Борис Дубов. Товар говорит сам за себя: как ретейлеры используют «умные» этикетки - Публикации в СМИ | Xerox Россия - Xerox
Корпоративные новости
Расходные материалы
29.11.2019

Борис Дубов. Товар говорит сам за себя: как ретейлеры используют «умные» этикетки

Борис Дубов, директор департамента дистрибуции расходных материалов Xerox Евразия

Обычный стикер на упаковке может содержать много полезной информации, но он не способен рассказать о температуре или влажности, местоположении или химическом составе продукта. Для этих задач ретейлеры используют «умные» этикетки.

По данным исследовательской компании IMARC, в 2018 году объем мирового рынка «умных» этикеток составил $6,6 млрд, а к 2024 году он увеличится вдвое и достигнет $13,2 млрд. При этом аналитики прогнозируют, что среднегодовые темпы роста будут превышать 12%.

«Умная» этикетка способна предоставлять расширенные сведения о статусе продукта, к которому она прикреплена. Такая маркировка может работать на базе химического индикатора или микрочипа. Самый известный пример — RFID-метки, которые наклеивают на товар, чтобы его нельзя было незаметно пронести через рамку на выходе из магазина.

По оценке аналитической компании Mordor Intelligence, «умные» этикетки наиболее широко используются в сферах ретейла, логистики и здравоохранения. Также эти решения применяются в пищевой и аэрокосмической промышленности, дата-центрах и библиотеках, при производстве автомобилей и в системах безопасности. Рассмотрим пять основных бизнес-задач, которые помогают решать «умные» этикетки.

1. Контроль свежести продукта

Маркировка с химическими индикаторами сообщает о том, какой продукт можно употреблять в пищу, а какой уже испортился. Это помогает ретейлерам лучше планировать списание товара и скидочные акции. Кроме того, так можно повысить лояльность покупателей, поскольку им больше не придется тратить время на поиск информации о сроке годности продуктов.

Это одна из самых дешевых разновидностей «умных» этикеток, поскольку в ней нет электронных компонентов. Такая этикетка крепится с внутренней стороны упаковки так, чтобы ее было видно через прозрачную пленку. Главная часть этикетки — индикатор. Он меняет цвет, когда повышается количество газов, выделяющихся при порче продукта, или появляются следы жизнедеятельности сальмонеллы, кишечной палочки и других опасных для здоровья бактерий. Активное покрытие этикетки состоит из натуральных компонентов и не вредит пище при контакте. В числе бизнес-структур, которые взяли эту технологию на вооружение, — Superior Farms, американский импортер телятины и ягнятины. Благодаря внедрению наклеек SensorQ эта компания смогла лучше отслеживать свежесть мяса при доставке из Австралии.

2. Контроль температуры при перевозках и хранении

«Умная» этикетка сообщит о том, поддерживался ли температурный режим при перевозке мяса, мороженого, медикаментов и другой продукции, чувствительной к условиям хранения. Такая маркировка меняет цвет при скачках температуры: чем светлее оттенок термочувствительных чернил, тем дольше товар лежал в тепле. Например, цвет этикетки покажет, подвергалась ли рыба разморозке на пути от производителя до прилавка. Эта технология прошла успешное тестирование в мексиканской сети супермаркетов Superama. Наклейки OnVu не только помогли покупателям выбирать самые свежие продукты и отслеживать их состояние при хранении дома. Некоторые покупатели даже спрашивали в магазине, есть ли возможность купить эту маркировку отдельно, для личных нужд.

«Умные» этикетки с электронной начинкой способны не только фиксировать сам факт нарушения температурного режима, но и записывать его изменения во внутреннюю память. Например, наклейки TT Sensor Plus помогают американской компании Desert Farms следить за температурой при перевозке верблюжьего молока (она не должна превышать 4°C).

Сейчас разработки в этой области продолжаются. Например, существует технология печати интеллектуальных датчиков на обычной картонной упаковке. Датчики могут анализировать температуру, влажность и освещенность, а также получают информацию о возможных повреждениях при перевозке. Все данные передаются в режиме реального времени, позволяя отслеживать состояние товара.

3. Отслеживание перемещений товара и складских остатков

Аналитики IMARC отмечают, что ретейл занимает первое место по масштабу внедрения «умных» этикеток, и это не случайно. Ведь они позволяют получать максимально точную и подробную информацию о местонахождении и статусе товара. Для этого на упаковку наклеивается RFID-метка (чип с антенной), которая передает данные на расстояние до 100 м и не нуждается во встроенном источнике энергии, питаясь от электромагнитного поля считывателя. Сигнал автоматически принимается и записывается на компьютер.

