Xerox Iridesse Production Press: эволюция цвета - Публикации в СМИ | Xerox Россия - Xerox
Промышленное оборудование
18.12.2018

Xerox Iridesse Production Press: эволюция цвета

Печать с применением специальных цветов (в дополнение к триадным CMYK) — одно из основных направлений развития цифровой техники, приобретающее в последние годы все большую актуальность. Появление новых видов чернил и тонера, которые можно использовать в качестве лака, белил, флуоресцентных или металлизированных красок сделало возможным получение более эффектных и ярких цифровых отпечатков, способных вызвать интерес как у заказчиков, так и у их клиентов. Декоративные эффекты, которые ранее можно было воспроизвести лишь на технике традиционного типа (офсетной или трафаретной), теперь стали доступны и цифровым машинам, причем не только из старшего ценового сегмента. Благодаря преимуществам, которыми обладает данный вид оборудования (рентабельность малых и единичных тиражей, возможность печати персонализированной продукции и т.д.), количество работ, в которых применяются разнообразные эффекты печати с дополнительными цветами, постепенно растет. В свою очередь, это способствует дальнейшему развитию технологии и появлению более совершенной техники, ее использующей.

Тестовая вкладка в этом номере «Курсива» отпечатана на одном из самых новых цифровых устройств, способном печатать продукцию с применением более чем четырех красок CMYK, — электрографической ЦПМ Xerox Iridesse Production Press (рис. 1). Новая разработка корпорации Xerox предоставляет широкие возможности использования дополнительных цветов, роль которых в данном случае исполняет тонер порошкового типа. Для машины существует четыре специальных вида тонера: прозрачный (цифровой лак), белый (кроющие белила), а также два металлизированных: золотой и серебряный. Нанесение дополнительного тонера на поверхность листа может осуществляться одновременно из двух «красочных секций» машины, одна из которых расположена до, а вторая — после аналогичных систем, формирующих триадное изображение. Это позволяет оперативно за один прогон печатать шестикрасочную продукцию, в которой, например, одновременно используются кроющие белила и выборочный лак. Однако уникальной особенностью Xerox Iridesse Production Press, не встречающейся у ЦПМ других моделей и марок, является возможность одновременной печати двумя видами металлизированного тонера — «золотом» и «серебром». Отпечаток, полученный в таком режиме, мы и решили продемонстрировать читателям.

Печать теста производилась в московской типографии «Цифровые Технологии», где осенью 2018 г. был установлен первый в нашей стране экземпляр ЦПМ Xerox Iridesse Production Press (рис. 2). Прежде, чем перейти к описанию макета вкладки и результатов его печати, расскажем немного подробнее о самом устройстве.

Xerox Iridesse

Xerox Iridesse Production Press (далее для краткости будем называть это устройство Xerox Iridesse или просто Iridesse) — не первая и не единственная ЦПМ корпорации Xerox, способная печатать продукцию в режиме CMYK+ с использованием набора более, чем из четырех тонеров. Впервые подобные возможности появились у техники Xerox почти 9 лет назад, когда на выставке Ipex 2010 была продемонстрирована ЦПМ серии Xerox Color 800/1000 Press. Тогда для этих устройств существовал всего один вариант дополнительного тонера — прозрачный, позволяющий создавать эффекты сплошного или выборочного лакирования отпечатка. В простейшем случае сплошное покрытие цветного изображения слоем прозрачного тонера можно было применять при печати фотопродукции, чтобы сделать результат более глянцевым и похожим на настоящую фотографию.

Разработанная для ЦПМ Color 800/1000 технология печати с дополнительным тонером в последующие годы совершенствовалась и спустя пять лет получила новое развитие с выходом обновленной серии машин — Color 800i/1000i Press. Основное преимущество усовершенствованных моделей заключалось в возможности печати двумя новыми вариантами дополнительного тонера: золотым и серебряным. Цвет первого из этих металлизированных тонеров создавался для реалистичной имитации краски Pantone 871 С («золото»), цвет второго — для имитации Pantone 877 С («серебро»).

Появление специальных металлизированных цветов существенно расширило возможности применения машины для печати сувенирной и рекламной продукции. Однако число активных красочных секции у Color 800i/1000i осталось тем же, что и у Color 800/1000 — пять, а для нанесение дополнительного тонера по-прежнему могла использоваться только одна из них — пятая. Поэтому печать заказов, требующих применения сразу нескольких специальных тонеров (например, золотого и серебряного или серебряного и прозрачного), необходимо было осуществлять за несколько прогонов. Дополнительный листопрогон также требовался, когда было необходимо наносить специальный тонер более плотным слоем или создавать металлизированные оттенки цвета путем запечатки тонерами триады подложки из серебра или золота. Благодаря высокой точности приводки (допуск ±0,5 мм), которой обладают ЦПМ этих серий, печать в несколько проходов не сильно ухудшала качество результата, но заметно снижала общую производительность работы.

