ГлавнаяПресс-ЦентрПубликации

К вопросу о вузовской полиграфии

Скачать статью в pdf

Интервью c Евгением Марковичем Марголиным, главным специалистом дирекции по стратегическому развитию «ЛИТЭКС» Российская книжная палата в числе 100 издательств, выпустивших наибольшее количество книг и брошюр в 2007 году, назвала 31 университетское издательство, на долю которых пришлось 7,5% от общего числа книг и брошюр, увидевших свет в течение года. С учетом издательств, не вошедших в почетную сотню, можно предположить, что каждая десятая книга в стране - результат творческих усилий работников высшей школы. Это весомый вклад в российское книгоиздание, причем весьма качественный вклад с интеллектуальной точки зрения. Важнейшим вопросом будущего развития вузовского книгоиздания становится обеспеченность типографий высших учебных заведений современным типографским оборудованием. Открывая новую рубрику «Вузовская полиграфия», мы попросили ответить на наши вопросы крупного специалиста в области полиграфии, в течение многих лет возглавлявшего Управление полиграфической промышленности Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, Евгения Марковича Марголина.

– Евгений Маркович, насколько выгодно вузам иметь собственную полиграфию? Может быть целесообразнее заказывать печать учебников в типографиях, а не заниматься самодеятельностью?

– У издательских подразделений университетов есть несколько вариантов развития в зависимости от объемов их издательской деятельности. Можно самим ничего не делать, продолжать «сидеть на бюджете» и размещать свои заказы в ближайших типографиях. Однако тиражи редакционно-издательских отделов университетов, судя по данным Российской книжной палаты, составляют всего 150—200 экз. В фирмах цифровой печати такие заказы разместить сложно и стоить они будут дорого, потому что «подвальная» полиграфия и полиграфические салоны избалованы рекламой, календарями и подобными дорогостоящими заказами. Им просто невыгодно производить недорогую черно- белую продукцию. В свое время мы занимались схемой размещения вузовской полиграфии. По всем советским институтам и университетам распространили анкету с просьбой сообщить о техническом обеспечении их полиграфических участков. Итоги такого опроса показали, что в основном в вузах была высокая печать с ручным набором из свинцовых литер. На современный взгляд - довольно примитивные технологии и машины. Но и этого многие институты не имели. Из общей массы вузовских типографий, которые, по сути, «сидели» на государственном бюджете, выделялись некоторые университетские издательства. Им помимо собственных учебных книг, монографий и сборников научных исследований разрешалось выпускать классическую художественную литературу. Эта своеобразная «вольница» была направлена на то, чтобы дать возможностьтаким издательствам как-то обеспечивать себя. Например, Воронежский государственный университет издавал однотомник М.Ю. Лермонтова. Сегодня существование подобных типографий в университетах - вопрос уже коммерческой инициативы. Полиграфическим структурам при вузах необходимо иметь коммерческую составляющую, которая обеспечит полноценное существование данных под- разделений, позволит успешно сотрудничать с авторами, закупать качественную бумагу, краски, формы и другие материалы, не требуя на это денег у ректората.

– Какую полиграфическую технику вы могли бы рекомендовать издательским подразделениям вузов в зависимости от объемов выпускаемой продукции?

– Для небольших редакционно-издательских отделов вузов, которые выпускают методички, пособия по лабораторным работам и семинарским занятиям, тоненькие брошюрки, рассчитанные на 1—2 года эксплуатации, на мой взгляд, достаточно такой техники, как ризографы. Это недорогие и достаточно простые в эксплуатации машины. Для печати нескольких сотен экземпляров такая техника, безусловно, выгодна. В основном, она используется для черно-белой печати формата А4 и А5. Если нужна продукция более представительная или многокрасочная, но при этом малотиражная, используют цифровую печать. Важно заметить, что термин «цифровая печать» имеет несколько значений. Например, принтеры - это тоже цифровая печать, черно- белая или цветная, но это не полиграфия. Цифровая печать в более точном значении — это полиграфическая продукция, которую формируют установки типа DocuColor Xerox. Они выпускаются в разных модификациях. Конечно, эти машины не очень производительные, дают не самую высококачественную печать, но для учебного процесса вполне подходят. Их выгодно использовать как раз при небольших тиражах, например, когда нужно напечатать для студентов одного курса 300 экз. учебников, рассчитанных на 3 – 4 года эксплуатации. Для вузовских издательств, которые готовят фундаментальные учебники, монографии или различного рода научные исследования, напрямую не связанные с учебным процессом, нужны уже другие машины. Подобные издания вузы выпускают все больше, так как политика государства сегодня направлена на то, чтобы центрами научного знания были именно университеты, в которых сосредоточен интеллектуальный потенциал. Для таких книг тиражом более 1500 экз. уже нужен офсет, поскольку стоимость расходных материалов в цифровой печати для такого количества экземпляров будет значительно выше, чем для офсетной. Офсетная печать, конечно, тоже бывает разной. Наиболее известны в наших университетских типографиях печатные машины типов «Ротапринт» и «Доминант», уже несколько десятилетий несущих свою трудовую вахту. Сейчас на их место приходят машины японского и китайского происхождения. Машины такого класса хороши своей неприхотливостью, вариативностью возможных форматов и обслуживаются одним оператором. Эти небольшие станки обеспечивают достойное качество для тиражей - 1500-3000 экз. Есть и более сложная, но достаточно дорогая подобная техника. Такие машины производства Германии и Японии можно найти, например, в типографии МГУ. Однако применение листовых машин связано с дополнительными затратами и некоторыми ограничениями. В частности, на них нельзя качественно печатать на легких сортах бумаги. Листовая бумага от поставщика — дорогое удовольствие. Поэтому приходится иметь машину для размотки более дешевой рулонной бумаги и разрезки ее на листы, которые в свою очередь нуждаются в разрезке на форматы, подходящие к имеющимся печатным машинам. Нужны также фальцевальные устройства для получения из отдельных листов тетрадей, которые потом собираются в книжные блоки. Нужны площади для размещения отпечатанных с одной стороны листов для последующей печати их оборотной стороны, если печатные машины односторонние. Все это, естественно, увеличивает затраты на производство печатной продукции. Для печати тиражей более 3000 экз. лучше использовать рулонные машины. На них можно печатать на бумаге массой 4 2 - 8 0 г/м2. Это может быть газетная или типографская бумага, которая стоит, как минимум, в полтора раза дешевле листовой. Поэтому большие тиражи и по производительности, и по стоимости одного листового оттиска гораздо выгоднее печатать на рулонных машинах. Это соображение особенно актуально, если учитывать коммерческую сторону университетской типографии, дающую экономическую самостоятельность и независимость в условиях рыночных отношений.

