Рынок офисной печати в России: проблемы и перспективы - Публикации в СМИ | Xerox Россия - Xerox
Офисное оборудование
Расходные материалы
24.12.2019

Рынок офисной печати в России: проблемы и перспективы

Комментарии Бориса Дубова, директора департамента дистрибуции расходных материалов Xerox Евразия

Судя по данным IDC по II кв. 2019 г. для российского рынка устройств печати, отечественные заказчики в массе своей всё отчётливее осознают справедливость поговорки «мы не настолько богаты, чтобы покупать дешёвые вещи». Всего с апреля по июнь в РФ было поставлено 469 тыс. устройств печати, включая принтеры, копиры и МФУ, на общую сумму около 135 млн. долл. В количественном исчислении рынок печати по отношению к соответствующему периоду прошлого года сократился на 9,3%, а в долларовом — на 7,7%. Иными словами, средняя цена устройства печати выросла по сравнению со II кв. 2018-го на 1,8%.


Рынок на распутье

Отдельные сегменты рынка устройств печати в России демонстрировали во II кв. чрезвычайно разнонаправленную динамику. Так, все лазерные устройства в совокупности двигались в прямо противоположном общему тренду направлении. Для них средняя цена устройства не увеличилась, а уменьшилась: сокращение лазерного сегмента по сравнению с аналогичным периодом 2018 г. в штуках составило 4,9%, а в долларах — 5,8%. В плане количественного сокращения особо отличились подсегменты высокоскоростных (70–90 стр./мин) монохромных устройств, съёжившийся на 41,7% год к году, и аппаратов невысокой производительности (до 20 стр./мин — минус 3,8%, от 21 до 30 стр./мин — минус 28,3%).

В то же время все прочие разновидности монохромных лазерных принтеров, копиров и МФУ показали хотя бы небольшой рост. Поставки цветных аппаратов на базе технологии сухого электрографического переноса также приросли по всем подкатегориям: с производительностью от 1 до 10 стр./мин — на 49,1%, от 11 до 20 стр./мин — на 10,8%, все прочие — в районе 5%. Судя по всему, давние разговоры о необходимости по крайней мере ситуационной цветной печати в любом современном офисе наконец-то начали доходить до сердец (и, главное, бюджетов) основной массы российских коммерческих заказчиков. Для ситуационной, востребованной нерегулярно и помалу, цветной печати именно лазерная технология подходит идеально — прежде всего благодаря отсутствию проблем с пересыханием долго не используемых картриджей.

Аналитики из IDC отмечают, что в прошлом году — когда в Россию было поставлено 2,58 млн. устройств печати на общую сумму 630 млн. долл., — откладывавшийся многие годы спрос был в основном удовлетворён, причём в основном как раз за счёт недорогих моделей. Именно по итогам 2018-го было зафиксировано существенное увеличение закупок струйных цветных аппаратов с СНПЧ в офисы: похоже, все, кому цветная печать необходима регулярно и помногу, подобными устройствами уже успели обзавестись. Это умозаключение вполне согласуется с провальными результатами поставок в струйном сегменте во II кв. 2019-го: минус 21,0% в количественном исчислении год к году и минус 19,3% в долларовом.

Все относительно дешёвые модели струйных устройств печати продемонстрировали за отчётный квартал внушительный спад: например, ценовой подсегмент от 100 до 200 долл. — на 32,8%, от 200 до 300 долл. — на 54,5%. Рост наблюдался лишь в подкатегории дорогостоящих (от 400 долл. за единицу) струйных устройств — на целых 59,3%. Что, кстати, вполне согласуется с увеличением поставок и наиболее дорогих лазерных аппаратов.

Может сложиться впечатление, будто российские покупатели, как частные, так и представители бизнес-структур, в целом отдавали во II кв. уходящего года предпочтение более дорогостоящим устройствам печати. Однако на деле, напомним, статистика учитывает поставки принтеров, МФУ и копиров в страну, а не потаённые потребительские стремления. Производителям же печатающей техники, очевидно, невыгодно продавать, как в былые десятилетия, дешёвые устройства начального уровня по себестоимости, а то и ниже, — рассчитывая затем долгое время получать своё с поставок оригинальных расходных материалов.