Новую ЦПМ Xerox Iridesse можно рассматривать как дальнейшее развитие платформы Color Press, позволяющее преодолеть вышеописанные ограничения. Число красочных секции машины увеличилось с пяти до шести (рис. 3), и для нанесения дополнительного тонера теперь могут использоваться сразу две из них — первая и последняя. Это позволяет за один прогон наносить специальный тонер сразу двух видов (разных или одинаковых), причем слой первого из них оказывается на бумажном листе под цветным триадным изображением, а слой второго — сверху. Такое усовершенствование конструкции приближает возможности печати с металлизированными цветами на новой ЦПМ к возможностям многосекционной офсетной техники. В частности, теперь за один проход можно печатать продукцию со всевозможными металлическими оттенками цвета, включая радужные и перламутровые. Разработчики Xerox посчитали это важным достижением, которое заслуживает того, чтобы быть отмеченным в названии новой ЦПМ. Диковинное слово Iridesse, являющееся производным от английского iridescence, как раз означает способность машины печатать продукцию, переливающуюся всеми цветами радуги.

В дополнение к прозрачному и двум металлизированным специальным тонерам, ЦПМ Iridesse также способна печатать и новым тонером белого цвета. Такой тонер может играть роль кроющих белил и создавать интересные эффекты при печати на цветных или прозрачных материалах, часто использующихся при изготовлении сувенирной и упаковочной продукции. Ранее корпорация Xerox предлагала тонер подобного типа только для ЦПМ iGen 5 Press, рассчитанной на более промышленные объемы печати. Также, как и с другими дополнительными цветами, ЦПМ Iridesse за один прогон способна наносить белила сразу из двух красочных секций, что, например, может существенно повысить плотность белого текста (и других элементов дизайна) на темном запечатываемом материале.

Скорость и качество

Качество печати ЦПМ Iridesse выше, чем у предшествующих моделей семейства Color Press. Этого удалось добиться благодаря применению более современной системы формирования изображения. Хотя процесс экспонирования по-прежнему производится VCSEL-лазерами с типичным для устройств Xerox разрешением 2400x2400 dpi, подготовка данных в растровом процессоре ЦПМ теперь осуществляется с более высоким разрешением — 1200x1200 dpi при глубине цвета 10 бит. Увеличение объема данных позволило повысить плавность передачи градиентных переходов и точность воспроизведения мелких деталей изображения. Другая причина более высокого качества отпечатков ЦПМ Iridesse — использование нового химически выращиваемого тонера марки HD ЕА (High Definition Emulsion Aggregate Toner). Тонер нового типа имеет уменьшенный размер частиц (для триадных цветов — 4,7 мкм вместо 5,8 мкм у тонеров предыдущего поколения), что способствует большей точности воспроизведение мелких растровых точек, снижает толщину слоя тонера и его расход, а также придает отпечатку естественный матовый блеск, что делает продукцию больше похожей на офсетную. Металлизированные цвета тонера HD ЕА теперь также выглядят на отпечатке более естественно, в частности, новая версия золотого тонера стала более блестящей и похожей на качественное «офсетное золото».

У ЦПМ Xerox Iridesse повысилось не только качество, но и производительность печати. По сравнению с Color 800/1000 и Color 800i/1000i, скорость печати машины возросла на 20% и теперь составляет 120 А4/мин (или 60 АЗ/мин). Цифры, характеризующие рекомендуемый и максимальный месячный объем печати, также увеличились и теперь составляют — 225-475 тыс. отт. и 2,25 млн отт. соответственно. Диапазон плотностей запечатываемых материалов у новой машины расширился до 52-400 г/м2, что расширило возможности ее применения для печати упаковочной продукции. Кроме этого, у ЦПМ Xerox Iridesse появилась возможность печати «баннерных» форматов с длиной листа до 1200 мм (с автоматическим переворотом — до 729 мм), что позволяет выпускать новые виды продукции вроде больших фотоальбомов или складных коробок. Максимальный формат запечатываемого листа — 330x1200 мм (при подачи из встроенных лотков — 330x488 мм), минимальный — 98x146 мм.

