Сергей Бакуткин, коммерческий директор, проект «Т8», [ Москва ]
О печати книг «по требованию» разговоров было достаточно — этой истории уже много лет. Но в нашей стране до недавнего времени так и не было серьезного предприятия, которое бы действительно занималось этим бизнесом в его основном понимании, смысл которого в тотальном изменении представления о процессе производства книг. Это не просто использование цифровой печатной машины для печати книг короткими тиражами. Ведь в конечном счете любым способом можно напечатать книгу любым тиражом, другое дело, что это может оказаться сильно невыгодно.«Печать по требованию» — это нечто иное...Но несколько лет назад в России появилась компания под названием T8, которая действительно освоила «печать книг по требованию» и принесла в книжное производство новую идеологию книжного бизнеса.
Ее коммерческий директор Сергей Бакуткин рассказал нам при встрече много интересного.«Начиналось все довольно давно. В структуре холдинга, в который входит Т8, есть свое книжное издательство («Репол-Классик»), и несколько лет назад мы стали замечать, что книжный бизнес начал за более-менее разумный период меняться. Тиражи книг стали стабиль- времени, например год. И вот когда но уменьшаться из месяца в месяц. При этом мы по старинке считали, что книги традиционно выгодно печатать немаленьким тиражом, чтобы иметь привычный уровень затрат на один экземпляр. И все время в голову приходили мысли: «А как бы получить схожие параметры экономики при существенно меньших тиражах, точнее при тиражах прогнозируемо продаваемых»? Мы могли более-менее точно предсказать объем реализации той или иной книги вперед на один месяц, но не более. На более длинный срок прогнозировать намного сложнее. В тот момент минимальный тираж книги, который еще было более-менее экономически целесообразно заказывать в типографии, был 3 тыс. экз. Лучше, конечно, 5 тыс. экз. Но пороговым для себя мы приняли трехтысячник. Но зачастую бывало и так, что было сложно гарантировать продажу и этого тиража та «критическая масса» созрела, мы начали всерьез думать, как нам работать дальше».
Условно этот момент и можно считать началом создания проекта Т8. В компании начали всерьез прорабатывать и просчитывать варианты производства, при котором себестоимость экземпляра книги практически не зависела бы от тиражности и была максимально приближена к себестоимости того порогового тиража, который был определен. Для реализации этого проекта компании понадобилось построить собственный производственный комплекс. При этом было понятно, что хорошую экономику можно получить, только используя производительный комплекс, который собственному издательству был не нужен, оно просто не смогло бы его загрузить. Поэтому изначально в концепцию было включено, что работа комплекса будет ориентирована на свободный рынок. Тем важнее было обеспечить хорошую себестоимость продукции, которую предполагалось выпускать.
«Мы понимали, что традиционным офсетным способом решить задачу будет невозможно. Нужны какие-то цифровые решения. Цифровые печатные устройства на тот момент на рынке присутствовали в большом ассортименте, но подходящее решение сразу не просматривалось. Использовать то, что было доступно на рынке, нам показалось невыгодным, просто не проходило по тем параметрам, которые мы сами себе сформировали. Причем себестоимость мы формировали исходя из понятия «книга в твердом переплете». Книги на клею в мягкой обложке могут делать многие, а вот твердый переплет в цифровой печати встречается нечасто. Поэтому в проект было изначально заложено производство книг в твердом переплете», — говорит Сергей.
Разработка всей системы была довольно трудоемким процессом, поскольку нужно было решать множество задач, которые само по себе исходное оборудование решать не может. Чтобы иметь хорошие экономические показатели, нужно было максимально автоматизировать все процессы производства. По сути, система в автоматическом режиме должна была обеспечивать процесс работы «PDF на входе — готовая книга на выходе» в полностью автоматическом режиме с минимальным участием человека. Это потребовало создания серьезной собственной IT-системы, которая могла бы управлять производственным оборудованием, то есть оно должно было иметь возможность полного электронного управления: «Автоматизация и высочайшая производительность для нас очень важны, поскольку наш бизнеспроцесс ориентирован на большие ежедневные объемы. Чем больше экземпляров в смену мы сможем произвести, тем ниже себестоимость экземпляра, поскольку постоянная часть затрат, которая у нас довольно существенна, делится на большее число экземпляров. Поэтому нам нужна была техника, которая может печатать производительно, недорого, а «послепечатка» должна все это оперативно перерабатывать, причем с минимальным количеством задействанного персонала, поскольку лишний персонал — тоже затраты».
Довольно быстро стало понятно, что электрографические цифровые машины для наших задач не подходят, решением может быть только струйная печать. Она может обеспечить нужную производительность при минимально возможной себестоимости. Так было принято решение приобрести машину Xerox Impika. Что касается послепечатного оборудования, то мы установили самые современные решения, которые были на тот момент. Многие компании экономят на послепечатке, приобретая либо простое пооперационное оборудование, либо старое, бывшее в употреблении. Мы понимали, что для нас это не путь. Нам нужно самое современное, автоматически настраиваемое оборудование». В результате комплекс был сформирован из оборудования трех производителей. В качестве основной цифровой печатной машины была выбрана высокопроизводительная струйная машина Xerox Impika iPrint Compact, а послепечатный участок оборудован комплексами от Hunkeler и Kolbus. Для печати обложек используется печатная машина Xerox iGen: «Мы долго тестировали и изучали разное оборудование, прежде чем выбрать.
