ГлавнаяПресс-ЦентрПубликации

Рынок потребительской электроники: итоги и прогнозы на 2013 год

Представители Института маркетинговых исследований GfK-RUS открыли пленарное заседание докладами о новейших исследованиях отдельных категорий рынка. Андрей Серегин, консультант сектора IT & Office, заявил об общем темпе роста затрат населения на потребительскую электронику. Между тем, компьютерный рынок заметно сократился. Рынок настольных и мобильных персональных компьютеров уменьшился на 2%, планшеты же занимают место нетбуков и ультрамобильных ноутбуков. Показательно, что средний ценовой сегмент российского рынка на 60% не затронут инновациями – людям нужна совершенно простая техника, а не ультрабуки. В высоком ценовом сегменте наблюдается противоположная, в целом оптимистичная ситуация – так, в 2012 г. было продано на 34% больше дорогостоящих планшетов. Анализируя тенденции рынка в части смартфонов по итогам 2012 г., докладчик привел следующие данные: доля смартфонов на рынке мобильных телефонов составила 44%; происходит сокращение жизненного цикла смартфонов, то есть новые модели гораздо быстрее теряют популярность; аппараты с двумя и более сим-картами «мультисим» становятся все более востребованными.

Константин Мосунов, консультант сектора аудио и видео, обозначил 12% прирост в сегменте телевизоров, что является определенным прорывом в сегменте на фоне остального «видео». Наблюдается бурный рост продаж телевизоров 3D и «умных» телевизоров Smart TV. Рынок домашних кинотеатров падает, на этом фоне увеличивается сегмент саундбаров.

Артем Залесский, консультант сектора крупной бытовой техники, отметил минимальную синергию устройств в секторе бытовой техники по сравнению с IT и «аудио-видео» секторами. Но всё же есть первые и весьма успешные шаги в отдельно взятой категории, например + 32% в сегменте холодильников с выдвижным ящиком, которые помимо эргономичности обладают другим немаловажным качеством – сниженным энергопотреблением. В сегменте стиральных машин наблюдается интенсивный рост узких стиральных машин шириной до 50 см. Что касается малой бытовой техники, то нельзя не отметить рост мультиварок, который за 2012 год вырос на 17%.

Стив Кёниг, директор отдела отраслевого анализа Американской Ассоциации потребительской электроники (CEA), анализируя в своем выступлении ситуацию на мировом рынке, отразил следующие тенденции продаж потребительской электроники:


  • расходы населения на потребительскую электронику в 2013 г. вернутся к устойчивому росту;
  • развивающиеся рынки по-прежнему демонстрируют немалый запас потенциала;
  • рынок смартфонов и планшетов в развитых странах перенасыщен, его показатели падают;
  • огромное предложение на рынке мобильных устройств вызвало их всеобщее удешевление.

Андрей Курганов, старший менеджер управления маркетинга продукции ЗАО «Сони Электроникс», отметил, что в категории фото зеркальная фотокамера по-прежнему остается неизменным лидером. Активно набирает оборот традиционная камера с большим зумом от 20 до 30 крат, а также инновационные фотоаппараты с Wi-Fi модулем.

Александр Онищук, Президент Ассоциации РАТЭК, поделился информацией о государственной инициативе в отношении утилизации продукции. Инициатива состоит в наложении ответственности за утилизацию продукта на самих производителей. Г-н Онищук высказал мнение, что производитель должен нести затраты по утилизации, исходя из стоимости каждого конкретного продукта.

Михаил Алексеев, Заместитель генерального директора по развитию бизнеса страховой компании «РИНКО», в своем докладе рассказал о дополнительных сервисах РИНКО как инструментах повышения эффективности бизнеса.

Центральным событием Конференции стал Круглый стол по актуальным вопросам рынка потребительской электроники и бытовой техники, участие в котором приняли представители компаний-производителей Sony, Canon, Electrolux, розничных сетей «М.Видео», «Enter Связной», «Эльдорадо» и Института маркетинговых исследований GFK-RUS. Среди наиболее важных тем, которые были затронуты в ходе обсуждения – мультиканальные продажи. По мнению Олега Фоменко, директора департамента «Электроника» компании «Enter Связной», эффективное сочетание «цены из Интернета» и возможности увидеть «все лучшее в магазине» является главным конкурентным преимуществом при работе на рынке оффлайн и онлайн продаж.

