На современном этапе развития полиграфического производства все больше внимания уделяется цифровой печати. О ней много говорят и пишут, да и прошедший IPEX 2010 был отмечен большим вниманием всех производителей полиграфического оборудования именно к ней. Но говорить о цифровой печати в целом, это все равно, что рассуждать о производстве транспортных средств, не уточняя о чем идет речь: мопедах, спортивных машинах или карьерных самосвалах. Тема эта очень обширна. Те, кого интересуют карьерные самосвалы, вряд ли заинтересуются мопедами. То же касается и цифровой печати, конечно, она не может решить все проблемы полиграфии. А ведь здесь ситуация очень похожа на тот же транспортный вопрос: здесь есть и свои «мопеды», и свои «большегрузы» и т.д. именно по этому при разговоре о преимуществах или недостатках цифровой печати по сравнению с другими способами тиражирования бесперспективны без четкого понимания, что именно печатать и в каких объемах. Можно, конечно, возить кирпичи на стройку на мопеде, но вряд ли это будет эффективно.
Уже прошло более 15 лет с тех пор, как на рынке появился термин book-on-demand, который означает печать определенной книжной продукции в том момент, когда в нем появляется потребность: нужно одна книга — пожалуйста, десяток — без проблем. А если нужна сотня, или тысяча? Что означает печать «по требованию» на самом деле?
Сейчас классический способ производства книг следующий: автор или группа авторов готовят издание в цифровом виде и передают его в издательство, оно обрабатывает «рукопись» и принимает решение о запуске издания в производство, после чего попадает в типографию, где печатается тираж книги. Дальше, если книга неплохо продается, запускается повторный тираж или его допечатка, а бывает, что книга перед этим дорабатывается. В целом все понятно, за исключением одного — как определить, какой тираж печатать. Опытные издатели, как правило, не ошибаются. Но риск всегда есть. А если представить себе совсем другую модель бизнеса: тираж не печатается, а до поры до времени остается в цифровом виде. Затем издатель предлагает свою новую книгу торговым сетям, которые делают определенные заказы на данное издание. И дальше по результатам обработки этих заказов печатается соответствующий тираж. Получается, издатель переносит ответственность за принятие решение об объеме производства на сбытовую сеть. Сколько сбыт заказал, столько и напечатали. Закажет еще — допечатаем. Очень удобно. Конечно, сказать проще, чем сделать. Прежде чем презентовать книгу распространителям, ее все же нужно изготовить в небольшом количестве, а затем обеспечить эффек-тивное и качественное производство книг в заданном количестве. Традиционная поли-графия может эффективно производить из-дания при достаточно большом тираже, а как только тираж уменьшается - стоимость экземпляра стремительно растет. И тут на по-мощь могут прийти современные решения цифровой печати.
Рынок
Попробуем представить себе еще ряд на-правлений развития бизнеса, которые подхо-дят под условное обозначение «печать по требованию».
Сопровождающая литература. Рабочая документация, инструкции, комплекты сопроводительных материалов для любых сложных приборов, причем как бытовых (холодильники, швейные машинки, часы и т.д.) так и промышленных (станки, оборудование). В подавляющем большинстве случаев вся подобная продукция должна, как минимум, сопровождаться книгой или брошюрой с инструкцией по применению. Хорошо, если данный холодильник выпускается большой партией, тогда и инструкцию к нему легко на-печатать в любой типографии. А если это штучный товар (например, станок), и документация к нему объемом с небольшую энциклопедию? Да к тому же документация на подобные устройства имеет тенденцию все время меняться - оборудование совершенствуется и дорабатывается. Правда, в последнее время все чаще производители предпочитают вообще не печатать никаких инструкций, а прикладывать диск с файлом инструкции. Может, это и выход, но закона, согласно которому продукция должна содержать отпечатанную инструкцию на государственном языке страны, пока еще не отмени-ли. Я приходится его нарушать в основном из-за того, что разумного способа изготовить эту самую инструкцию просто нет.
Учебная литература. Это большой сегмент рынка, который сейчас вообще почти никак не существует. Учебная литература, особенно учебники и методички для высшей школы печатаются как придется, зачастую собственными типографиями вузов с весьма посредственным качеством, да и с не очень понятной экономикой. Учебники для средней школы печатает государство в больших объемах, а вот учебники для какой-нибудь небольшой группы студентов, изучающих узкую дисциплину, печатать никто не будет. В идеале было бы удобно печатать Комплект книг для группы студентов (несколько десятков экземпляров), которые потом и будут их приобретать. Важно лишь процесс организовать.