Новое устройство имеет высокий уровень автоматизации: фактически все необходимые процедуры, включая настройку приводки и совмещения сторон, контроль равномерности плотностей по площади листа, настройку токов переноса и т.д. машина выполняет автоматически. При этом оператор может указать, когда и с какой регулярностью ЦПМ должна автоматически выполнять тот или иной набор операций, что позволяет сэкономить время и повысить стабильность печати. Для ускорения операций по смене одного типа дополнительного тонера на другой корпорация Xerox предлагает использовать специальные тележки {рис. 4), на которых можно разместить и хранить контейнеры с тонером и заменяемые элементы системы его подачи. Это также упрощает транспортировку и хранение неиспользующихся на данный момент сменных частей. Работа по замене одного тонера на другой отнимает у оператора не более пяти минут времени, затем еще около двадцати минут уходит на автоматическую перенастройку ЦПМ.

Можно сказать, что, по сравнению с заменой краски в кипсейке офсетной машины, это очень быстрый и чистый процесс. Ресурс основных элементов системы нанесения тонера (барабанов-фоторецепторов и ленты промежуточного переноса изображения) у новой машины увеличился в 1,5-2 раза по сравнению с предшествовавшими моделями Color Press. При этом конструкция ЦПМ, расположение и назначение внутренних узлов остались прежними (рис. 5). Подобно Color 800/1000 и Color 800i/1000i в Xerox Iridesse используются система приводки листов по центру, самоочищающиеся коротроны, модуль термозакрепления внушительных размеров, система охлаждения отпечатка с помощью пары ремней, настраиваемая система выпрямления листов и т.д. (рис. б).

Наш тест

Возможности печати с использованием специальных видов тонера, имеющиеся у ЦПМ Xerox Iridesse, слишком богатые, чтобы их все можно было проиллюстрировать на одной тестовой вкладке. В частности, применение белил предполагает печать на материале, отличном от белой бумаги, а такой отпечаток не всегда дает полное представление об общем качестве печати машины. Кроме того, тестовая вкладка, отпечатанная с белым тонером на другом устройстве корпорации Xerox, уже публиковалась в «Курсиве» в этом году. Что касается печати с прозрачным тонером, то она также не является новой или интересной самой по себе темой. Рассуждая подобным образом, мы решили в этот раз ограничить рамки эксперимента с печать на ЦПМ Xerox Iridesse в режиме CMYK+ двумя видами металлизированного тонера: серебром и золотом. До настоящего момента мы не печатали вкладок на цифровых машинах с использованием тонеров металлических цветов, к тому же печать двумя металлизированными тонерами сразу — уникальная особенность ЦПМ данной модели.

Как обычно, тестовая вкладка представляет собой двусторонний отпечаток, печать которого производилась в режиме с автоматическим переворотом листа, что в процессе приладки позволяло получать на выходе из машины полностью готовый отпечаток. Первая сторона вкладки содержит набор шкал и тестовых элементов, по которым можно судить о качестве воспроизведения тонкихлиний, шрифтов малого размера, градиентов и растровых заливок при печати как триадным, так и металлизированным тонером. На этой стороне также размещен набор наших «классических» триадных изображения, которые обычно используются для визуальной оценки цветопередачи и качества печати оборудования того или иного типа.

На второй стороне вкладки показаны возможности применения металлизированных тонеров для создания разнообразных декоративных эффектов. Наложение красок (тонеров) на бумагу производилось в порядке серебро-СМУК-золото, так что полученный отпечаток дает представление о результате запечатки основы из краски-серебра цветными красками триады с последующим покрытием краской-золотом.

В процессе работы над тестом мы ознакомились с образцами печати, которые типография «Цифровые Технологии» распространяет среди своих заказчиков, а также с общими рекомендациями от корпорации Xerox по подготовке макетов подобных заданий (их можно найти в открытом доступе на интернет-сайте компании). Помимо прочей информации мы обнаружили в них полезный практический совет — уменьшить заполнение металлизированных каналов (со 100% до 60-70%) в областях, где требуется сохранить чистоту оттенка триадных цветов. Мы решили воспользоваться этой рекомендацией при подготовке шкал теста №2-1-1 и большей части растровых изображений, на второй стороне вкладки. Поля теста /V?2-3-1 показывают возможности создания различных металлизированных цветов (включая перламутровые оттенки) путем запечатки полутоновой серебряной подложки тонерами триады. Для сравнения там же показано, как выглядит чистый триадный цвет (без серебра) и результат печати по сплошной (100%) серебряной плашке. Самое правое поле в нижнем ряду этого теста показывает сравнение золотистых оттенков, получающихся путем запечатки серебра, с чистым цветом золотого тонера. На рис. 7 показано графическое представление триадных каналов и каналов дополнительных металлизированных тонеров для обеих сторон вкладки.

