Комментарий Бориса Дубова, директора департамента партнерских операций компании «Xerox Россия».
Значительное число успешных компаний, достигнув определенного уровня, задается вопросом дальнейшей стратегии развития. Многие компании выбирают диверсификацию как один из способов повысить устойчивость бизнеса. Однако эксперты говорят, что развитие новых направлений целесообразно лишь для крупных и средних фирм.
Борис Дубов, директор департамента партнерских операций компании Xerox в России, уверен, что без открытия новых направлений вряд ли возможно устойчивое развитие бизнеса в долгосрочной перспективе. "Ведь если делать ставку только на один сегмент, слишком высок риск все потерять при смене рыночных тенденций. Вносить разнообразие можно не только в линейки продуктов и услуг, стоит также диверсифицировать географию и рынки своего присутствия", - рассуждает он.
Новые направления бизнеса должны образовывать синергию с уже существующими. В первую очередь стоит обратить внимание на области, которые сопутствуют основному бизнесу по отраслевому и географическому принципу, а также с точки зрения специализации компании и особенностей ее предложения. "Так, компания Xerox вначале специализировалась на производстве копировальной техники, а со временем охватила и другие сегменты, связанные с информацией и документами. Например, мы уже не первый год работаем на рынках коммуникационных и маркетинговых услуг, аутсорсинга процессов печати и даже подготовки бухгалтерской документации", - рассказывает господин Дубов.
"При грамотном подходе к управлению диверсификация не имеет существенных недостатков. Большие риски возникают лишь в тех случаях, когда инвестируешь в неизученную область, не понимая основных рисков ведения бизнеса в этом сегменте. В остальных случаях диверсификация является оптимальной стратегией при условии, что она не приводит к потере конкурентных преимуществ в основном бизнесе", - полагает господин Дубов.