Недорогие картриджные модели в струйном сегменте практически каннибализированы фирменными СНПЧ-устройствами, заведомо более выгодными в плане совокупной стоимости владения (ТСО) даже при использовании исключительно оригинальных бутылочек с чернилами. В лазерном сегменте также намечается тренд на развитие подкатегории аппаратов со штатными СНПТ (системами непрерывной подачи тонера), сравнительно дорогих, но с привлекательной ТСО. В самой же нижней монохромной лазерной страте разворачиваются бескомпромиссные ценовые войны между вендорами, поскольку спрос на наиболее дешёвые офисные принтеры по-прежнему высок. Впрочем, одновременно растёт и рынок аутсорсинга печати (и документооборота в целом), что дополнительно стимулирует спрос на поставки высокоскоростных сверхнадёжных потоковых листовых устройств (рассчитанных на работу с офисной бумагой стандартов А3/А4), по производительности и дополнительным возможностям уже сопоставимых с типографскими офсетными машинами.


Что рождает предложение

Разнонаправленность российского рынка офисной печатающей техники в нынешнем его состоянии подтвердили почти все эксперты — участники настоящего обзора.

«В первом и втором кварталах уходящего года рынок снижался, в третьем мы наблюдаем рост, а результаты четвёртого оценивать пока преждевременно, — замечает Борис Дубов, директор департамента дистрибуции расходных материалов Xerox Евразия. — По итогам года мы не ожидаем ярко выраженной положительной динамики в штуках, в то время как в денежном выражении прогнозируем рост. Такое различие связано со стабильно растущим спросом на устройства с расширенной функциональностью. Как и в последние годы, основную массу пользователей офисных устройств составляют государственные учреждения и организации В2В. Они чаще всего приобретают принтеры и МФУ с более широкой функциональностью, поэтому в структуре продаж преобладают сетевые модели».


Пересматривая традиции

Россию нередко называют страной лазерной печати: у нас с 1990-х даже частные потребители покупали лазерные принтеры и МФУ едва ли не с большей охотой, чем струйные. 

«Хотя нижний сегмент струйной офисной техники растёт довольно высокими темпами, в ближайшие два года его доля не станет существенной, — резюмирует Борис Дубов. — Россия остаётся страной лазерной печати, особенно если мы говорим о сегменте B2B. Объём рынка лазерных принтеров и МФУ в нашей стране преобладает и будет преобладать в дальнейшем, поскольку такие устройства обеспечивают более высокое качество и стойкость отпечатков. Эти преимущества особенно важны, если учитывать требования российского законодательства по хранению документов строгой отчётности и кадрового документооборота».

 

Оригинальный жанр

Проблема неоригинальных расходных материалов сопровождает рынок устройств печати, пожалуй, с самого момента его формирования.

Борис Дубов, считает, что объём поставок расходных материалов в количественном выражении падает, поскольку спрос на рынке смещается в сторону более производительных устройств, которые реже требуют замены картриджей: «Отрицательная динамика наблюдается и в денежном выражении по причине более низкой стоимости отпечатка у принтеров и МФУ более производительных сегментов. С запуском новых поколений печатных устройств в 2016–2017 гг. издержки на обслуживание офисной техники средней и высокой производительности сильно снизились. С тех пор они остаются на почти неизменном уровне. Ещё один фактор, который вызывает спад на рынке расходных материалов, — постепенный вывод из эксплуатации старых, более дорогих в обслуживании устройств».