Результат

Для печати тиража вкладки использовалась сравнительно недорогая мелованная бумага китайского производства марки Hi-Kote Matt плотностью 140 г/м2. Несмотря на это, общее качество результата можно признать весьма высоким: дефектов на отпечатке не наблюдается, полутоновые заливки получились равномерными, градиентные переходы — плавными. Для того, чтобы шкалы воспроизведения триадных цветов на первой стороне вкладки соответствовали своему описанию, печать производилась в режиме «сохранения чистых цветов триады», предотвращающем разложение первичных цветов и двойных наложений в другие компоненты. Хотя этот режим не обеспечивает эталонную точность цветопередачи, полученный отпечаток имеет большое визуальное сходство с тем, как выглядят наши тестовые вкладки, напечатанные на офсетных машинах.

Схема цветового охвата печати, построенная по результатам измерения плашек первичных цветов и бинаров, показана на рис. 8. Как и положено современной ЦПМ, цветовой охват чистых цветов тонера получился более широким, чем предписано нормами стандарта офсетной печати ISO 12647-2. Это позволяет использовать данную машину для качественной печати фотопродукции и более точной имитации плашечных цветов системы Pantone. При этом поля шкалы баланса серых тонов №1-1-6 выглядят нейтральными, а телесные тона изображения №1-1-3 — натуральными. Это говорит о качественной линеаризации системы печати, осуществленной в автоматическом режиме. Как и в общем случае с электрографическими системами, у отпечатков с ЦПМ Xerox Iridesse наблюдается выраженный эффект метамерии. Например, верхние поля шкалы №1-1-6 могут приобретать красноватый или синеватый оттенок в зависимости от условий освещения. График суммарного приращения растровой точки, построенный по измерениям полей теста №1-2-4 и №1-3-4 показан на рис. 9. Как видно, величина «растаскивания» для триадных каналов в среднем составила 18-20%, а для золотого канала — 30%.

Одноцветные тонкие линии и векторные элементы малого размера на отпечатке воспроизведены весьма качественно. Все буквы шрифтов величиной 2 пт в тесте №1-2-2 отчетливо читаются как в позитивном, так и в негативном варианте. Тонкие негативные линии теста №1-2-1 реалистично воспроизводится вплоть до толщины 25-30 мкм. Это подтверждает то, что растрирование задания действительно выполняется с разрешением 1200 dpi. Детализация мелких элементов при печати металлизированными серебряным и золотым тонером получилась более грубой, чем при печати черным тонером. Двойные тонкие линии тестов № 1-3-1 становятся непрерывными начиная с 60 мкм, а декоративный шрифт высотой 2 пт в тестах №1-3-2 читается не очень хорошо. Это объясняется более крупным размером частиц металлизированного тонера, который необходим для создания более эффектных и блестящих заливок.

Как и было обещано корпорацией Xerox, металлизированный тонер для ЦПМ Xerox Iridesse обеспечивает весьма высокий уровень блеска. Разумеется, результат выглядит менее эффектно, чем при тиснении фольгой, но уже не уступает отпечаткам, полученным с использованием качественных металлизированных офсетных красок. Об этом можно судить как по шкалам в правой части первой стороне вкладки, так и по изображениям №2-1-2, №2-1-3 и №2-3-4 на второй стороне. Они содержат элементы со 100% заливкой металлизированными цветами, которая смотрится весьма эффектно (особенно на контрасте с темным фоном).

Блеск металлизированного тонера сохраняется при наложении на него сверху триадного изображения, и, наоборот, при запечатке триадного изображения металлизированным тонером его слой оказывается достаточно прозрачным для сохранения расположенных ниже оттенков цвета. Это позволяет создавать различные эффекты металлизации при печати двумя разными (или одинаковыми) тонерами за один прогон листа. Рис. 10 показывает как меняется цветовой охват при печати по плашкам с разным процентным содержанием серебряного тонера и при запечатке золотым тонером. Заполнение 60% обеспечивает сравнительно широкий цветовой охват, и, как видно по различным участкам шкал цветового охвата теста №2-1-1, создает неплохой визуальный эффект металлического блеска.