Ранее вышедшая литература. Зачастую спрос на некоторые книги сохраняется даже после того, как издатель все распродал. Не-которые читатели ходят по букинистическим магазинам или ищут электронную версию, но издателю от этого никакой выгоды. Конечно, этот остаточный спрос и он не так высок, чтобы запускать допечатку тиража. Но упускать пусть даже незначительный спрос нецелесообразно. Было бы хорошо иметь возможность допечатать некоторое количество экземпляров специально для таких любителей. И здесь опять может помочь печать «по требованию».
Пробные и авторские тиражи. Это направление уже неплохо развито в некоторых странах, например в Японии. Уже сейчас там автор несет в издательство не рукопись, а практически готовую книгу или брошюру. Печатает он ее за свой счет небольшим тира-жом и рассылает в несколько издательств: вдруг кто готов будет из-дать. Более того, зачастую такие самиздатовское (неизданные!) эк-земпляры книг. попадают в ограниченную продажу — они очень це-нятся у любителей. Таким образом, издатель может напечатать не-большой тираж книги и выпустить его в продажу в подконтрольных сбытовых сетях, и смотреть, что получится. Обычно так поступают с не очень известными авторами или непрофильной для издательства тематикой.
Частные заказы. Это еще одно направление бизнеса, которое у нас пока мало развито. Мы о нем писали в прошлом номере, когда говорили о фотобуках (см. «Курсив» №2-10). Но фотобук — очень частный случай «самиздата». В принципе, никто не мешает любому человеку выпустить любой вид полиграфической продукции: от собст-венных стихов до фотоархива коллекции спичечных коробков. Сей-час это направление сдерживается отсутствием возможности такие вещи изготавливать, хотя все-таки доводилось встречать в типографиях частных заказчиков, печатающих сборники собственных рас-сказов зачастую в некоммерческих целях.
Копии дорогих или раритетных изданий. Наверное, многим бы хотелось иметь дома известные или легендарные книги, которые не-возможно купить (музейные редкости) или возможно, но за очень большие деньги. При этом если бы была возможность отпечатать не-большое количество таких книг «для любителей», то вполне возможно, что они нашли бы спрос, причем за вполне заметные деньги. Подобным бизнесом занимаются некоторые российские компании, но на самом деле этот рынок имеет немалый потенциал роста.
В общем, теоретический спрос для книг «по требованию» есть. Пока почти нет реального предложения. Причины этого вполне понятны: типографии, которые специализируются на книжном производстве, просто не готовы работать с тиражами в единицы, десятки или сотни экземпляров. При этом именно небольшие и средние типографии обычно имеют все необходимое для их выпуска. Зачастую для выхода на новый рынок типографии требуется лишь одна цифровая печатная машина. Полуавтоматические или ручные устройства брошюровки и переплета у них, как правило, есть, а именно на них и будет проще всего изготавливать небольшие тиражи книжной продукции. Надо будет только ее отпечатать.
Примерные расчеты
Допустим, необходимо напечатать цветную книгу объемом 240 полос тиражом в 50 экз. Пусть это будет некий учебник для высшего учебного заведения, в котором есть две группы студентов, изучающих редкую дисциплину «Теория цветовоспроизведения в поли-графии». Эта книга формата, близкого к А5, в обложке. Попробуем отпечатать ее на офсетной полуформатной машине и на цифровой машине формата около 32х45. В первом случае потребуется 15 лис-тов формата 60х45 и сделать 30 приладок (8 страниц издания на од-ном обороте листа). Для того, чтобы напечатать 50 качественных экземпляров придется прогнать минимум 250 — 300 листов бумаги (на приладку уйдет не меньше 100 листов с каждой стороны). Во втором случае нам придется отпечатать 30 двухсторонних листов формата около А3, причем каждый из них тиражом в те самые 50 экземпля-ров. В первом случае потратится около 2500 листов бумаги стандартного формата (бОх90 см), во втором — около 400. Экономия бу-маги может составить почти б раз. Если приять во внимание, что средняя цена листа мелованной бумаги плотностью 115 г/м'— 4 руб., то дополнительные затраты на бумагу при печати офсетом составят более 2000 руб.
