Всестороннее сокращение издержек стоит в ряду приоритетных задач менеджмента отечественных энергокомпаний. Это один из основополагающих способов оптимизации бизнес-процессов, поддержания конкурентоспособности продукта или услуги и увеличения прибыли.
Вместе с тем в снижении затрат заинтересованы не только собственники предприятий, но и государство: уровень тарифов на электроэнергию в нашей стране напрямую зависит от объема расходов субъектов естественных монополий. Доказательством первостепенности проблемы экономии средств служат разработанные Министерством энергетики РФ меры, направленные на повышение внутренней эффективности, сокращение операционных и инвестиционных издержек энергокомпаний с государственным капиталом.
Экономия в несколько миллионов рублей от оборота энергопредприятия является существенным фактором улучшения производственной деятельности, особенно в кризисный и посткризисный периоды развития.
В сложных экономических условиях большая часть как частных, так и государственных организаций в первую очередь отправляет «под нож» значительную долю таких статей бюджета, как расходы на заработную плату, рекламу, программное обеспечение. Естественно, все это не проходит бесследно и безболезненно. В данной связи любому ответственному руководителю очень важно найти для себя ответ на вопрос: а так ли уж нереально снизить издержки без радикальных изменений кадрового состава, рекламной политики и т. п.? Возможно, вложение относительно скромных средств в современные информационные технологии способно привести к желаемой экономии?
Как показывают исследования, при рассмотрении расходных статей бюджета особое внимание следуют обратить на рациональное использование оргтехники.
Судя по российской практике, в крупных бизнес-структурах, имеющих огромный парк печатно-копи-ровальных устройств, не всегда налажен контроль затрат на офисную печать, и менеджмент зачастую даже не представляет, в какую сумму она обходится.
Аналитики компании All Associates провели оценку подобных издержек в организациях различных отраслей, куда вошли и предприятия энергетического комплекса. Были получены ошеломляющие данные. В среднем расходы на печать различных документов составляют около 1% (!) от общекорпоративного оборота средств. Другие исследования дают еще более значимые показатели. Так, эксперты IDC и Gartner полагают, что упомянутые процессы «съедают» в среднем от 3 до 5% оборота. Несложно понять, насколько велики потери компаний с многомиллионными операционными объемами.
Проанализировав структуру внутриофисных расходов, аналитики сделали вывод, что их можно сократить почти на 30%, если выбрать разумное решение проблемы. Серьезная экономия средств достижима за счет применения специальных технологий мониторинга и контроля, причем использование соответствующих технологий в офисах с большим штатом сотрудников обеспечивает наилучший результат.
Не секрет, уровень затрат на документооборот является одним из основных параметров, характеризующих его эффективность. Если мелкие фирмы в состоянии «в ручном режиме» организовать контроль расходов в данном сегменте, то отследить и тем более существенно снизить этот показатель в крупных компаниях без внедрения специальных технологий практически невозможно.
Необходимые программные решения предоставляются производителями офисной (печатной) оргтехники. Согласно оценкам Gartner, в 2007 г. 53% мирового рынка систем управления офисной печатью приходилось на ИТ-продукты Xerox и Fuji Xerox. По признанию специалистов этих компаний, одна из самых успешных разработок в данной области — технология SafeQ, которая обеспечивает следующие требуемые для целей экономии функции:
- экономичную сетевую печать;
- мониторинг печатных процессов, позволяющий краткосрочно или долгосрочно снижать их интенсивность, тем самым регулируя соответствующие расходы;
- оптимизацию печатных и копировальных работ на основе рентабельной эксплуатации устройств;
- распределение затрат по подразделениям, проектам, оборудованию, пользователям.
В качестве простого примера эффективности программы SafeQ можно привести функцию управления печатью документов компании в цвете. Зачастую данный вид печати используется офисными сотрудниками только потому, что именно это устройство оказывается ближе к рабочему месту или нет желания изменить настройки. В результате предприятие оплачивает ненужную дорогостоящую операцию. Технология SafeQ дает возможность ограничить круг людей, имеющих права доступа к цветному копированию или печати, а также настроить принудительный черно-белый режим работы оборудования. Даже столь элементарная, казалось бы, оптимизационная мера несомненно уменьшит расходы компании, где трудятся сотни человек.
SafeQ включает в себя серверное программное обеспечение, поддерживающее в том числе идентификацию персонала с помощью бесконтактных карт или ввода PIN-кода. Причем одна и та же карта может использоваться и для идентификации, и для прохода сотрудников через турникеты в здание. Функция «Follow Me» позволяет распечатывать документ на любом многофункциональном устройстве, подключенном к системе. Программа ведет учет всех операций, выполняет анализ различных показателей, предоставляет результаты в наглядной форме, осуществляет мониторинг загрузки устройств, облегчая дальнейшую оптимизацию печатной инфраструктуры. Решение соответствует повышенным требованиям к информационной безопасности, так как обеспечивает полный контроль печатных и сканируемых документов, вплоть до анализа их содержимого.