– Какие рулонные машины вы могли бы рекомендовать университетским типографиям?

– На рынке рулонных офсетных машин, предназначенных для книжно-журнального производства, практически нет альтернативы ротационным машинам Рыбинского завода полиграфического оборудования «ЛИТЭКС», известным под марками «Книга-84» и «Книга-70». Рыбинские машины позволяют печатать книги форматов 84x108 и б0(70)х90 см в 16 и 32 долю листа со скоростью до 32 тыс. экз. в час, т.е. в 3 – 4 раза быстрее, чем на листовых машинах. Красочность печатной продукции от 1+1 до 4+4. Машины из Рыбинска успешно работают в крупнейших типографиях несколько таких машин приобрел Ярославский полиграфический комбинат, владельцем которого является немецкий издательский концерн «Бертельсманн».

– Есть ли современные зарубежные аналоги машин Рыбинского завода?

– На западе рулонное оборудование в основном газетное и журнальное - это те виды печатной продукции, которые хорошо развиваются, потому что являются каналами рекламы. Книга — это не рекламный канал и в структуре выпуска печатной продукции за рубежом книги занимают 5 - 8 % . Это очень немного, поэтому когда типографии требуются книжные ротационные машины, то журнальный или газетный вариант машины адаптируют для производства книг и за них приходится отдавать большие деньги. Если говорить о рулонном офсетном оборудовании, которое имеется сейчас на рынке, то из адаптированных к книжному производству западных машин можно привести в пример оборудование немецкой фирмы Koenig & Bauer. Но эти машины очень дороги по сравнению с книжными ротационными машинами Рыбинского завода.

– Помимо печатного, какое еще оборудование необходимо приобрести типографии университета для ротационной офсетной печати?

– Нужно оборудование допечатное и послепечат- ное. С допечатным оборудованием обычно проблем не возникает. В принципе, для печати небольших и средних объемов продукции необходимы всего три элемента: копировальная рама, процессор, обрабатывающий формы, и подсоединенное к нему устройство вывода фотоформ. Все эти устройства умещаются на очень небольших площадях. В крупных типографиях при больших объемах загрузки используется немного другая технология, когда, минуя стадию диапозитивных пленок, материал выводится из компьютера прямо на форму. Послепечатное оборудование зависит от объемов и масштабов производства. Если используются листовые машины, то листы потом должны фальцеваться. Рулонные машины избавляют типографию от всех этих забот, так как на них сразу получают готовую тетрадь, которая до комплектования книжного блока не нуждается в дополнительных операциях. И заключительный процесс - переплетно-брошюровочный. Я бы не советовал университетским типографиямзаниматься производством книг в переплетах, потому что изготовление переплетных крышек — отдельный сложный процесс. Нецелесообразно держать переплетное производство ради нескольких сотен книг в году. Сейчас неплохо налажена система кооперации, и если учебное заведение расположено в районе с хорошо развитой транспортной сетью, то всегда можно найти типографию, которая изготовила бы переплетные крышки. В вузовских типографиях должны быть устройства, которые сшивают брошюры проволокой, или более развитые системы класса швейно-резальных агрегатов. Среди них можно найти много недорогих моделей. Стоит также упомянуть о целом классе машин бесшвейно-клеевого скрепления, небольших по размеру и рассчитанных на производителей, делающих блоки производительностью 3000 экз. в час. В заключение хотел бы сказать, что типографии университетов, особенно с большим числом студентов, вполне могут претендовать на полиграфическое производство высокого уровня. Несмотря на то, что книжный рынок насыщен, он не слишком быстро развивается вширь и, учитывая небольшие накладные расходы университетских типографий, они могут конкурировать с самыми крупными книгопечатными монстрами страны.

Все публикации