В настоящее время, когда предприятия «приходят в себя» после тяжелого кризисного периода, происходит постепенное «оживление» рекламного рынка. Реклама отвоевывает утерянные было позиции и вновь становится главным инструментом продвижения продуктов и услуг. При этом особую популярность среди всех видов рекламы ATL-сегмента снова стал набирать широкий формат.
Первые машины для наружной широкоформатной рекламы, установленные в России, были чудовищно дорогими, с разрешением печати всего 18 dpi. Работали они на основе сольвентных чернил, одном из наиболее востребованных способов печати, применяемых для производства широкоформатных материалов, в частности, используемых в рекламных целях. Сольвент представляет собой специфическую смесь ароматических углеводородов с малым содержанием нафтенов, парафинов и непредельных циклических углеводородов, которая при добавлении к чернилам, придает им целый ряд новых свойств. Основное действие сольвента заключается в понижении вязкости чернил, благодаря чему они переносят больший объем красителя. Кроме того, краска на основе растворителя буквально въедается в материал, в результате чего изображение становится гораздо более устойчивым к воздействию атмосферных явлений (солнечному свету, осадкам, повышенной влажности), не выцветает и не блекнет в течение 2-3 лет. Благодаря всем этим неоспоримым преимуществам сольвент стал практически незаменим для производства широкоформатной рекламы.
В первой половине 90-х гг. прошлого века машины, работающие на сольвенте, были вполне востребованы. Однако со временем требования рынка изменились. Ранее одним из наиболее популярных форматов для больших уличных плакатов являлся 3x6 м, для которого необходима была высокая скорость печати и долговечность оттиска, но при этом допускалось низкое качество изображения. Последнее легко объясняется тем, что с большого расстояния человеческий глаз практически не воспринимает различия в разрешении печати. Теперь же потребовалось больше печатать «на улицу» и в меньшем формате. Кроме того, производители все чаще приходили к мысли о том, что выгоднее иметь универсальную машину, одинаково хорошо подходящую и для интерьерной графики, и для наружки. Широкоформатные плоттеры, работающие на сольвенте, были не в состоянии удовлетворить такую потребность по той причине, что растворитель обладает существенным недостатком— резким и устойчивым запахом, из-за чего производство indoor рекламы на основе сольвентных чернил не рекомендуется.
Помимо этого, производители полиграфической рекламной продукции, желающие использовать сольвентные машины, были вынуждены тратить огромные суммы на мощные вентиляционные системы, что изначально вело к дополнительным финансовым нагрузкам и, соответственно, отражалось на себестоимости готовой продукции.
Также заметим, что еще в 1960-х годах было официально признано негативное воздействие растворителей на окружающую среду. И все это подтолкнуло ученых к новым исследованиям в области сольвент-ной печати.
Эра
Эко
Разработчикам
пришлось приложить немало усилий, чтобы
создать принтер, который мог бы
эксплуатироваться в обычном помещении,
обладать отличной цветопередачей,
высоким разрешением и при этом не
требовать ламинирования готового
отпечатка, предназначенного для
размещения на улице. Результатом
исследований стало появление так
называемой экологичной (или легкой)
сольвентной печати. Отличие, казалось
бы, в такой малости, как приставка «эко»,
в итоге привела к грандиозным переменам.
Технология экосольвентной печати, по сути, является дальнейшим развитием сольвентной печати, но при этом совмещает в себе стойкость отпечатка с высоким качеством картинки и практически полным отсутствием неприятного запаха. Как видно из названия, одно из ключевых преимуществ подобной печати — ее экологичность: в отличие от предшественницы она не требует установки специальных систем очистки воздуха или вентиляции и дает дополнительную экономию для производителей. Эко-сольвентные плоттеры обладают такими свойствами по токсичности и по запаху, что их беспрепятственно можно использовать как для наружной, уличной рекламы, так и для интерьерной рекламы, в помещениях, что решило еще одну задачу— необходимость иметь универсальную машину для производства outdoor и indoor рекламных материалов.
Кроме того, экосольвентные чернила отличаются изумительной яркостью, устойчивы к ультрафиолету, механическим воздействиям, отлично ложатся и быстро высыхают на печатном материале. Единственное, в чем некоторые эксперты полиграфического рынка упрекают экосольвент, так это в неустойчивости к интенсивному абразивному воздействию. Здесь экодружественная технология действительно несколько уступает прародительнице. Однако, если заказчик не собирается каждый день усиленно натирать изображение наждачкой, то волноваться не о чем.
На рынке представлено достаточно много моделей экосольвентных широкоформатных принтеров от разных производителей. Одним из наиболее высокорентабельных является цветной широкоформатный принтер Xerox 8254Е. Разработчик сделал все от него зависящее, чтобы сберечь время и деньги печатников. Экономичное расходование чернил и высокая скорость печати (13,54 м2/ч) обеспечиваются за счет использования пьезоэлектрических струйных головок Drop-on-Demand и технологии формирования точечного изображения Dynamic Variable Dot Imaging. За минимальное время плоттер справляется с большими объемами печати, сокращая при этом участие оператора, благодаря наличию системы автоматической подмотки и автоматизированных систем самообслуживания. Как и следовало ожидать, базируясь на экосольвентных чернилах, качество печати Xerox 8254Е отличается четкостью изображения с разрешением до 1440 dpi, повышенной детализацией света и тени и по-настоящему живыми цветами. Высокое качество картинки объясняется и технологией Intelligent Interweaving, при применении которой происходит расплывание чернил на границах графических знаков, отчего тексты и логотипы получаются более четкими. Так что эко-сольвентный Xerox 8254Е — это оптимальное сочетание экономичности и производительности.
