всё выглядит — простой монохромный принтер «Ксерокс», блок постпе-чатной обработки, цветной принтер для печати обложек, а также программные комплексы для размещения заказов на печать книг из внешних коллекций и подготовки и печати собственных книг. Исследования показывают, что спрос на микротиражи лежит как раз в области чёрно-белой печати.
Уникальность комплекса в том, что он обеспечивает доступ к уникальным коллекциям контента, решает вопросы с авторскими правами и гонораром. Если вы размещаете вашу книгу в общий каталог и кто-то купит эту книгу, вы получите свой авторский гонорар. И все эти задачи позволяет решить Espresso-Book-Machine. Например, сейчас доступны коллекции известных издательств Lightning Source Inc., John Wiley & Sons, Hachette Book Group, McGraw-Hill, Simon & Schuster, Clements Publishing, Cosimo, E-Reads, Bibliolife, Information Age Publishing, Macmillan, University of California Press и W.W. Norton, а также коллекции Google Books. Планируемый срок окупаемости Espresso-Book-Machine составляет от одного года.
Леонид Коновалов в своём кратком выступлении представил российскую разработку интернет-технологии публикации книг из цифровых коллекций вузов и библиотек по требованию. Он отметил, что основные тренды в мировом книгоиздании ведут к тому, что книги в виде востребованного контента должны быть доступны в том месте и в то время, где они необходимы. Такой доступ существенно расширяет возможности как для студентов, так и для научных сотрудников университетов.
Это решение подходит для университетских библиотек, когда решены все вопросы с авторскими правами. Контент может быть востребован как библиотечной системой вуза, так и более широким кругом потребителей. Решение адаптировано для российских вузов — владельцев оборудования «принт-он-деманд».
Компанией «Ксерокс» совместно с группой экспертов из вузов и ведущих российских библиотек была сформирована бизнес-идея и продукт Хеrох ВоокSurf («Сёрфинг в мире книг»). Основная цель разработки — предоставление интернет-сервиса для публикации уникального контента. Это может быть традиционная печать или электронный формат. Целевая аудитория — преподаватели, студенты, читатели библиотек и пользователи Интернета.
Ключевым звеном в этой схеме является правообладатель контента. Исполнитель заказа — типография. Координатор — сервис-бюро, которое при условии соблюдения авторского законодательства обеспечивает выполнение заказа на всех этапах интегрированного процесса.
Это могут быть автономные комплексы для отдельных вузов. В дальнейшем, с развитием этого сервиса, к нему могут быть подключены внешние владельцы востребованного контента, такие как архивы и музеи, а также другие университеты. Имея собственную электронную базу вузовских изданий, можно предлагать подобный сервис другому вузу, обмениваясь контентом.
Основные результаты — внедрение сервиса публикаций, востребованность контента; все участники проекта, особенно в условиях кризиса, получают вознаграждение. Что касается практического внедрения, то это решение уже начинает активно работать в Президентской библиотеке.
К.А. Медведко отметил, что поначалу вузы относились к проекту BookSurf без особого внимания, так как основная составляющая — авторские права — в вузах не оформлялась должным образом. Но сейчас НГУ решает этот вопрос, и авторские права оформляются на всю литературу, которая издаётся в НГУ через издательство.
На данный момент издательство подошло к решению, что необходимо заключать лицензионный договор практически на каждую книгу, независимо от того, практикум это или учебник. В настоящее время складывается реальная ситуация, когда вуз может свои книги представлять в другие вузы. И благодаря системе от «Ксерокс» уже сейчас можно в вузах, обладающих необходимой качественной техникой, без потери качества воспроизвести необходимое издание.
Кроме того, ИЦ НГУ планирует создать свою электронную вузовскую библиотеку, так как книги в университете выходят малыми тиражами, и уже сейчас практически не найти книг, которые издавались 10 или 20 лет назад. У некоторых преподавателей они остались по одному экземпляру, поэтому можно их перевести в электронный формат и разместить в электронной библиотеке.