Но это еще далеко не все. Стоимость одной приладки на полуфор-матной машине составляет около 3000 руб., а таких приладок потребуется 30, таким образом стоимость печати составит около 90 тыс. рублей, что немало. И при таком объеме затрат на печать, стоимос-тью листопрогонов уже можно и пренебречь. Если принять во вни-мание, что стоимость печати одного двустороннего листа при цифро-вой печати составляет около 20 руб., то при общем объеме печати в 1500 листов (30 листов по 50 экз.) затраты на печать «цифровым способом» составят около 30 тыс. руб. Ровно в два раза меньше! Очевидные преимущества цифровой печати на малых тиражах. При такой разнице небольшие различия в дополнительных затратах на послепечатную обработку можно уже и не учитывать. При этом важ-но отметить, что пропорциональное уменьшение тиража будет давать и дополнительную экономию при цифровом производстве, причем она будет изменяться прямо пропорционально. Например, при тира-же в 25 экз. затраты на офсетную печать практически не уменьшат-ся, а на цифровую — уменьшатся ровно в два раза: (30 листов по 25 экз. и по 20 руб. итого 15 тыс. руб.)
Но, к сожалению, также пропорционально будут расти затраты на печать книги в случае, если ее тираж будет увеличиваться. При таких грубых прикидочных подсчетах стоимость производства сравняется уже при 100 с небольшим экземпляров тиража. Более точные расчеты провести не так просто, поскольку они зависят от множества раз-личных факторов: от типа используемого оборудования и материалов, от расположения типографии (величина заработной платы), от сервисного контракта поставщика услуг цифровой печати и еще мно-го от чего. Если попробовать немного усреднить показатели разных типографий и разных поставщиков услуг цифровой печати, то получится, что уравнивание цены в нашем примере произойдет где-то на 210 — 220 экз. И это говорит о том, что рынок книг печати «по требованию» почти полностью укладывается в «цифровую зону» даже с позиции простой экономики. Во всяком случае, в настоящее время если кто-то решиться печатать тираж книги 300 — 400 экз., то вполне возможно, что это будет уже вполне рядовой полиграфический заказ.
Но одной экономикой вопрос не решается. Иногда важным является не только стоимость заказа, но и срок его изготовления. Как не старайся, но среднестатистическая типография заказ в 30 приладок будет печатать не меньше 2 рабочих смен, причем почти вне зависимости от тиража (по крайней мере, до тех пор, пока тираж относительно невелик, скажем до 1000 экз.). В то же самое время хорошая цифровая печатная машина способна отпечатать в час около 1000 — 1200 двухсторонних листов формата АЗ, таким образом, весь тираж нашей условной книги она отпечатает примерно за полтора часа. Экономия времени громадная, более того, листы с цифровой машины не нужно сушить, на что у офсета обычно уходит еще не менее суток. Есть, впрочем, и у офсета возможность получать сразу готовые к дальнейшей обработке листы, но для этого придется использовать пока еще довольно редкую УФ-печать. Но даже если пренебречь необходимостью сушить оттиски, то все равно на малых тиражах цифровая печать быстрее почти в 10 раз — 16 часов против 1,5 часов. Но и здесь ситуация, как и со стоимостью. У цифровой печати она меняется линейно, а у офсетной — нелинейно. Поэтому если печатать цифрой более длинные тиражи, то она начинает терять свое временное преимущество. Например,тираж нашей условной книги в 500 экз. цифровая машина уже будет печатать более 15 часов, за это время офсетная машина отпечатает вдвое больший тираж. Так что если говорить о временном факторе, то диапазон эффективного использования цифровой печатной техники при изготовлении полигра-фических заказов увеличивается примерно до 500 экз. И вновь кон-кретные цифры зависят от модели используемой цифровой печатной машины и умения ее грамотно эксплуатировать.
Теперь перейдем вопросу, зачем это типографиям. На самом деле, ответ на этот вопрос мы уже давали в прошлом номере: диверсифи-кация. Современным небольшим и средним типографиям сейчас до-вольно сложно обеспечить себе полноценную загрузку, так почему бы не попытаться добавить немного оборота с других рынков, в частности с рынка офисной печати? Многие крупные предприятия пыта-ются большие объемы документации печатать у себя с использовани-ем офисного оборудования. Это, как правило, получается и дороже и дольше, чем если прибегать к услугам цифровой печати, при этом осуществить качественное укрепление или обрезку будущей книги в офисе вообще невозможно. А книга должна выглядеть полноценно, а не набором листов, вложенных в папку-скоросшиватель. Хорошо вы-полнить эту работу может только современная типография. Более того, отсутствие рынка «пробных тиражей» в нашей стране пока так-же объясняется отсутствием реальной возможности эти пробные тиражи выпускать в экономически оправданных условиях. Причем не-обходимо, чтобы издание было абсолютно полноценным (в нужном переплете, правильно скрепленное, даже с лакированием и другими видами отделки) и при этом недорогим в производстве. Из разговоров с издателями ясно, что такая услуга им была бы интересна, но по-ка хороших предложений от типографий нет. Кстати, то же самое от-носится и к журналам. Время от времени у издателей журналов возникает задача выпуска пробных, событийных или персонализирован-ных выпусков. Подобные услуги пытаются оказывать цифровые печатные салоны, но они обычно ограничены возможностями после-печатной обработки. У типографий в здесь возможностей намного больше.
