Фото на фоне «Бентли» — это для гламурных барышень. Производственникам ближе машины, которые печатают. Впрочем, Xerox iGen4 EXP претендует на роль люкс-мобиля от полиграфии.
Наверное, чтобы за 6 лет с нуля вырасти в одну из крупнейших московских оперативных типографий, нужно знать что-то такое, чего не знают другие. Рецепты успеха мы пытались выяснить у основателя оперативной типографии «Вишнёвый пирог» Евгения Тимощенко. Он, как и любой уважающий себя повар, сокровенных тайн не раскрыл, но намекнул — надо много работать, подбирать любящий своё дело персонал, постоянно пробовать новое и заботиться о клиентах.
О названии
Хотелось чего-то яркого, красивого и нестандартного. Без набивших оскомину слов «принт», «полиграфия», «пресс» и «CMYK» в названии. Придумал, мне понравилось, а потом убедил коллег, как это здорово — работать в типографии с таким «вкусным» и запоминающимся именем.
Начало
26 сентября 2006 г. подписали договор на поставку комплекса оборудования. Печать — Xerox DC 250, послепечать — ручные биговка, перфоратор и степлер, хороший электрический резак Ideal 6595, который работает до сих пор. Чуть раньше купили обычный офисный чёрно-белый принтер. С этим и начали работать в секторе коммерческой полиграфии — от визиток до буклетов. Вскоре купили КБС и добавили к ассортименту книги и журналы.
Бумага
С самого начала сделали ставку на обычные полиграфические сорта — легче купить, доступнее цена, привычный заказчикам ассортимент. Минус — поставщики цифровой печатной техники не всегда одобряют такую бумагу, особенно для «маленьких» машин. Бывают трения с техподдержкой.
О пользе хобби
Увлекаюсь автомодельным спортом, журнал о нём выпускаю. От таких занятий — огромная польза, в том числе для основной работы. У нас толком не настроенная ниткошвейная машина стояла без дела 4 года. Появились заказы на твёрдый переплёт — вспомнили о ней. Один за другим два инженера из компаний-поставщиков (один – опытный, другой – с пониманием) промучились и не сумели запустить. Последний натолкнул меня на мысль разобраться самому. Посидел пару ночей с документацией, приложил понимание точной механики, сам отмыл почти засахарившуюся смазку — машинка заработала, шьёт.
Выросли на «цифре»
По мере роста объёмов покупали более производительную технику и снижали себестоимость печати. Для ч/б печати после двух офисных принтеров выбрали первую производительную модель Xerox 4112. За два года на ней напечатали 11 млн отт.! Машин с таким «пробегом» в России нет до сих пор. Далее была Nuvera 144, а вскоре к ней присоединится Nuvera 288.
Параллельно развивали цветную печать: уже через год после основания купили Xerox DC7000 — самую современную на тот момент ЦПМ. Весь следующий год очень старались, чтобы её загрузить.
Набрав объёмы, решились на расширение — в феврале 2011 г. у нас заработала HP Indigo 3550. На мой взгляд, по совокупности характеристик и цены это очень серьёзный раздражитель для конкурентов. Однозначно выигрывает у тонерных машин на многих заказах, где нужна особая послепечатная отделка (например, ламинация и вырубка).
А к концу лета мы осознали — объёмы печати выросли за полгода вдвое. И при поломке или профилактике одной из двух ЦПМ рискуем подвести заказчиков. Сперва хотели приобрести ещё одну машину с твёрдым тонером, как резерв. Рассматривали много вариантов, были даже мысли расшириться за счёт 5-красочного офсета (но для этого не хватит площадей, да и «цифра» нам ближе). Изучили всё представленное на «ПолиграфИнтер-2011».
Выбор пал на Xerox iGen4 EXP с опцией матового тонера — первой такой в России. В плюсах — новые увеличенный формат (позволяет печатать недоступные ранее шестиполосные буклеты, папки и т. п.) и ассортимент материалов (вплоть до толстенных картонов — будем развивать тему малотиражной упаковки), отличное качество печати (лучше всего того, что мы видели от Xerox раньше). Но, конечно, получился не резерв, а расширение мощностей за счёт ещё более производительной ЦПМ и увеличение ассортимента продукции. Установили и запустили очень быстро — 21 октября, заканчиваем обучение персонала, постепенно привыкаем к особенностям машины. Только вот «горячий» сезон в этом году что-то запаздывает…
Офсет, трафарет, послепечать и диверсификация | В своё время стали одной из первых цифровых типографий с собственным тигельным высечным прессом. Это оказалось хорошим ходом — освоили малотиражную упаковку, диджипаки для дисков, конверты, папки и т. п. Купили комплект шёлкотрафаретного оборудования, нашли хорошего специалиста — и участок заработал, появились новые возможности. Печатали только трафаретом, освоили гибридные продукты — совмещали цифровую и трафаретную печать. Начав с дешёвого китайского пресса, освоили тиснение фольгой. Оказалось, что заказчик ценит сложные работы и готов за них платить. Это гораздо интереснее и для нас…
Ещё позже у нас появился двухкрасочный офсет формата А2, мы стали лучше понимать этот рынок. Работать на нём можно, только нужно найти свою нишу. Нормальных специализированных типографий очень мало. И у них всё в порядке.
О кооперации
Я сторонник кооперации, когда заказывают у меня. Случаи, когда мы подвели по срокам, можно посчитать на пальцах. А сами заказы на сторону стараемся не размещать. Только если не можем сделать это технически. Слишком много проблем.
Книжно-журнальный рынок
Большинство книжных издательств очень консервативны. Ты можешь им долго объяснять по телефону достоинства «цифры» (отсутствие затрат на склад, возвратов и т.п.) и разные варианты её использования (пробные и малые тиражи, посттиражи). А в конце разговора тебя почти непременно попросят… посчитать печать 15-тысячного тиража. В итоге мы работаем с молодыми или очень активными издательствами, ставящими себе амбициозные цели, ищущими новые пути. Среди положительных примеров — отличное издательство Nota Bene, выпускающее много названий малотиражных журналов. Начинали мы с круглых цифр тиражей — издательство просто сменило типографию. Но вскоре нам стали заказывать с точностью до двух экземпляров (так удобнее для нас — печатаем двойниками). Ни одного лишнего — сколько заказано. Плюс — запустили программу допечатки. Все электронные макеты клиентов с момента начала работы хранятся у нас.
Прибыль и конкуренция
Если тщательно посчитать перспективы новой компании на полиграфическом рынке, то они будут или отрицательными, или нулевыми. С учётом изменения стоимости денег окажется, что выгоднее просто положить их в банк, а не связываться с таким бизнесом. У нас просто подобрался коллектив, которому было интересно заниматься полиграфией, производить продукты и услуги, нужные заказчикам. И всё сложилось…
Адекватных типографий, ориентированных на клиента, на рынке мало. Если трезво оценить конкуренцию, могу точно сказать — место есть. И есть куда развиваться!