Борис Дубов. Товар говорит сам за себя: как ретейлеры используют «умные» этикетки - Публикации в СМИ | Xerox Россия - Xerox
Корпоративные новости
Расходные материалы
29.11.2019

Борис Дубов. Товар говорит сам за себя: как ретейлеры используют «умные» этикетки

Борис Дубов, директор департамента дистрибуции расходных материалов Xerox Евразия

Обычный стикер на упаковке может содержать много полезной информации, но он не способен рассказать о температуре или влажности, местоположении или химическом составе продукта. Для этих задач ретейлеры используют «умные» этикетки.

По данным исследовательской компании IMARC, в 2018 году объем мирового рынка «умных» этикеток составил $6,6 млрд, а к 2024 году он увеличится вдвое и достигнет $13,2 млрд. При этом аналитики прогнозируют, что среднегодовые темпы роста будут превышать 12%.

«Умная» этикетка способна предоставлять расширенные сведения о статусе продукта, к которому она прикреплена. Такая маркировка может работать на базе химического индикатора или микрочипа. Самый известный пример — RFID-метки, которые наклеивают на товар, чтобы его нельзя было незаметно пронести через рамку на выходе из магазина.

По оценке аналитической компании Mordor Intelligence, «умные» этикетки наиболее широко используются в сферах ретейла, логистики и здравоохранения. Также эти решения применяются в пищевой и аэрокосмической промышленности, дата-центрах и библиотеках, при производстве автомобилей и в системах безопасности. Рассмотрим пять основных бизнес-задач, которые помогают решать «умные» этикетки.

1. Контроль свежести продукта

Маркировка с химическими индикаторами сообщает о том, какой продукт можно употреблять в пищу, а какой уже испортился. Это помогает ретейлерам лучше планировать списание товара и скидочные акции. Кроме того, так можно повысить лояльность покупателей, поскольку им больше не придется тратить время на поиск информации о сроке годности продуктов.

Это одна из самых дешевых разновидностей «умных» этикеток, поскольку в ней нет электронных компонентов. Такая этикетка крепится с внутренней стороны упаковки так, чтобы ее было видно через прозрачную пленку. Главная часть этикетки — индикатор. Он меняет цвет, когда повышается количество газов, выделяющихся при порче продукта, или появляются следы жизнедеятельности сальмонеллы, кишечной палочки и других опасных для здоровья бактерий. Активное покрытие этикетки состоит из натуральных компонентов и не вредит пище при контакте. В числе бизнес-структур, которые взяли эту технологию на вооружение, — Superior Farms, американский импортер телятины и ягнятины. Благодаря внедрению наклеек SensorQ эта компания смогла лучше отслеживать свежесть мяса при доставке из Австралии.

2. Контроль температуры при перевозках и хранении

«Умная» этикетка сообщит о том, поддерживался ли температурный режим при перевозке мяса, мороженого, медикаментов и другой продукции, чувствительной к условиям хранения. Такая маркировка меняет цвет при скачках температуры: чем светлее оттенок термочувствительных чернил, тем дольше товар лежал в тепле. Например, цвет этикетки покажет, подвергалась ли рыба разморозке на пути от производителя до прилавка. Эта технология прошла успешное тестирование в мексиканской сети супермаркетов Superama. Наклейки OnVu не только помогли покупателям выбирать самые свежие продукты и отслеживать их состояние при хранении дома. Некоторые покупатели даже спрашивали в магазине, есть ли возможность купить эту маркировку отдельно, для личных нужд.

«Умные» этикетки с электронной начинкой способны не только фиксировать сам факт нарушения температурного режима, но и записывать его изменения во внутреннюю память. Например, наклейки TT Sensor Plus помогают американской компании Desert Farms следить за температурой при перевозке верблюжьего молока (она не должна превышать 4°C).

Сейчас разработки в этой области продолжаются. Например, существует технология печати интеллектуальных датчиков на обычной картонной упаковке. Датчики могут анализировать температуру, влажность и освещенность, а также получают информацию о возможных повреждениях при перевозке. Все данные передаются в режиме реального времени, позволяя отслеживать состояние товара.

3. Отслеживание перемещений товара и складских остатков

Аналитики IMARC отмечают, что ретейл занимает первое место по масштабу внедрения «умных» этикеток, и это не случайно. Ведь они позволяют получать максимально точную и подробную информацию о местонахождении и статусе товара. Для этого на упаковку наклеивается RFID-метка (чип с антенной), которая передает данные на расстояние до 100 м и не нуждается во встроенном источнике энергии, питаясь от электромагнитного поля считывателя. Сигнал автоматически принимается и записывается на компьютер.