Стоимость SafeQ зависит от параметров и количества печатающих устройств в корпоративной сети, задач конкретного предприятия и степени доработки под требования заказчика. Внедрение решения в офисе крупной компании занимает в среднем один месяц и обходится в сумму порядка 50 тыс. долл. Как показывает практика, экономия после внедрения решений Xerox достигает 20—30% от объема прежних расходов на печать.
Владимир Лысенко, руководитель департамента энергетики компании "Xerox Россия"
Система контроля SafeQ прошла апробацию в ряде отечественных энергетических компаний. Внедренная в филиале ОАО «Холдинг МРСК» — ОАО «МРСК Юга» система SafeQ показала свою эффективность и за 9 месяцев работы позволила значительно снизить затраты предприятия на офисную печать. При помощи SafeQ в «МРСК Юга» определяется статус пользователей и осуществляется контроль печатных операций. Для того чтобы воспользоваться, например, принтером, необходима авторизация, которая выполняется после сканирования карточки, имеющейся у каждого сотрудника компании. Если оборудование занято или ремонтируется, программа переадресует задание на другой принтер или многофункциональное устройство. Помимо этого технология позволяет отслеживать работу локальных принтеров.
Система SafeQ в ОАО «МРСК Юга» работает на базе MS Windows. Она поддерживает функцию регистрационного журнала, что предотвращает несанкционированное использование оборудования, контролирует расходы по каждому отделу и пользователю, ведет строгий учет в соответствии с установленным лимитом.
Результатом внедрения SafeQ стало значительное сокращение расходов на печать, четкое администрирование и мониторинг процессов, существенное увеличение скорости обработки документов.
Сравнительная характеристика технологических функций программы SafeQ |
||
Функция |
Характеристика |
Процесс
|
Direct Print |
Организация очередности выполнения работ |
Сервер SafeQ идентифицирует пользователя, анализирует задачи, регистрирует показатели (число страниц, цветность, применимость двусторонней печати, расход тонера на страницу) и отправляет задание на печать
|
Учет печати на сетевых принтерах |
- Автономный учет: анализ материала и регистрация количества страниц; - интерактивный учет: после передачи задания на принтер система поддерживает с ним связь, отслеживает число напечатанных страниц и ведет точную статистику
|
Пользователь с рабочего места посылает задание на сервер SafeQ, данные немедленно передаются на принтер, материал печатается, одновременно происходит статистический учет |
Учет печати на локальных принтерах |
Каждый компьютер с установленным ПО SafeQ отслеживает работу локального принтера и отправляет информацию об его использовании в общую базу данных
|
Пользователь направляет задание на принтер, после печати учетная информация пересылается на сервер |
Безопасная печать |
Предотвращение возможности попадания документа в чужие руки или не по назначению: печать осуществляется только в присутствии пользователя
|
Сотрудник посылает задание на печать с рабочего места, задание передается на сервер SafeQ и затем на конкретный принтер; пользователь подходит к принтеру, идентифицируется с помощью магнитной карты и контролирует печать материала; данные по операции сохраняются на сервере учета |
Follow Me |
Печать выполняется на любом принтере |
Система проверяет совместимость параметров работы с возможностями принтера — это повышает надежность и исключает проблемы, если принтер вышел из строя или функционал устройства не соответствует задачам (например, отсутствует нужный вид степли-рования или требуется использование специальных материалов)
|
Порядок копирования |
Организация очередности копировальных операций |
При заблокированном копировальном устройстве система идентифицирует пользователя, снимает блокировку, выполняет задание и осуществляет учет выполненной работы
|
Кластерное решение |
Обеспечение бесперебойности работы |
При выходе принтера из строя система поддерживает распределение загрузки между печатающими устройствами
|
Сбор данных |
Обеспечение централизованного учета данных |
Централизованное управление позволяет вести учет данных в распределенных филиалах, где подключена любая версия SafeQ, с использованием даже медленных каналов связи; при копировании сбор данных возможен без терминалов
|
Мониторинг и отчеты |
Выполнение мониторинга по следующим показателям: число страниц, использование двусторонней печати, цветность, запол-няемость страниц (расход тонера)
|
Формируются отчеты о работе копировальных устройств и любых принтеров: многофункциональных, широкоформатных, локальных (включая USS-принтеры); учет ведется применительно к пользователям, проектам, устройствам, подразделениям; при необходимости менеджмент получает данные о затратах подразделений на печать по электронной почте; применяются различные варианты настройки фильтров для создания отчетов: за определенный период времени, в разрезе устройств, подразделений, проектов, пользователей, дней недели; отчеты могут иметь различную визуальную реализацию: в виде графиков, сравнительных таблиц, диаграмм, журнала: доступ к отчетам осуществляется через web-интерфейс из любой точки в сети |