Получается, что небольшим и средним типографиям может быть вы-годно расширить свой печатный парк на цифровую печатную машину.
Если, например, взять за основу ассортимент компании Xerox, то туг практически любая типография может выбрать для оптимальную модель, причем как по производительности и возможностям, так и по цене. Перечислять все имеющиеся модели в рамках данной статьи не планируется, любой желающий может узнать о них (www.xerox.ru). Типография может выбрать как сравнительно небольшую машину средней производительности Xerox 700, так и высокопроизводительную- iGen4. Если вспоминать IPEX 2010, то интересной новинкой стала серия цифровых ма-шин Xerox 800/1000, она не только оптимальна по цене, но и имеет существенные «по-движки» в качестве печати. Более того, она еще и «лакировать» умеет. Получается, сей-час доступен большой выбор самых разнообразных устройств, из которых можно подо-брать наиболее оптимальный.
Авторские права
Есть и еще одна задача, которая неразрывно связана с печатью книг «по требованию». Ее условно можно назвать «учет и контроль». У каждого издания есть автор или иное лицо, которому принадлежат авторские права на него. Когда речь идет о крупном полиграфическом производстве, где заказы размещают издатели, наверняка, этот вопрос урегулирован. При малом производстве, когда сумма инвестиций относительно невелика, заказы могут размещать и частные лица, и небольшие организации, которым сделать это сложно. Точно также обстоит дело и с заказами единичных экземпляров в библиотеках или специальных организациях, продающих штучные экземпляры изданий. И здесь важно, чтобы владельцы авторских прав получили соответствующие отчисления от таких сделок. Сделать это не так просто. Компания Xerox предлагает для этой цели специальное программное средство BookSurf собственной разработки. BookSurf представляет собой веб-ориентированную информационную систему, предназначенную для автоматизации технологических и бизнес-процессов, возникающих при изготовлении книг «по требованию». Программа ориентирована на коммерческое книгоиздание и книготор-говлю. Это средство призвано учитывать взаимоотношения между тремя сторонами, вовлеченными в производство книг «по требованию»:
Правообладатели, владельцы авторских прав и электронного контента (издательства, агрегаторы).
Типографии (в первую очередь цифровые), обладающие технологической воз-можностью изготовления книг тиражом от 1 экземпляра.
Потребители, сбытовые сети (интернет-ма-газины, книжные магазины, дистрибуторы), обладающие торговой инфраструктурой для взаимодействия с розничными потребителя-ми.
Результатом работы этого средства явля-ется учет интересов всех сторон при опера-тивном производстве единичных экземпля-ров книг. BookSurf допускает взаимодейст-вие нескольких участников с каждой сторо-ны, при этом обеспечивает авторизацию, права доступа и учет индивидуально для каждого участника. То есть, по сути, может быть множество цифровых типографий, печатающих книги разных издателей или раз-ных владельцев прав. Причем эти типогра-фии могут быть в самых разных частях стра-ны, а в частном случае таким центром производства может быть даже сам книжный мага-зин. BookSurf может быть установлен у лю-бой из трех сторон (Правообладатель, Типо-графия, Потребитель), и этого достаточно для организации взаимодействия с другими сторонами. При желании программное средство может быть установлено и у некой чет-вертой стороны — независимого сервис-провайдера (ассоциации, специально со-зданной коммерческой организации или, на-оборот, некоммерческой организацией, например, следящей за соблюдением автор-ских прав и т.д.). Различные функции систе-мы, предназначены для разных участников процесса:
Правообладатели:
1) Размещение описаний (учетных кар-точек) имеющегося электронного контен-та в информационной системе BookSurf c тем, чтобы сделать их доступными для Потребителей и Типографий.
2) Определение суммы «авторского гонорара» для каждого издания.