В результате в типографии появился комплекс Hunkeler, который предназначен для обработки полотна бумаги, запечатанного на цифровой машине. Его задача — превратить рулон в готовые подобранные комплекты будущей книги. На выходе получаются стопки блоков будущей книги, уложенные со сдвигом относительно друг друга, чтобы их было удобно передавать на дальнейшую обработку. Для превращения полотна в комплект блоков используеутся комбинация фальцовки и рубки, причем настройка на параметры проводится автоматически. В результате блоки с разным форматом, разным числом страниц выходят из машины последовательно друг за другом. Под стать Hunkeler и линия Kolbus. В состав линии вошли агрегат КБС Kolbus KM 200, книговставочная машина Kolbus BF 512, крышкоделательный автомат DA 260, трехножевой автомат Kolbus HD 143.P, а также приемный стеккер XKL 500.
KM 200 установлен в специальной «цифровой» конфигурации Bookjet, на входе в машину стоит камера считывания индивидуального штрих-кода и датчик измерения толщины блока, что позволяет автоматически настроить машину на новый блок без остановки оборудования. По данным датчика толщины автоматически настраивает толщину реза и трехножевая резальная машина. Книговставочная машина Kolbus BF 512 выполняет операции кругления, каширования и вставки книжных блоков в твердые, гибкие или пластиковые крышки с последующей штриховкой и обжимом по фальцу. При этом осуществляется контроль соответствия блока и переплетной крышки посредством системы видеокамер. На линии также могут выполняться операции приклейки марли, оклейки корешка и наклеивания каптала. Крышки делаются на отдельно стоящей крышкоделательной машине Kolbus DA 260.
Но самый современный производственный комплекс — лишь часть решения, предлагаемого рынку компанией T8: «Мы предлагаем издателям изменить представление о том, как теперь выгодно работать на рынке книг. Мы добились того, что у нас себестоимость экземпляра книги не зависит от тиража! В определенных, довольно больших пределах она постоянна. Пусть это 50 экз. или 1 тыс. экз., цена за единицу экземпляра будет одинаковой. Это в корне меняет всю экономику издательского бизнеса. Теперь не надо заказывать большие тиражи, чтобы иметь низкую цену экземпляра. Конечно, при больших тиражах, отпечатанных офсетом, себестоимость экземпляра будет ниже, чем у нас, но мы предлагаем считать затраты в комплексе. Большой тираж нужно где-то хранить. Для его производства нужны приличные начальные инвестиции. При производстве больших тиражей очень велик риск ошибиться с количеством, тогда не проданные в разумный срок (год) экземпляры нужно либо утилизировать, либо распродавать, а это прямые потери. Мы предлагаем такую цену экземпляра при производстве, чтобы издателям было выгодно заказывать книгу небольшими партиями по мере продаж.
В результате радикально снижаются затраты на складирование, на логистику, да и инвестиции в производство существенно меньше. А следующую партию книг можно делать уже, получив доходы от продажи первой партии». Надо сказать, что подобный подход к бизнесу нашел понимание у многих издателей. Например, руководство издательства «Альпина Паблишер» сообщило,что с переходом на новую систему производства им удалось только на складских затратах сэкономить до 10 млн руб. в год: «Но это не единственная возможность нашего бизнеса для издателя. В любом более-менее крупном издательстве всегда есть база вышедших ранее книг, спрос на которые упал до случайных продаж. В результате запускать еще один тираж такой книги, пусть даже минимальный, традиционным способом невыгодно. А мы предлагаем изготавливать такие книги штучным тиражом. Тираж в 30-50 экз. практически любой книги можно продать гарантированно. Вот и печатайте его! А когда разойдется, то печатайте следующий». И оказалось, что такая схема успешно работает. Та же «Альпина Паблишер» благодаря вот таким backorders (в русском языке даже адекватного термина нет, так и говорят — бэкордер) компании удалось в год заработать до 30 млн руб., что весьма ощутимо. При этом издатель не несет никаких затрат. «Более того, мы предлагаем издателям передавать нам права на тиражирование таких бэкордеров. Мы будем сами их изготавливать по мере расходования, сами доставлять в торговые сети, а издатель будет получать от нас роялти. Всем удобно».
Развитие этого бизнеса в будущем, по мнению T8, вообще приведет к тому, что в издательствах исчезнет понятие производства. Их задача — создать контент и обеспечить структурам сбыта доступ к нему: «Например, интернет-магазин вообще не обязан иметь книгу в вещественном исполнении. Получив от покупателя заказ на ту или иную книгу, он должен просто передать заказ в ближайшую к покупателю типографию, которая в течение нескольких часов изготовит эту книгу и доставит ее покупателю. Логистика книги многократно упрощается. По сути, одна транспортировка, причем на минимальное расстояние, в отличие от четырех-пяти при традиционном подходе. В свою очередь, обычные книжные магазины также могут заказывать у нас книги поштучно: два экземпляра одной книги, пять — другой, три — третьей, десять — четвертой: в зависимости от темпов продаж. И мы им эти книги будем изготавливать в течение дня. В результате книг будет изготавливаться ровно столько, сколько продается. Не будет ни нереализованных тиражей, ни дефицита книг в продаже. Конечно, это будущее. Здесь много организационных моментов, но мне кажется, они решаемые».
Новый подход к бизнесу печати книг пока далеко не всем понятен. Есть определенные опасения, есть непонимание, цены на единицу продукции некоторым кажутся завышенными. Но понимание постепенно приходит, и, как следствие, объем заказов в компании растет. В результате не так давно в T8 установлена еще одна печатная машина Xerox Impika следующего поколения, позволяющая успешно печатать цветные книги. В принципе, их печатали и раньше, но на новой машине это будет быстрее и дешевле. Так что книжный бизнес в «типографии нового типа» вполне успешен. Пример T8 наглядно показывает, что успех возникает там, где уникальные бизнес-идеи удается объединить с самым современными производственным оборудованием.