ГлавнаяПресс-ЦентрПубликации

Синхронизация и имитация цвета в цифре теория и практика

Скачать статью (.pdf)

Задача синхронизации цвета различных печатающих устройств, точнее — синхронизация цвета продукции, производимой на различных печатающих устройствах, на сегодняшний день становится актуальной задачей в полиграфическом производстве. Основная причина этого — появление в среднестатистической типографии печатной техники, использующей различные способы производства цветной продукции: от традиционных аналоговых (офсет, трафарет, флексография) до современных цифровых (электрографическая или струйная печать различных видов).

Всего несколько лет назад ситуация обстояла немного проще, тогда типографии могли позволить себе иметь оборудования только одного (ну, или преимущественно одного) типа и отказываться от заказов, которые не соответствовали возможностям техники или были не очень выгодны для данного типа производства. Недавний экономический кризис достаточно сильно изменил ситуацию на рынке полиграфических услуг и сегодня большинство типографии уже охотнее берется за выполнение не самых прибыльных для них заказов. Компании порасторопнее теперь пытаются предложить клиентам максимум услуг (все что пожелаете: от визиток и плакатов до журналов, книг и упаковки), с целью удержать их от поиска и размещения каких-либо заказов на стороне у конкурентов, которые могут предложить более выгодные условия и на другие виды работы.

Необходимость быть готовым к исполнению любых потребностей заказчика и к печати любых тиражей с сохранением рентабельности производства требует от типографии гибкости и оснащенности печатной техникой разного типа. Обычно это приводит к тому, что рекламно-журнальные или упаковочные производства приобретают цифровую технику для печати коротких тиражей, но иногда происходит и обратное — цифровая типография приобретает офсетную машину для печати более объемных заказов или, например, рекламное агентство, ранее занимавшееся исключительно широкоформатной печатью, решает обзавестись цифровой машиной (для начала), поскольку клиенты регулярно интересуются возможностью отпечатать в дополнение к плакатам еще и буклеты или материалы для презентаций.

Так или иначе, экономические причины, по которым в типографиях появляется оборудование разного типа и, как результат, с различным охватом воспроизводимых цветов, могут быть такими же разнообразными, как и сама техника. Причем это не обязательно должно быть оборудование, отличающееся по способу печати. В случае с той же цифровой полиграфией, модели ЦПМ различных производителей (или даже модели ЦПМ одного производителя, но с разной производительностью) имеют отличающиеся наборы расходных материалов и алгоритмы, использующиеся в растровых процессоров. А случаи, когда типография при постепенном расширении цифрового бизнеса обзаводится несколькими разными цифровыми машинами (в том числе — от разных производителей), встречаются намного чаще, чем с офсетной техникой, что объясняется в первую очередь постоянным развитие цифровой техники, при котором производители ЦПМ регулярно полностью меняют линейку продуктов на более совершенную с другим (лучшим) качеством печати — купить две одинаковые цифровые машины с интервалом в несколько лет здесь просто невозможно.

Наличие в типографии печатного оборудования с различным цветовым охватом и прочими особенностями воспроизведения цвета закономерно поднимает вопрос о том, каким образом цвет производимой на нем продукции можно сделать если не идентичным, то близким в допустимых пределах. Решение подобной задачи способно дать менеджерам типографии большую свободу при распределении заказов, оптимизации их стоимости и составлении планов загрузки оборудования. Если цвет получаемой продукции будет внешне одинаковым, то заказчикам может стать непринципиально, на какой именно машине отпечатана работа (на офсетной, или цифровой, или на одной из нескольких цифровых машин), и заказы можно будет распределять между оборудованием, исходя из сиюминутной экономической конъюнктуры (загруженности или исправности техники, возможности разместить несколько заказов на одном печатном листе, стоимости и доступности расходников на складе). В идеальном случае заказчик (в том числе требовательный) должен быть удовлетворен, даже не имея точного представления о том, на какой машине или каким способом был отпечатан тираж.

Теория

Технически существует два способа решения задачи получения схожей по цвету продукции на различном оборудовании. Первый из них требует хорошего знания особенностей оборудования и специфических для него способов настройки (правка градационных кривых, регулировка красочных плотностей, механические воздействия на устройство посредством гаечных ключей и отверток). Второй, более универсальный, предполагает использование систем управления цветом и 1СС-профилей, описывающих цветовые пространства используемых устройств и свойства требуемого результата. Оба способа имеют свои плюсы и минусы и, как правило, применяются сообща (поскольку по отдельности ни один из них не обеспечивает лучшего результата).

