Вау-перламутр, или ожидания большего
Машина Xerox Iridesse Production Press — современное высококачественное устройство, учитывающее все особенности цифрового печатного бизнеса, является отличным инструментом для производства цифровой продукции с добавленной стоимостью. Этого рынку не хватало… Чтобы успешно развиваться, типография должна иметь доход, превышающий ее расходы. Но продажная цена среднестатистической продукции особенно не увеличивается, а базовые затраты имеют тенденцию к росту. В результате доходная часть падает, расходная растет — может наступить момент, когда типография перестанет получать прибыль. Общерыночная ситуация еще больше усугубляет положение дел.
- Общий спрос на полиграфическую продукцию снижается. Многие коммерческие компании сокращают свои полиграфические заказы или вообще их не размещают, считая их не способствующими развитию бизнеса. На рынке есть тенденция развивать маркетинговую активность в «дешевом» интернете.
- Тиражи печатной продукции уменьшаются, а также разбиваются на части, которые нужно изготавливать по мере возникновения необходимости. Многие компании не готовы вкладывать средства в производство тиража «впрок». Поэтому в целом по рынку тиражи большинства видов как рекламной, так и коммерческой продукции сведены до минимума.
- Эффект от воздействия обычной рекламной продукции на потребителя в целом снизился. 10–15 лет назад наличие у компании добротного цветного каталога, проспекта или буклета выделяло ее из других аналогичных. Сейчас типовая полиграфическая продукция есть у всех и чем-то выделиться не очень просто. В результате подобную простую продукцию печатают либо по привычке, либо «чтобы быть, как все», но эффективность от такого маркетинга невысокая.
- Существенно влияет на экономику полиграфического бизнеса и общеэкономическая ситуация в стране. Так или иначе все компании на рынке имеют определенные финансовые сложности и хотят оптимизировать свои затраты. Причем это справедливо и для типографий, и для их заказчиков. И те, и другие хотят экономить. Клиенты либо уменьшают тиражи, либо сокращают объем (полосность) изданий, либо принимают решение совсем отказаться от заказов.
Ничего нового…
На самом деле, через подобную ситуацию проходили многие страны несколько лет назад. И тогда, примерно лет 10 назад, в мире появилось понятие «продукция с добавленной стоимостью (ценностью)». Сейчас этот термин используется повсеместно. Обычная, «рядовая» печатная продукция как маркетинговый инструмент становится малоэффективной. Она просто перестала привлекать внимание. А «продукция с добавленной стоимостью» — что-то отличающееся от общепринятого. Хотя по мере развития отрасли понятие «отличающееся» тоже менялось. В начале 90-х гг., в момент появления частной полиграфии в России, сам факт возможности отпечатать полутоновое изображение в цвете уже было в диковинку, это стоило очень существенных денег и вызывало удивление. Потом это научились делать многие, и тот самый «вау-эффект» от простой полутоновой цветной печати исчез. Такая продукция стала практически «ширпотребом».
Понадобился очередной виток развития, когда продукцией «с добавленной стоимостью» стали называть что-то другое. Когда в мире стало понятно, что простой цветной продукцией уже никого не удивишь: ее производят все, спрос на нее падает, да еще и цена снижается, заказчики стали намного охотнее платить за продукцию, в которой есть какие-то элементы «необычности и непривычности». Причем этот эффект может быть самым разным: как технологическим (сплошное или выборочное лакирование, тиснение фольгой или конгрев, необычная форма, материал и т. д.), так и организационным (визитка через 15 минут, тираж журнала «завтра к утру» и т. д.) и даже экономическим, когда цена на типовую продукцию вдруг оказывается существенно ниже, чем в среднем по рынку (по такому принципу работают, например, типографии использующие технологии web-to-print).
Подробнее читайте в журнале Курсив 2`2019.