Обсудили и вопросы локализации производства и влияния страны-производителя на выбор потребителя при покупке. Анна Аметова, представитель компании «Эльдорадо», заметила, что негативное мнение потребителя о стране-производителе не всегда является объективным, так как формируется в момент перевода производства в другую страну, когда не закончена отладка всех необходимых инструментов. По словам Сергея Ли, директора бизнес-группы «Крупная бытовая техника» компании «М.Видео», локализация производства упрощает оперативное планирование. К тому же, на сегодняшний день, страна производства имеет выраженное значение только для сегмента бытовой техники, что, безусловно, также изменится в ближайшем будущем. Кен Грегерсен, региональный менеджер по продукту по стирально-сушильной технике компании Electrolux, и Алексей Марычев, ведущий менеджер по работе с ключевыми клиентами компании Canon, подчеркнули, что при надлежащем контроле со стороны компании месторасположение завода абсолютно неважно.

По данным Института маркетинговых исследований GFK-RUS, которые озвучил Артем Залесский, на протяжении двух-трёх последних лет прослеживается тренд увеличения продаж энергоэффективных товаров в сегменте крупной бытовой техники, что в большинстве случаев связано с мировым интересом к вопросам сохранения окружающей среды и предложением производителей, нежели со спросом российских покупателей.

Участники Круглого стола обсудили качественное изменение аудитории рынка потребительской электроники и появление так называемого нового поколения Young, совершающего покупки онлайн. По мнению г-на Фоменко, наибольшую ценность для них представляет комфорт и сервис. Руфат Табасаранский, менеджер отдела развития продаж компьютерной, фото- и мобильной электроники компании Sony, обратил внимание слушателей на то, что в России новый тип потребителя существует пока в ограниченном количестве городов, в то время как в регионах до сих пор преобладают традиционные продажи оффлайн.

В завершение все присутствующие подтвердили свое положительное отношение к новой технологии продвижения товаров в социальных сетях, назвав ее эффективным инструментом в работе по формированию обратной связи с покупателем.

Конференция продолжилась обсуждением актуальных вопросов фоторынка. Татьяна Струц, консультант сектора фототоваров Института маркетинговых исследований GfK-RUS, выступила с аналитикой прошедших изменений на российском рынке фото за 2012 год. Общее падение российского рынка, хоть и имеет место быть (минус 4%), тем не менее, малозначительно по сравнению с общеевропейской ситуацией. При этом сегмент «зеркалок» вырос на 3,6% по сравнению с 2011 годом. Г-жа Струц обозначила следующие тенденции на рынке фото:


  • влияние киноиндустрии на рынок компактов, например фильм «Аватар», безусловно, способствовал популяризации фотокамер с функцией 3D;
  • влияние смартфонов и планшетов на увеличение продаж «сенсорных» фотоаппаратов;
  • влияние информационных технологий на появление моделей, оснащенных Wi-Fi модулем;
  • влияние «гонки мегапикселей» на снижение цен в сегменте «компактов».

Стоимость системных (беззеркальных) камер снизилась на 13%. При этом в данном сегменте наблюдается проблема общей осведомленности потребителя о системных камерах.

Тему фоторынка продолжили участники узкоспециализированного Круглого стола по фотокнигам. Дмитрий Мокин, менеджер отраслевого маркетинга компании Xerox, говоря о прошедших за год изменениях на рынке фотокниг, отметил лишь небольшой прорыв по сравнению с прошлым годом. С ним согласился г-н Ванькевич, представитель компании Konica Minolta, подчеркнув, однако, что интерес потребителя возрос, и, соответственно, потенциал велик. Михаил Ланцов, заместитель генерального директора компании Albooka, выразил принципиальную позицию относительно самого понятия «рынок фотокниг». Он заявил, что фактически его не существует, объем так называемого «рынка» фактически составляет лишь $20 млн. в год. Феликс Шмайгер, соучредитель компании Fotoproekt, заявил о приоритете инвестиций в сервис, а не в оборудование. С ним согласился Константин Горелов, директор по информационным технологиям компании Netprint, заметив, что ориентироваться нужно на людей с семейными ценностями. Павел Преображенский, соучредитель компании Dreamalbum и Арсен Манукян, модератор Круглого Стола, подводя итоги дискуссии, заявили, что, несмотря на существующие проблемы, связанные, в первую очередь, с недостаточным спросом, потенциал у рынка есть. Одним из решений существующих проблем является создание ценности фотокниги в общественном сознании.

Все публикации