Оригинальные расходные материалы играют важную роль в бизнесе всего канала сбыта продукции. Используя один и тот же процент торговой наценки, на оригинальных расходных материалах канал зарабатывает больше, чем на совместимых картриджах. Поэтому и вендоры, и представители канала заинтересованы продавать оборудование в первую очередь компаниям с большим объёмом печати и высокими требованиями к качеству отпечатка, отказоустойчивости и надёжности устройств. Со стороны заказчиков именно такие организации на текущий момент преобладают в структуре потребления, формируя качественную, отказоустойчивую и эффективную офисную инфраструктуру. Так что крупные заказчики чаще всего делают выбор в пользу оригинальных картриджей. «Отрадно, что благодаря совместным усилиям вендоров и продавцов заказчики хорошо знают о проблеме контрафакта и работают над её решением, — заключает Борис Дубов. — Компании внимательно относятся к приёмке расходных материалов и активно взаимодействуют с производителями, чтобы убедиться, что закупают оригинальную продукцию».

 

Бедная Грета

Простая шведская девочка с украденным злобными корпорациями детством всколыхнула в уходящем году общественное мнение: проблемы оптимизации расходования планетарных ресурсов и защиты природы поднимаются теперь в связи решительно с любой темой. Вот и на рынке печатающей техники по всему миру растёт спрос на экономичные и экологичные устройства, на программные средства для управления документооборотом. Правда — с главным упором всё же на экономию и функциональность, а не на экологию.

По мнению же Бориса Дубова, энергосбережение не входит в список приоритетов для российских заказчиков, хотя производители так или иначе обеспечивают всё бо́льшую энергоэффективность своих устройств, следуя общемировым тенденциям. Потребление умных устройств и сервисов стабильно растёт: «На мой взгляд, за ними будущее, — уверен эксперт. — Наиболее перспективны гибкие конкурентоспособные услуги, которые позволяют компаниям с большей лёгкостью перестраивать бизнес-процессы. В рамках этого тренда на рынке аутсорсинга печатных процессов выделилось два направления конкуренции. Первое основано на борьбе за минимальную цену базового предложения. Второе заключается в соперничестве поставщиков, которые внедряют более гибкие и масштабируемые услуги с элементами аналитики. Хотя такие сервисы дороже, многие компании готовы за них доплачивать, чтобы добиться максимально эффективного управления бизнес-процессами. Этот тренд тесно связан с ростом популярности облачных решений, взаимодействие с которыми в рамках ИТ-инфраструктуры будет становиться всё более важным требованием в перспективе одного-двух лет. Возможно, этот процесс будет сопряжён с развитием российских облачных предложений».

 

Контракты против транзакций

Рынок аутсорсинга печати в России, без сомнения, существует и развивается, что подтверждает как увеличение количества сервисных провайдеров, так и рост проектных машин (MIF) у его основных игроков.

Борис Дубов считает, что большинство российских заказчиков уже хорошо знакомо с возможностями аутсорсинга печатных процессов. О внедрении таких услуг всё чаще задумываются даже на предприятиях среднего бизнеса, в промышленных и государственных организациях. «Вместе со спросом на рынке аутсорсинга растёт и предложение, — резюмирует эксперт. — С каждым годом объём этого бизнеса растёт, и всё больше партнёров переходят от обычных продаж оборудования, расходных материалов и запасных частей к оказанию аутсорсинговых услуг».

    

Подробнее читайте на сайте itweek.ru: https://www.itweek.ru/pc/article/detail.php?ID=210789

Связаться с нами

Горячая линия

Москва

+7 (495) 956-3712

Бесплатный телефон по России:

8 (800) 700-8882Обратная связь
Как правильно дезинфицировать печатные устройства

Сейчас особенно важно следить за гигиеной на рабочем месте. Мы подготовили руководство, как правильно чистить печатные устройства общего пользования без…

Подробнее
Компания «Душа Алтая» увеличила продажи в два раза благодаря установке ЦПМ Xerox Color C70

Мастерская подарков «Душа Алтая» открыла собственную типографию, установив полноцветную ЦПМ Xerox Color…

Подробнее

Горячая линия

Москва

+7(495) 956-3712

Бесплатный телефон по России:

8 (800) 700-8882 Подробнее
Подписаться на рассылку

Скачать PDF

Демо/Видео