С помощью этой технологии компании могут с большей точностью отслеживать поставки и контролировать остаток товара на складе, а также экономить время и ресурсы благодаря отказу от сканирования штрихкодов вручную. Технология RFID позволяет магазинам обеспечить точность инвентаризации более 98%. Обычно этот показатель составляет около 70% по итогам года. Причем исторические данные показывают, что с его повышением на 3% объем продаж увеличивается в среднем на 1%.

Возможность отслеживать перемещение каждой упаковки с RFID-меткой помогает предотвратить воровство и быстро находить украденное. Британский поставщик продуктов питания Reynolds пошел еще дальше и с помощью этой технологии стал контролировать местонахождение контейнеров для доставки еды.

Использование RFID-меток способствует сокращению издержек и, как следствие, росту прибыли. Другой существенный плюс — они стоят недорого. Благодаря этим преимуществам этикетки на базе технологии RFID получили широкое распространение по всему миру. Например, их используют такие компании, как Uniqlo, Zara, H&M, Prada и La Chapelle.

4. Удобство процесса покупок

В будущем «умные» этикетки смогут передавать потребителю полезную информацию, когда он берет в руки продукт или касается специального датчика. Например, встроенный модуль мог бы открыть на смартфоне покупателя сайт со сведениями о выбранном товаре и похожих продуктах. Кроме того, на основе автоматического анализа действий потребителя система могла бы сразу предлагать ему индивидуальные акции и скидки.

Не менее важная функция «умной» этикетки — защита от подделок. Ведь на микрочип можно записать и информацию, подтверждающую подлинность товара. Метки на базе этой технологии уже используются в компаниях по всему миру. Отдельного упоминания заслуживает бренд спортивной одежды Puma, который стал снабжать товары электронными идентификаторами UHF RFID, повысив вовлечение клиентов и сделав процесс покупок интерактивным: каждый посетитель магазина может увидеть на своем смартфоне дополнительную информацию о выбранном продукте. Кроме того, метки автоматизируют складской учет и помогают следить за перемещением товаров.

5. Помощь в маркетинговых исследованиях

С помощью «умных» этикеток производители и ретейлеры могут получить больше информации о том, как формируется интерес к разным продуктам. Например, можно расположить на упаковке датчики, которые будут реагировать на касания и сообщать, какие товары потребитель купил в магазине, а какие взял и поставил обратно на полку. Эти данные помогут продавцу лучше выстроить ценовую политику и спланировать скидочные акции. А производитель сможет лучше отслеживать настроения потребителей и благодаря этому выпускать более востребованные продукты.

Больше «умных» функций

Потенциал интеллектуальной маркировки не ограничивается перечисленными примерами — возможностей применения намного больше. Например, компания Wiliot создала прототип Bluetooth-чипа, встроенного в этикетку для одежды. Это решение можно использовать не только для предотвращения краж, но и для взаимодействия со сторонними устройствами покупателя. «Умная» этикетка Wiliot может отправлять на смартфон данные о температуре окружающей среды и местоположении вещи, а также «согласовывать» со стиральной машиной подходящий режим стирки. Кроме того, технология позволяет автоматически выводить на смартфон список вещей в гардеробе и подбирать одежду через приложение, не открывая шкаф.

Развиваются технологии, позволяющие выпускать в виде гибких меток датчики, микросхемы, провода, блоки памяти, связи и питания или печатать их напрямую на упаковке или полке с товаром, что открывает все больше потенциальных сфер применения «умных» этикеток.

Все эти разработки способны внести существенный вклад в бизнес-процессы и делают это прямо сейчас по всему миру. Передавая дополнительную информацию о продуктах, метки с интеллектуальными функциями позволяют компаниям повышать прибыльность и эффективность работы компаний.

Подробнее читайте на сайте pro.rbc.ru: https://pro.rbc.ru/news/5db68e379a794737a8cdc2f8

Связаться с нами

Горячая линия

Москва

+7 (495) 956-3712

Бесплатный телефон по России:

8 (800) 700-8882Обратная связь
Эксперты Quocirca: Xerox сохраняет лидерство на рынке MPS

Отчёт исследовательской группы Quocirca показал, что Xerox остаётся безусловным лидером на мировом рынке услуг по управлению печатью. Компания занимает…

Подробнее
Типография «Крона» стала обрабатывать заказы на 20% быстрее благодаря установке ЦПМ Xerox Versant 180 Press

Типография «Крона» установила ЦПМ Xerox Versant 180 Press в дополнение к двум другим машинам той же линейки. Используя оборудование семейства Xerox Versant,…

Подробнее

Горячая линия

Москва

+7(495) 956-3712

Бесплатный телефон по России:

8 (800) 700-8882 Подробнее
Подписаться на рассылку

Скачать PDF

Демо/Видео