Как же вузовскому издательству попасть в такую электронную базу данных? Л. Коновалов разъясняет,что необходимо списаться с владельцем электронной базы данных и предложить ему свой контент на определённых условиях. Другой способ попасть в базу данных — расположить свои издания в электронных библиотеках, где они через поисковую систему будут доступны читателю.
Эффективной формой обмена мнениями стали круглые столы по актуальным темам вузовского книгоиздания. Участникам семинара было предложено работать по следующим темам: «Организация работы РИО», «Проблемы авторского права», «Реализация продукции издательства через Интернет» и «Научные журналы вузов и базы научного цитирования (Scopus, Web of Science)».
МНЕНИЯ УЧАСТНИКОВ
Е.В. Кондукова (издательство «БХВ-Петербург»): Казалось бы, вопросы авторского права проработаны, но оказывается, что только некоторые университеты решили этот вопрос. И нерешённость этой проблемы тормозит реализацию книг. По вопросам экспертизы грифования литературы для меня ничего нового не было сказано. Интерес вызвали доклады представителей американских вузов.
И.Г. Максимова (зав. РИО Российского государственного гидрометеорологического университета): Ход круглого стола по вопросам организации РИО показался мне неинтересным. Но мне кажется, что все забыли - здесь собрались университетские издательства. Не слышно разговоров о книгах, распространении, только полиграфия, которая «подмяла» под себя всю издательскую деятельность вообще. Я ушла в угнетённом состоянии. Мне стало жалко наше образование, и если всё сводить к тому, где бы заработать, то это не работа.
А.Б. Морев (директор издательства Кубанского государственного университета): Всегда с этого семинара привозишь что-то новенькое. И этот год - не исключение. На этот раз интересен опыт американских вузов, но у них отсутствует государственное финансирование, совсем иной подход к решению издательских задач. На этом семинаре очень много дают круглые столы по различным вопросам издательской деятельности, где можно узнать опыт работы других вузов. Круглый стол по организации работы РИО ближе познакомил с проблемами редакционно-издательского процесса.Я руковожу издательством сравнительно недавно, и знать особенности работы РИО для меня как руководителя очень важно.
Л.Н. Еремеева (начальник издательского центра Марийского государственного университета): На этом семинаре мы встретились дружной командой, повидали коллег и получили заряд на новый год. Посмотрели на коллег из-за океана, наверное, в чём-то сравнивали себя с ними. Мне показалось, что американские коллеги - скорее, узкие специалисты по технике, больше занимаются бизнесом, в то время как мы профессионально занимаемся ещё и редакционно-издательской деятельностью. Мне понравилось, что они привлекают к работе студентов. Это можно взять на вооружение, так как иногда складывается очень большая нагрузка на издательство, тем более что в нашем университете есть кафедры, готовящие специалистов профильного направления, например журналистов. И это будет засчитываться студентам как практика.К сожалению, не смогла попасть на все круглые столы, но выбрала наиболее важный для себя, зачем я сюда приехала - по научным журналам.
И.И. Фадеева (начальник научно-информационного центра Санкт-Петербургского государственного технологического университета растительных полимеров): Я на семинар приезжаю уже 10-й раз. Надо сказать, что работа прошла на удивление конструктивно. Было очень мало «фонового шума», экспертов немного, они подошли к своей работе очень чётко. Что касается американского опыта, то для такого небольшого вуза, как наш, это очень любопытно в качестве культурного обмена, повышения своего образовательного уровня. Но пока я затрудняюсь сказать, что я могу применить у себя на практике. Как всегда, оказалась интересной работа круглого стола. И это замечательно, что такая форма методом проб и ошибок искалась несколько лет. Люди общались в холлах, в коридорах. В прошлом году это было трансформировано в практику «круглых столов».