Изображения в центральной части второй стороны вкладки показывают традиционные сюжеты, в которых металлизированные краски используются для выделения отдельных объектов или областей (как правило, металлических предметов). В целом эффект металлизации на отпечатке получился весьма качественным, соответствующим нашим ожиданиям. Так же, как и в случае с использованием металлизированного тонера для создания цветных оттенков, понижение уровня заполнения в серебряном и золотом каналах до 60-70% пошло на пользу конечному результату: изображения приобрели свойства металлического блеска, но при этом сохранили насыщенность цвета и плавность полутоновых переходов. Лучше всего это видно на цветных участках изображений тестов №2-2-1 и №2-2-4. Достаточно интересным получилось изображение №2-2-2, где сравниваются два альтернативных способа создания эффекта металлизации: запечатка триадой основы-серебра и покрытие золотом цветного изображения сверху. На наш взгляд, оба варианта получились неплохо (хотя, возможно, еще более удачным был бы третий вариант, в котором триадные тонеры наносились бы поверх основы-золота). Часы на изображении №2-2-5 тоже получились весьма эффектно: печать двумя металлизированными тонерами за один прогон позволила одновременно сделать элементы циферблата золотыми, а браслет —нейтрально-металлическим.

Тонкие векторные линии теста №2-3-2 на отпечатке прорисованы без дефектов, несмотря на то, что они окрашены цветными градиентами с переменным процентом растра. Это свидетельствует о том, что Xerox Iridesse можно в том числе использовать для печати продукции, где требуются нехитрые методы защиты от подделок (например, малотиражная этикетка или упаковка). Применение металлизированных тонеров для этих целей также будет весьма кстати.

Два нижних изображения в правой части второй стороны вкладки показывают, что получается, если попробовать простыми методами добавить эффекты металлизации в сюжеты, не содержащие металлических предметов. Результат получился достаточно любопытным. Отметим, что градиент синего фона в тесте №2-3-4 (где меняются одновременно процент заполнения серебром и триадные компоненты заливки) на отпечатке вышел плавным и равномерным.

Заключение

За годы своего существования ЦПМ семейства Color Press заслужили репутацию устройств, предлагающих одновременно высочайшее качество печати и интересные возможности создания декоративных эффектов с применением специальных тонеров. Xerox Iridesse Production Press продолжает эту традицию, поднимая оба перечисленных качества на новый уровень: качество, производительность и стабильность печати стали еще выше, а число специальных тонеров и возможности создания декоративных эффектов — еще больше. Благодаря возможностям использования прозрачного, золотого, серебряного и белого тонеров, новое устройство заинтересует не только цифровые типографии и печатные салоны, специализирующиеся на печати эксклюзивной цифровой продукции, но и традиционные типографии, занимающиеся печатью сувенирной, рекламной и упаковочной продукции общего назначения. На таких предприятиях ЦПМ Xerox Iridesse может использоваться для печати малых и пробных тиражей или вариантов макета в процессе утверждения дизайна заказчиком. В этом контексте можно сказать, что появление новой ЦПМ корпорации Xerox знаменует новый этап развития полиграфических технологий, еще больше сближающий цифровую технику и традиционные типографии.

Для компаний, использующих традиционные технологии печати, особенности процесса подготовки работ для ЦПМ Xerox Iridesse не будут чем-то новым или неожиданным, поскольку здесь используются те же манипуляции с дополнительными каналами и многослойными файлами, как и в офсетной или трафаретной печати. Освоение новой машины для типографий, специализирующихся на цифровой печати, может оказаться более сложным процессом, так как не все их заказчики имеют опыт подготовки работ с дополнительными цветами. Здесь на помощь могут прийти встроенные возможности подготовки заказов, имеющиеся у контроллера печати ЦПМ. Используя их, оператор может быстро создать каналы для белил, прозрачного или металлизированных тонеров, чтобы сделать любую рядовую работу более эффектной и интересной. Для получения лучшего результата рекомендуется ознакомиться с образцами печати и советами по подготовки файлов от корпорации Xerox, а также напечатать несколько пробных вариантов макета работы. В любом случае Xerox Iridesse Production Press — цифровая машина, себестоимость печати которой мало зависит от объема тиража, что делает ее идеальным устройством для подобных экспериментов.

Связаться с нами

Горячая линия

Москва

+7 (495) 956-3712

Бесплатный телефон по России:

8 (800) 700-8882Обратная связь
Рекламно-производственная компания enDESIGN добилась однородных заливок и плавных градиентов благодаря установке ЦПМ Xerox Versant 180 Press

РПК enDESIGN повысило качество продукции и точность цветопередачи благодаря установке полноцветной печатной машины Xerox Versant 180…

Подробнее
Особенности национальной колористики: как воспринимают цвета в разных странах

Цвет – один из важнейших компонентов коммуникации в бизнесе. Он может стать эффективным инструментом, помогающим донести до аудитории важные идеи, привлечь…

Подробнее

Горячая линия

Москва

+7(495) 956-3712

Бесплатный телефон по России:

8 (800) 700-8882 Подробнее
Подписаться на рассылку

Скачать PDF

Демо/Видео