Задача синхронизации цвета продукции на нескольких печатающих устройствах имеет не только техническую проблематику —сначала необходимо определиться с самой постановкой задачи: что и с чем будем синхронизировать, или, другими словами, какого именно цвета нужно добиться от разных устройств? Понятно, что нужно получить тот цвет, который устраивает заказчиков, но поскольку заказчиков много и они разные, а возможности техники ограниченны, стоит исходить из соображений более практического характера.

В случае с производством, где есть офсетные машины, ответ на вопрос «какой нужен цвет» сравнительно прост — есть нормы стандартов печати на различных типах бумаг, к ним и нужно стремиться. Способы достижения цели тоже достаточно ясны: сначала нужно при помощи гаечных ключей и отверток отрегулировать печатные машины, чтобы привести в норму растискивание и накат красок на всех секциях; если этого недостаточно, то нужно заняться калибровкой кривых в растровом процессоре, использующихся при изготовлении форм. Если задачу «попадания» в офсетный стандарт удалось успешно решить, то цвет отпечатков на имеющихся на производстве цифровых машинах нужно попробовать привести в соответствие с ним же. Если с офсетными машинами есть проблемы, которые не удается преодолеть, то нужно создать для них индивидуальные профили полученного результата и уже их использовать для имитации отпечатка на ЦПМ.

Когда на производстве имеются только цифровые машины, задача, как это ни странно, усложняется, .поскольку цифровые типографии обычно печатают не только продукцию, которая по цвету должна напоминать офсет, но и такие специфические «не офсетные» виды продукции, как фотоальбомы. Исходные изображения, которые заказчик хочет увидеть отпечатанными на бумаге, для подобной продукции подготовлены в пространствах вроде или Ас)оЬе КСВ, которые физически не могут быть воспроизведены офсетным или цифровым способом. Конечно, можно попробовать предварительно конвертировать эти изображения в цветовое пространство офсетного стандарта и печатать в режиме симуляции такового, но заказчики, скорее всего, не оценят этих усилий, поскольку вместо «цветопробы» при оценке результата перед ними будет экран персонального компьютера, телефона или фотоаппарата. Цветовой охват тонеров большинства ЦПМ заметно шире, чем при печати офсетными красками со стандартными характеристиками, что позволяет печатать фотопродукцию с более близким к оригиналу цветом. Логично было бы использовать эти возможности, и здесь возникает уже менее простая задача синхронизации цвета нескольких ЦПМ с различным цветовым охватом, если не решить которую, параллельная печать заказа на двух машинах (например, обложка фотоальбома печатается на одной машине, а блок — на другой) будет затруднительной.

Решение такой более сложной задачи тоже, казалось бы, относительно простое — нужно определить границы цветового охвата каждой из машин и имитировать на машине с более широким цветовым охватом отпечаток машины с меньшим. Но тут все может быть не так просто, поскольку границы цветового охвата одной машины могут быть шире в одной цветовой зоне (например, в красной), а другой — в другой зоне (например, в фиолетовой). В этом случае решение проблемы имитации цвета становится более запутанным, поскольку если подходить к нему методично, то на каждой из машин нужно имитировать результат печати другой машины в режиме имитации цвета первой. А если использующихся разных цифровых машин не две, а три или больше? Логичнее будет упростить задачу и выбрать некоторое общее цветовое пространство, попадающее в границы печати всех устройств, и его использовать для синхронизации цвета отпечатка.

Другая проблема, которая может возникнуть при использовании цифровых машин, связана с тем, что у них может быть не только более широкий цветовой охват, но и другие особенности печати. Например, для улучшения внешнего вида отпечатка производители цифровой техники могут увеличивать плотность нанесения черного тонера так, что она превосходит плотность черной краски, получаемой на офсетной технике. Это сделает цифровую фотопродукцию больше похожей на настоящую фотопечать, но может затруднить попытку воспроизвести такой отпечаток на других устройствах. К счастью, подобные нюансы при необходимости могут быть подкорректированы в растровом процессоре или контроллере ЦПМ.

Практика

На практике далеко не все типографии, в которых установлено несколько офсетных и/или цифровых машин, занимаются проблемой синхронизации цвета отпечатков. Причина здесь не столько в том, что эта задача может оказаться не самой простой, или в том, что в этих типографиях никто не задумывается о том, что было бы желательно получать с разных машин отпечатки с похожим цветом. Проблема зачастую организационного характера и чаще встречается на предприятиях, где установлены только цифровые машины.Можно сказать, что цифровая печать становится жертвой собственной автоматизированности и высокотехнологичности. Представить ситуацию, при которой в офсетной типографии рядом с печатной машины не окажется денситометра (сейчас скорее — спектрофотометра) или просмотрового стола (часто совмещенного с пультом для регулировки краски), фактически невозможно.