Еще одна модель экосольвентного широкоформатного плоттера от того же производителя — Xerox 8264Е — располагает схожими характеристиками, что и младший брат. Отличается только производительностью, которая доходит до 16 м2/ч, и потому ориентирована на те полиграфические предприятия, где при большом объеме заказов необходима повышенная скорость печати без ущерба качеству. Модель быстро переходит к новому рабочему циклу, надежна и весьма экономична.
На
чем печатать будете?
Как
несложно догадаться, сфера применения
экосольвентной печати достаточно
широка. И хотя существенная доля
производства приходится именно на
рекламную индустрию (баннеры, постеры,
логотипы, вывески для торговых точек),
с помощью экосольвента можно реализовать
массу иных, не менее нуждающихся в
креативе проектов. Плоттеры данного
типа отлично подходят для настенной,
автомобильной и напольной графики,
сценических декораций, производства
стикеров, флагов, экспонатов для выставок
и конференций и даже для экранов с
подсветкой. Вариантов множество. И столь
же широк спектр предлагаемых на рынке
материалов. Главное — решить, как и где
будет использоваться отпечаток. Дальше
— дело техники.
Фотореалистичность
изображения
Для
печати рекламных плакатов, постеров,
билбордов, афиш и другой стандартной
промо-продукции, главным условием для
которой является фотореалистичность
изображения, вполне подойдут материалы
на основе бумаги. Вне зависимости оттого,
собираются ли размещать отпечатки на
улице или в помещении, экосольвент
обеспечит идеально яркие, устойчивые
к внешним воздействиям цвета. Тем не
менее, если реклама готовится к
использованию снаружи и все-таки остаются
опасения за ее способность противостоять
погодным условиям, то всегда можно
выбрать материал, оснащенный дополнительным
покрытием, например, на основе полиэтилена.
Среди представленных на рынке можно
назвать Standart Satin Outdoor Paper и Premium Satin Outdoor
Paper производства Xerox. Технология
изготовления этих материалов обеспечивает
великолепную цветопередачу, подкрепленную
устойчивостью даже к крайне влажным
условиям. A Blue Back Outdoor Paper за счет оборотной
синей стороны еще и даст гарантию того,
что через нее не будут видны ранее
наклеенные плакаты и объявления.
Конструкции
с подсветкой
Если
изображение будет использоваться с
подсветкой, например, на выставках или
в рекламных акциях, то для этой цели
лучше выбрать пленки на основе полиэстера
с матовой либо глянцевой поверхностью
с одной стороны и непрозрачным покрытием
с другой. Пленка толщиной в 170 мкм отлично
подойдет для производства гибких
рекламных дисплеев, а толщина в 300 мкм
обеспечит достаточную твердость для
создания «жестких». Широкий ассортимент
не-деформируемых и обладающих
дополнительной влагоустойчивос-тью
пленок представлен у Xerox, например, Light
Stop Film и Backlit Film — Front Print. Для создания
больших подсвечиваемых знаков, баннеров
и растяжек в супермаркетах, на автомобильных
парковках и спортивных аренах в компании
придумали материал Banner Vinyl, обладающий
крайне низкой степенью усадки и устойчивый
к перепадам температур от -20 до +60°С. Так
что даже в такое знойное лето, как в этом
году, с ним бы ничего не случилось.
Повышенная
огнеупорность
Для
производства декораций, флагов и
баннеров, покрытия сцен на модных показах
и в других местах с особыми требованиями
к пожарной безопасности можно предложить
специальные материалы с повышенной
огнеупорностью. Как правило, это материалы
высокой плотности. Они могут быть
выполнены из тканной нервущейся материи
на основе полиэстера, как у Premium Flag Banner
— Fire Retardant от Xerox. Этот материал к тому
же имеет вспомогательный слой для
впитывания избытка краски. Изображение,
нанесенное экосольвентными чернилами
с одной стороны, будет также просвечиваться
с другой, причем его насыщенность будет
почти такой же, как и на лицевой стороне.
Другой вариант пожароустойчивого
материала — Backlit Vinyl, созданный для всех
видов графических дисплеев с подсветкой
и без.
Высокое
искусство
Для
печати репродукций, широкоформатных
фотографий, картин и других отпечатков
с текстурированной поверхностью нужны
материалы с тканевой структурой. При
использовании экосоль-вента наиболее
высокое качество графического изображения
получается на материалах на основе
хлопка. Так Fine Art Canvas является одним из
лучших носителей, когда нужно напечатать
изображение с высокой степенью заливки
и высоким разрешением, при этом
водоотталкивающее покрытие создает у
зрителя впечатление, что картина покрыта
лаком.
Для печати репродукций картин часто используют носители, чья текстура напоминает художественный холст. Материалы с такой текстурой также изготавливаются на основе хлопка, но дополнительно содержат высокий процент полиэстера (до 65%). Тканевая структура усиливает декоративный эффект, а неотсвечивающая поверхность позволяет смотреть на изображение под разными углами без бликов. В линейке Xerox — это материал Artist Canvas, который по желанию клиента и для большего визуально эффекта может быть дополнительно покрыт художественным лаком.
Все вышеизложенное — лишь доказательство того, что на сегодняшний день технология экосольвентной печати хорошо отработана и является одним из перспективных направлений в области оперативного производства рекламной продукции. Отменное качество цветопередачи, устойчивость отпечатка к внешним воздействиям, отсутствие необходимости в ламинации, нейтральное воздействие на окружающую среду и как основной бонус — низкая себестоимость печати. Все это делает экосольвент одним из наиболее оптимальных способов производства и для полиграфистов, и для заказчиков.