3) Размещение электронного контента (образов книг) в защищенном хранилище BookSurf или ссылок на свое хранилище.
4) Проверка образов книг на соответствие техническим требованиям (обычно это стандартный PDF-файл).
5) Получение в реальном времени ин-формации о размещенных и выполненных заказах — для учета авторских гоно-раров.
Типографии:
1) Размещение информации о своих технологических возможностях (доступных вариантах исполнения книг), ценовой политике и прочих условиях.
2) Прием заказов от Потребителей.
3) Передача образа книги в автоматизированную производственную систему в соответствии с выбранным вариантом исполнения и деталями заказа.
Потребители:
1) Получение информации о доступных для производства книгах, условиях и ценах производства.
2) Возможность простого или сложного поиска, частичного предварительного просмотра, загрузки выбранной части каталога в свою информационную систему (интернет-магазин).
3) Размещение заказов в выбранных типографиях, исходя из ценовых, территориальных и других факторов.
4) Получение информации о статусе размещенных заказов.
Сервис-провайдер:
1) Определение прав пользователей системы.
2) Контроль целостности и корректности контента и каталога (или создание и ведение его).
Такая распределенная система позволяет каждому участнику процесса реализовывать только те задачи, которые важны для него и не заниматься организацией всего процесса, что для многих может быть сложновато. Издатели или представители «самиздата» готовят контент, который они хотели бы прода-вать способом печати «по требованию». После этого они регистрируют свое издание в каталоге и сгружают контент в специальную защищенную область хранения. Информация об этом издании становится доступна через Интернет всем желающим (имеющим доступ в систему). После этого клиент выберет нужное издание, типографию в которой он готов разместить печать этого издания, и вид его оформления. Затем он тем или иным способом оплачивает данный заказ. Дальнейший процесс происходит автоматически. В системе управления производства типографии появляется новый заказ, проводится автоматический контроль его статуса (сроки изготовления, тираж, состояние оплаты, мес-та доставки и т.д.), после чего типография исполняет заказ. Важно понимать, что сумма денег, оплаченная клиентом, автоматически распределяется между участниками процесса (владельцами прав, типографией и, воз-можно, кем-то еще).
Цифры
Ну и в заключение попробуем разобрать-ся, насколько экономически оправдано вы-ходить на рынок печати книг «по требова-нию». По разным оценкам, объем производ-ства книг в России находится на уровне при-мерно в 700 млн. экз. (без учета учебников) или около 200 тыс. наименований. Если при-нять во внимание, что рынок печати таких книг в нашей стране находится в стадии за-рождения, и учитывая опыт ведущих в этом плане стран (например в США), то получает-ся, что перспективы очень большие. Когда такие услуги в США только начали появлять-ся, то в первое время ими воспользовались лишь 2-3% издателей, отпечатавших проб-ные тиражи книг по 100-200 экз. Современ-ные цифры в США весьма впечатляющие: десяток крупнейших издателей страны исполь-зуют печать книг «по запросу» в 75% реали-зуемых проектов, причем это и предвари-тельная печать, и допечатки тиражей по ме-ре необходимости и покрытие «запоздалого спроса». Более того, некоторые нишевые из-дательские проекты полностью переведены на использование печати «по требованию». По самым скромным оценкам, технологиями on-demand в США печатается более 150 млн. книг, при этом крупнейшая торговая книж-ная сеть страны Ingram Booi Company про-дала в 2009 г. более 20 млн. книг, отпечатан-ных «по требованию». Но самое интересное даже не это. По данным Американской Ассо-циации Издателей, в 2009 г, частными лица-ми («самиздатом») было отпечатано более 7б5 тыс. наименований книг со средней ти-ражностью около 100 экз., при том, что про-фессиональные издательства выпустили B свет более 350 тыс. наименований книг. Послучается, по числу наименований «самиз-дат» превзошел профессиональных издате-лей более чем в 2 раза!
Конечно, Россия идет своим путем. Но даже если взять самые начальные цифры спроса (те самые 2-3% проектов • о 100 — 200 экз.), то получается, что уже сейчас в нашей стране должен быть спрос • приме-рно на 1 млн. книг, отпечатанных цифрой. Ес-ли учесть, что средняя стоимость одной кни-ги, как мы посчитали ранее, составляет око-ло 800 — 1000 руб., то самый начальный спрос составляет около 1 млрд. руб. Не так уж и мало. Но если будет разумное предло-жение, то и спрос должен начать расти. И тут, как обычно, кто первый займет нишу карты в руки.