Цифровая революция фундаментально изменила все сегменты фоторынка. Массовый переход потребителей на «цифру» ударил по бизнесу профессионалов-фотопечатников: люди стали печатать гораздо меньше фотографий, чем в «пленочную» эру. И компаниям, предоставляющим услуги фотопечати, сегодня, как никогда, необходимо искать новые пути завоевания рынка.
Статистика неумолима: в 2008 году было сделано 2 млрд. фотоотпечатков, что на 40% меньше, чем четыре года назад. Изменилась и сама культура потребления снимка: 80% цифровых фото не добираются до бумаги, а хранятся на дисках и флэшках, мелькают в виде слайд-шоу на экранах компьютеров, телевизоров и цифровых рамок. Помимо этого, фотолаборатории потеряли монополию на печать: современные принтеры позволяют печатать цифровые фото самостоятельно дома.
Тем не менее, эйфория от цифрового потребления изображений постепенно проходит, и материальное начинает вновь торжествовать над виртуальным. Очевидно, что печать отдельных снимков уже никого не интересует, но совсем другое дело – готовый продукт в виде фотоальбомов и фотокниг. Только на западных рынках рост их печати в 2007 году составил 103%, а к концу 2007 года посредством цифровой печати в Европе было произведено шесть миллионов персональных фотокниг, что свидетельствует об огромном интересе к ним со стороны потребителей. Согласно ряду прогнозов, ожидается, что к 2010 году доля фотокниг в общем объеме фотопечати возрастет до одной трети. Возможно, кризис внесет свои коррективы в эти прогнозы, но нет сомнения в том, что подобные тенденции сохранятся.
В России до недавнего времени основным камнем преткновения на пути распространения печати фотокниг было отсутствие необходимого программного обеспечения. Но сейчас появилось множество компаний, предлагающих ПО специально для решения этих задач - начиная от простых редакторов фотокниг для дома и заканчивая серьезными решениями для организации производства и управления заказами через Интернет. Например, признанный мировой эксперт в области печати компания Xerox разработала в сотрудничестве с компанией M-Photo и выпустила на рынок программный пакет, который призван помочь клиентам Xerox, предоставляющим услуги фотопечати, найти на этом рынке новые ниши и создать оригинальное предложение, дающее импульс развитию бизнеса. Xerox предлагает комплексное решение для управления рабочим потоком в типографии при производстве полиграфической фотопродукции (при подключении к различным ЦПМ или широкоформатным плоттерам) и в фотолаборатории для печати традиционных фотографий на фотобумаге (при подключении к мини-лабораториям).
Продукт для фотолабораторий от Xerox создан на эффективной базе с использованием ряда внешних пользовательских инструментов, с помощью которых клиенты могут создавать и отправлять через Интернет в фотолабораторию заказы на печать как обычных фотоснимков, так и фотоальбомов и фотокниг. Большинство решений других производителей предоставляют только возможность создания альбомов, при этом их программная база, как правило, не отличается функциональностью, а интерфейс и возможности интеграции обеспечиваются за счет использования решений сторонних разработчиков. Используя систему от Xerox, фотолаборатория получает полный контроль над производственным процессом – компания-производитель никак не вовлечена в него и не взимает никакой платы за отпечатки. Решение также поддерживает интеграцию с любыми интерактивными платежными системами и веб-сайтом фотолаборатории.
ПО позволяет отправлять фотографии для печати на 17 различных устройств и печатать их одновременно. Здесь оборудование Xerox предоставляет клиенту большой выбор. Небольшие фотосалоны могут использовать это решение на таких устройствах, как Xerox DC 242, 252, 260 и 700, а крупные фотокомпании, печатающие в больших объемах - на машинах промышленного класса Xerox 700 PRO, DC 5000AP, 7000AP и 8000AP. Для печати же профессиональных художественных фотоальбомов используются цифровые печатные машины нового поколения - iGen3 и iGen4.
Решение Xerox позволяет открыть заказ и произвести цветокоррекцию отдельных изображений в альбоме с помощью собственных встроенных инструментов, печатать изображения без полей, наносить линии разреза, печатать фирменные логотипы на полях и т.д. Комплексный продукт поддерживает широкие возможности использования собственного бренда фотолаборатории, в том числе с передачей авторских прав. Также система обладает возможностью масштабирования посредством клиент-серверной конфигурации и встроенной функцией локализации - например, чтобы перевести ее на французский язык, потребуется несколько дней работы, не требующей программирования (непосредственно перевод текстов), при этом компания-производитель не взимает никакой платы.
Пользовательская версия данного ПО позволяет клиенту создавать новые альбомы на основе предварительно подготовленных образцов или самостоятельно подобранные альбомы, применять маски и сложные рамки (с альфа-каналами), а также заказать печать альбома с различным соотношением сторон (например, заказать печать альбома с исходным соотношением сторон 2:3 в формате 3:4). Форматы фотокниг также могут быть различны – от A5 до A2, а страницы изготовлены из любых видов фотобумаги или фотополотна, для декоративного оформления обложек могут использоваться самые различные материалы.
Фотокниги открывают множество новых ниш на рынке фотопечати и указывают целый ряд направлений его развития. Причем импульс, исходящий от этого нового сегмента, распространяется далеко за пределы непосредственно самого сектора фотопечати. Новые задачи ставятся и перед полиграфистами, и производителями обложек, а также перед дизайнерами, верстальщиками и провайдерами услуг. Таким образом, рынок фотокниг может дать существенный толчок к развитию в различных областях рынка полиграфии и цифровых изображений в целом.