С помощью этой технологии компании могут с большей точностью отслеживать поставки и контролировать остаток товара на складе, а также экономить время и ресурсы благодаря отказу от сканирования штрихкодов вручную. Технология RFID позволяет магазинам обеспечить точность инвентаризации более 98%. Обычно этот показатель составляет около 70% по итогам года. Причем исторические данные показывают, что с его повышением на 3% объем продаж увеличивается в среднем на 1%.

Возможность отслеживать перемещение каждой упаковки с RFID-меткой помогает предотвратить воровство и быстро находить украденное. Британский поставщик продуктов питания Reynolds пошел еще дальше и с помощью этой технологии стал контролировать местонахождение контейнеров для доставки еды.

Использование RFID-меток способствует сокращению издержек и, как следствие, росту прибыли. Другой существенный плюс — они стоят недорого. Благодаря этим преимуществам этикетки на базе технологии RFID получили широкое распространение по всему миру. Например, их используют такие компании, как Uniqlo, Zara, H&M, Prada и La Chapelle.

4. Удобство процесса покупок

В будущем «умные» этикетки смогут передавать потребителю полезную информацию, когда он берет в руки продукт или касается специального датчика. Например, встроенный модуль мог бы открыть на смартфоне покупателя сайт со сведениями о выбранном товаре и похожих продуктах. Кроме того, на основе автоматического анализа действий потребителя система могла бы сразу предлагать ему индивидуальные акции и скидки.

Не менее важная функция «умной» этикетки — защита от подделок. Ведь на микрочип можно записать и информацию, подтверждающую подлинность товара. Метки на базе этой технологии уже используются в компаниях по всему миру. Отдельного упоминания заслуживает бренд спортивной одежды Puma, который стал снабжать товары электронными идентификаторами UHF RFID, повысив вовлечение клиентов и сделав процесс покупок интерактивным: каждый посетитель магазина может увидеть на своем смартфоне дополнительную информацию о выбранном продукте. Кроме того, метки автоматизируют складской учет и помогают следить за перемещением товаров.

5. Помощь в маркетинговых исследованиях

С помощью «умных» этикеток производители и ретейлеры могут получить больше информации о том, как формируется интерес к разным продуктам. Например, можно расположить на упаковке датчики, которые будут реагировать на касания и сообщать, какие товары потребитель купил в магазине, а какие взял и поставил обратно на полку. Эти данные помогут продавцу лучше выстроить ценовую политику и спланировать скидочные акции. А производитель сможет лучше отслеживать настроения потребителей и благодаря этому выпускать более востребованные продукты.

Больше «умных» функций

Потенциал интеллектуальной маркировки не ограничивается перечисленными примерами — возможностей применения намного больше. Например, компания Wiliot создала прототип Bluetooth-чипа, встроенного в этикетку для одежды. Это решение можно использовать не только для предотвращения краж, но и для взаимодействия со сторонними устройствами покупателя. «Умная» этикетка Wiliot может отправлять на смартфон данные о температуре окружающей среды и местоположении вещи, а также «согласовывать» со стиральной машиной подходящий режим стирки. Кроме того, технология позволяет автоматически выводить на смартфон список вещей в гардеробе и подбирать одежду через приложение, не открывая шкаф.

Развиваются технологии, позволяющие выпускать в виде гибких меток датчики, микросхемы, провода, блоки памяти, связи и питания или печатать их напрямую на упаковке или полке с товаром, что открывает все больше потенциальных сфер применения «умных» этикеток.

Все эти разработки способны внести существенный вклад в бизнес-процессы и делают это прямо сейчас по всему миру. Передавая дополнительную информацию о продуктах, метки с интеллектуальными функциями позволяют компаниям повышать прибыльность и эффективность работы компаний.

Подробнее читайте на сайте pro.rbc.ru: https://pro.rbc.ru/news/5db68e379a794737a8cdc2f8

Связаться с нами

Горячая линия

Москва

+7 (495) 956-3712

Бесплатный телефон по России:

8 (800) 700-8882Обратная связь
Исследовательский центр PARC отмечает 50 лет инноваций

И готовится к следующим 50…

Подробнее
Компания «ПроСпорт-Принт» оптимизировала производство спортивной формы с помощью сублимационной бумаги Xerox

Компания «ПроСпорт-Принт» наладила бесперебойную печать на спортивной форме благодаря переходу на сублимационную бумагу…

Подробнее

Горячая линия

Москва

+7(495) 956-3712

Бесплатный телефон по России:

8 (800) 700-8882 Подробнее
Подписаться на рассылку

Скачать PDF

Демо/Видео