Выводы по результатам круглых столов
«Организация работы РИО»
В.Л. Башкатов (Нижегородский государственный университет им. Р.Е. Алексеева):
В результате широкого обмена мнениями участники круглого стола констатируют факт, что тиражи падают, будущее за электронными изданиями. Вывод: вузовским издательским подразделениям не хватает регламентирующих документов, подготовленных Минобрнауки. Не хватает нормативных документов, таких как нормы выработки редакторов, корректоров, верстальщиков. Сейчас в издательствах появляются другие профессии, связанные с выпуском электронных изданий, которые также нуждаются в регламентации их деятельности.
«Проблемы авторского права»
К.А. Медведко (Новосибирский национальный исследовательский государственный университет):
На круглом столе, где обсуждались проблемы авторского права, оказалось, что в некоторых вузах есть практика решения этого вопроса. Можно воспользоваться опытом Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского, на сайте которого представлены различные формы авторских договоров из издательской практики. По всей видимости, дальше вузы не могут игнорировать этот вопрос и должны приводить издательскую практику и взаимоотношения с авторами в соответствие с 4-й частью ГК РФ. Договоры с авторами у каждого вуза могут быть различными, но было бы полезно обмениваться такой информацией. Думается, что если у кого-то появляются проработанные варианты таких договоров, было бы полезно доводить такую информацию до широкого круга издателей. Это возможно сделать через сайт Издательско-полиграфической ассоциации. Мы здесь встречаемся каждый год. И каждый год это даёт толчок к решениям, которые мы сами у себя реализуем в университетах. Было бы неплохо, чтобы в качестве экспертов были представители Минобрнауки России. Эта просьба озвучивается вузовскими издателями не первый год и становится традиционной. Кроме того, мы впервые познакомились с опытом работы американских полиграфических предприятий при вузах. Очень интересный и полезный опыт. Оказалось, что мы работаем примерно так же, с учётом отечественных особенностей. И это стоит считать опытом положительным.
«Реализация продукции издательств через Интернет»
Е.В. Кондукова (издательство «БХВ»):
Мы разделили продукцию на 2 категории. Первая - печатная продукция. Вузу можно создавать свой интернет-магазин, но это очень сложно и вряд ли эффективно. Сложность вызывают вопросы платёжной системы и почтовой доставки. Более целесообразным будет заключение договоров с функционирующими интернет-магазинами. Другая категория продукции - электронные версии книг и электронные книги.Важный аспект этого направления - решение вопроса с авторским правом. Книги в электронном виде можно продавать через интернет-магазины, такие как «ЛитРес». Но уже сейчас набирают обороты различные ЭБС в связи с выходом приказа Минобрнауки. И здесь, на неисключительной основе, издательством вуза могут быть представлены электронные версии книг различным агрегаторам. В результате мы пришли к выводу, что издателям выгоднее представить свои издания в различных библиотечных системах.
«Научные журналы и базы научного цитирования»
О.Е. Горячева (Московский государственный строительный университет):
Очень многие вузы издают научные журналы, но вопросы участия вузовского издательства зачастую ограничиваются печатью журнала и подготовкой макета. Но есть опыт вузов, где издательства принимают участие в работе редакционной коллегии. Интерес к этой теме большой, и хотелось бы организовать отдельный семинар. Мы считаем, что вузы не должны регистрировать журналы, если их тираж меньше тысячи экземпляров. Однако есть требования для включения в перечень ВАК, что определяет статус вузовского журнала. Хотелось бы уточнить требования к журналам, которые включены в международные базы научного цитирования, например Scopus. На круглом столе поднимался вопрос о содержании вузовских журналов с точки зрения интереса к ним зарубежного читателя. Мы пришли к выводу о том, что российские вузовские журналы не соответствуют требованиям и по качеству контента, и по техническим параметрам. Тем не менее в России есть научные журналы, признанные в мировом масштабе. Нам бы хотелось получить рекомендации от специалистов, как организовать качественный перевод научных статей.