Точнее, представить можно, но такое, скорее, окажется где-нибудь в удаленной маленькой типографии с однокрасочной машинои, чем в крупной уважающей себя коммерческой полиграфической компании. Также в типографиях с офсетным производством обычно есть целый штат сотрудников, осуществляющий на разных этапах контроль качества цвета и соответствия продукции нормам стандартов и требованиям заказчиков: от допечатного отдела, где производится изготовление цветопроб и настройка формного оборудования, до печатников, следящих за плотностями краски в тираже, с командой технологов, следящих за действиями и тех, и других. Необходимость в подобном контроле вызвана в основном невысокой стабильностью офсетного печатного процесса, точнее — зависимостью качества отпечатка от слишком большого числа различных факторов и условий.

У цифрового же оборудования контроль за плотностями тонера происходит в самой машине, калибровка и линеаризация осуществляются автоматически при нажатии одной кнопки, формный процесс, а также разнообразные растворы и порошки отсутствуют, большой необходимости в цветопробах для демонстрации и согласования с заказчиком нет (проще и эффективнее при необходимости отпечатать единичный экземпляр продукции на самой машине). Все это приводит к тому, что в типографиях, оснащенных самыми современными в мире печатными машинами, с широким цветовым охватом и стабильным качеством отпечатков, поддерживающимся на автоматическом уровне, часто просто нет ни спектрофотометров, ни просмотровых столов, ни персонала, что можно было бы задействовать при решении проблем синхронизации цвета отпечатков своими силами. Обычно единственными сотрудниками цифровых типографий, имеющие сравнительно полное представление о возможностях машины, являются печатники, но, как правило, их функции сводятся к закладыванию в машину бумаги нужного типа, замене тонеров и других расходных материалов, работе со списком текущих заданий, ну, и к совершению ритуальных действий при застревании листов в тракте машины или при возникновении полос на отпечатке. При более серьезных проблемах вызываются сервис-инженеры из компании-поставщика техники.

В компаниях, осуществляющих продажи и сервис цифровых машин, также часто может не оказаться сотрудников с более-менее ясным представлением о возможностях цветопередачи ЦПМ или о способах их настройки. Персонал небольших компаний обычно состоит из дружелюбных менеджеров, от которых требуется урегулировать с заказчиком коммерческие вопросы, и серьезных сервисников, которые больше знают о механике и электронике устройств, чем об особенностях программного обеспечения. На самом деле, компаний, продающих цифровую технику, в которых есть отделы или сотрудники, способные оказать типографиям консультацию или помощь на экспертном уровне при настройке цветопередачи ЦПМ, не так много. При этом, что логично, они хорошо знают особенности своей печатной техники, а о свойствах и специфике техники иных производителей ЦПМ имеют не самые полные представления (и благоразумно отказываются производить настройку оборудования, установленного другими компаниями, чтобы избежать неприятных ситуаций на тему «раньше все работало, а теперь нет — это вы виноваты!»). Это приводит к тому, что при синхронизации цвета на различных моделях цифровых машин решения, которые смогут предложить компании-поставщики, будут сведены к изменению цвета отпечатка поставленной ими техники в соответствии с отпечатком «чужой» машины. Насколько эффективна такая синхронизация, будет зависеть от конкретного случая.

Пример

Чтобы проиллюстрировать озвученные выше тезисы примером практического использования, рассмотрим синхронизацию двух ЦПМ с различными цветовыми охватами и возможностями, выполненную специалистами компании Xerox в типографии «Вишневый пирог».Достаточно известная на столичном рынке цифровой печати типография «Вишневый пирог» осенью минувшего года (точнее —на выставке «Полиграфинтер-2011») приобрела в компании Xerox новую могучую ЦПМ Xerox iGen4 110 EXP (рис. 1). Несмотря на то, что эта типография является давним клиентом Xerox и имеет среди парка установленной техники и другие ЦПМ этой компании (Nuvera 288 ЕА, Nuvera 144 ЕА и DocuColor 7000), на предприятии также имеются и ЦПМ другого производителя — HP Indigo press 3550. Новую ЦПМ iGen4 планировалось использовать в первую очередь для печати упаковочной продукции (новое направление, в котором «Вишневый пирог» активно работает в последнее время), а также на других работах, где будут востребованы ее специфические возможности (увеличенный формат отпечатка 364x660 мм, печать на плотных материалах до 350 г/м2, новая опция «матового» тонера), например для печати обложек с большими клапанами к фотоальбомам.

В процессе запуска новой машины обнаружилось, что цвет получаемого на ней отпечатка достаточно сильно отличается от продукции с HP Indigo 3550, что делает затруднительным комбинированное использование двух высокопроизводительных машин. Частично эти проблемы были вызваны техническими накладками, проявившимися в первых экспериментах с машиной, например, профили для недавно появившейся опции матового тонера в комплекте поставки отсутствовали, а аналогичные данные для обычного «глянцевого» тонера не совсем подходили для печати. Но даже после того, как эти недоразумения удалось решить (путем построения нового профиля для матового тонера), руководство и сотрудники типографии оставались больше удовлетворены качеством печати HP Indigo, чем iGen4. В частности, на отпечатках на HP Indigo 3550 было лучше видно детали в тенях. Это частично объясняется тем, что у iGen4 плотность нанесения 100% черного тонера намного выше, чем у других цифровых машин, и ближе к значениям традиционной фотопечати (вроде 2,2-2,4), чем офсетных оттисков (1,7-1,8), в то время как при печати на HP Indigo плотность черной краски обычно устанавливается немного ниже значений при офсетной печати.


Проблему цветовоспроизведения втенях было решено решать на уровне системы управления цветом, используемой растровым процессором Xerox FreeFlow. После того, как эксперименты с выбором и модификациями ICC-профилей стандартов офсетной печати не дали нужного результата и отпечаток все равно отличался от такого же с HP Indigo 3550, специалисты Xerox поступили, пожалуй, наиболее логичным образом — в интернете был обнаружен ICC-профиль одной из машин HP Indigo, который для теста был задан в RIP iGen4 в качестве исходного пространства CMYK (рис. 2). Эксперимент неожиданно принес положительные результаты и проработка теней стала светлее как раз настолько, насколько хотелось сотрудникам типографии. Объяснение этого «фокуса» простое — мы попробовали найти в интернете подобный профиль и сравнить его с профилем стандарта ISO 12647-2 (рис. 3). Как видно, границы цветового охвата профиля HP Indigo в зоне теней немного уже, чем у офсетного стандарта и самые темные участки светлее в среднем на 5 единиц по оси L. Такого «осветления» оказалось достаточным, чтобы придать отпечатку требуемый вид. Впоследствие сотрудникам типографии удалось выяснить, где в растровом процессоре их HP Indigo 3550 хранятся аналогичные ICC-профили, и «интернетный» профиль от другой машины был заменен на более актуальный.

Параллельно производилась коррекция и профилей печати iGen4 матовым тонером на различных материалах. Построение первоначальных профилей производилось при помощи встроенного спектрофотометра системы ACQS контроллером печати машины, затем результат дорабатывался для достижения минимальных отклонений DE от отпечатков с HP Indigo, принятых за эталон. В итоге общими усилиями удалось добиться отличий между отпечатками с обеих машин в пределах DE = 2, этот результат оказался даже лучше, чем ожидала типография, после чего поставленная задача синхронизации цвета на двух ЦПМ была объявлена решенной.Несмотря на кажущуюся простоту описанного выше способа решения проблемы, на все эксперименты и поиски было потрачено несколько месяцев не самых простых и очевидных усилий. Впрочем, они производились параллельно с установкой и настройкой ЦПМ, так что менее чем через полгода после заключения контракта на поставку iGen4 на выставке «Фотофорум-2012» типография «Вишневый пирог» демонстрировала коллегам и посетителям свои успехи в виде фотокниг, которые были целиком напечатаны на новой машине. Причем большинство коллег, зная о наличии в типографии HP Indigo 3550, не верили, что эти книги напечатаны на iGen4.

Заключение

Вообще говоря,тема синхронизации или имитации цвета на различных устройствах намного сложнее обобщений, высказанных в нашей статье, а реализация подобной задачи на практике в общем случае может быть намного сложнее приведенного выше примера. Скорее всего, задачи с подобной проблематикой будут возникать все чаще и чаще по мере совершенствования современных ЦПМ со встроенными системами автоматического контроля цвета (хотя это и звучит немного парадоксально!). Заслуга подобных систем в основном в том, что они осуществляют большинство рутинных операций, включая изготовление ICC-профилей для систем управления цветом, что предоставляет больше свободы техническому персоналу и позволяет типографиям стремиться к целям, которые казались ранее нереальными.Возможно, задача описанного выше примера могла бы быть решена эффективнее при помощи профилей DeviceLink, более точно описывающих правила преобразования цвета из одного CMYK-пространства в другое. С другой стороны, главный критерий эффективности в подобном вопросе — степень удовлетворенности клиента, то есть — типографии и ее требовательных заказчиков...

Все публикации