ГлавнаяПресс-ЦентрПубликации

DRUPA 2012: Сдержанный оптимизм, или запас прочности офсета

Скачать файл (.pdf)

Druра — своеобразная полиграфическая олимпиада, проходящая раз в четыре года, — завершилась. Уже более полугода в наших статьях мы все чаще и чаще обращались к теме этой выставки и обсуждали вопросы как будет развиваться полиграфия дальше. Так или иначе, все участники полиграфического и информационного рынка строили разные прогнозы относительно будущего полиграфии, с сильно разным вектором развития: от скорейшего умирания (падение чуть ли не 20% в год), до сдержанного оптимизма (рост 2-3% в год). Причем по прогнозам можно было легко понять, чем занимается компания. И вот наступил черед подводить первые итоги.  

Еще во время самой выставки мы разговаривали с руководителями различных компаний и практически у всех вывод был однозначный: выставка получилась намного лучше, чем планировалось...

Druра 2012 сформировала новый тренд в развитии мировой полиграфии и медиа индустрии на ближайшие четыре года. Самый важный результат выставки: традиционная печать имеет большой потенциал роста и по-прежнему является привлекательным сектором для значительных инвестиций в будущее. Эта тенденция была обозначена организаторами выставки на пресс-конференции, посвященной ее «экватору» (середине). К этому моменту многие ключевые участники выставки сообщили о заключении многочисленных сделок, причем по всему миру. Как сказал президент druра 2012, Бернхард Шрайер и председатель правления Неidelberg, активность наблюдается не только в активных регионах (Индия, Китай, Южная Америка), но и в тех, где в последние годы было затишье, например Америке и Японии.  

К тому же все эксперты очень положительно оценили большинство инноваций, показанных на выставке, причем в самых разных областях полиграфии: «В этом направлении с1гира имела шумный успех. Выставка задала новый импульс развития отрасли. Многие бизнес-идеи и инновации, которые были здесь представлены, оказались плодотворными, и во многом именно они привели к высокой активности по инвестициям. То, что 1850 экспонентов показывали здесь на протяжении последних двух недель, будет укреплять потенциал развития печати и средств массовой информации в долгосрочной перспективе. Здесь, в Дюссельдорфе, дело было сделано и установлены новые опорные точки для будущего развития отрасли», — сказал Бернхард Шрайер.

В этом году на druра приехало 314 500 специалистов из более чем 130 стран, что на 75 500 меньше, чем в 2008 г. Этот показатель оказалося намного лучше, чем предполагалось изначально. «Это падение не стало сюрпризом для нас и отрасли в целом. В одной только Германии в полиграфической промышленности за время кризиса было потеряно более 3900 компаний, в которых работало более чем 61 тыс. сотрудников. В США за тот же период исчезло более 7700 компаний. Похожая ситуация и в других странах, — пояснил Вернер Дорн-шайдт, президент и главный исполнительный директор Messe Düsseldorf. — На этом фоне совершенно неудивительно, что на выставку приехало меньше посетителей. Однако — и это ключевой момент — на drupa 2012 приехало существенно больше потенциальных клиентов, чем раньше. В докризисные времена было нормой, когда на выставку от типографии приезжали большие делегации, больше с ознакомительными целями, чем с деловыми. Таких корпоративных поездок стало существенно меньше, все экономят средства. Приезжают только те, кому надо на выставке «по делу». В итоге после анализа посетителей можно делать вывод, что доля топ-менеджеров, принимающих решения, на выставке была существенно выше, чем раньше (официальные цифры: в 2008 г. доля топ-менеждеров на выставке составляла 44%, в этом году — более 50%)».

Эти слова подтверждает и Маркус Хееринг, управляющий директор немецкой Ассоциации печатных технологий и переработки бумаги: «Ведущие немецкие производители печатного оборудования сообщили о целом ряде интересных контрактов, заключенных в рамках выставки, и о большой доле оптимизма на ближайшее будущее».Рольф Шварц, президент немецкой Ассоциации печати и средств массовой информации, в свою очередь отметил: «Технологически drupa 2012 оказалась великолепной. Разработки, продемонстрированные на выставке, показали, что полиграфия более жива, чем когда-либо! На мой взгляд, были представлены впечатляющие инновации во всех полиграфических процессах. Я был особенно рад этому, и мне кажется, что начиная с этой выставки в будущем различные печатные технологии будут не конкурировать, а дополнять и взаимно обогащать друг друга. Это очень важная тенденция».

Выставка прототипов

Уже на прошлой drupa было заметно, что многие производители стремятся приготовить к выставке какие-то прототипы «будущих выдающихся цифровых печатных машин». Любопытно, что спустя четыре года ничего не изменилось. Многое из того, что было прототипом четыре года назад, таковым и осталось. То есть это оборудование по-прежнему нельзя купить, поскольку сами компании-производители понимают, что для серийного использования оно не готово. Думается, что именно этот факт и наталкивает клиентов на решение инвестировать в более традиционные виды и технологии печати. Раз революции не случилось, раз «перспективные цифровые технологии» пока еще не готовы к серийному использованию, то, по всей видимости, запас прочности у традиционных технологий еще очень большой. И осознание этого факта привело к тому, что продажи именно офсетных печатных машин оказались вполне успешными.

Eсли говорить о прототипах, первое и самое главное — цифровая печать бросилась завоевывать формат В2. Целая серия подобных прототипов была представлена на стендах самых разных компаний. Были и те, кто показывал подобные устройства впервые, были и те, кто уже показывал их четыре года назад. Хотя HP Indigo говорит о том, что машины формата В2 уже производятся серийно, но для их покупки «нужно подождать», [чем это связано, пока непонятно. Скорее всего, те компании, кто решил ввязаться в этот бизнес, сами не до конца оценили трудоемкость выхода на этот рынок и немного «забуксовали». Все-таки требования к машине формата В2 намного более жесткие, чем к малоформатным машинам, последние — либо малый бизнес, либо машина вспомогательного характера при большом бизнесе, а вот машина формата В2 уже сама по себе являет ся весьма дорогой инвестицией, и ожидания относительно нее существенно выше. Поэтому производители понимают, что без доведения машины до промышленного уровня продавать ее клиентам будет очень сложно, можно реально получить существенные убытки на гарантийном и сервисном обслуживании.

Любопытно, что подобные машины показывают компании, традиционно активно работающие на рынке традиционного офсета, например Коmori или Мiyakoshi. Промышленную струйную машину показывал и концерн КВА. Компания Коmori также «помогла» создать огромное количеств прототипов печатных машин, показанных на стенде компании Landa. Традиционные офсетные компании понимают, что раз на рынке существует интерес к промышленной цифровой печати, то пусть этот интерес удовлетворяется лучше с помощью их разработок. Неочевидно, что их будут активно продвигать на рынок, но иметь в резерве для интересующихся имеет смысл. Впрочем, их совсем не обязательно производить самостоятельно. Именно так поступает Heidelberg, который теперь продает цифровые машины разных классов, часть которых производит Ricoh, часть теперь производится самим Heidelberg, который недавно приобрел компанию CSAT, ранее выпускавшую эти машины.

В общем, у всех ведущих производителей офсетной печатной техники есть цифровые решения разного уровня на случай, если «клиент этого захочет». Но, скорее всего, эти их продукты — необходимость показывать инновационные разработки в области печати. В области традиционного офсета это сделать существенно сложнее. Впрочем, все равно получается, что офсет и «цифра» постепенно сближаются — различные технологии автоматизации печати и сушки краски позволяют на офсете получать готовую продукцию почти так же быстро, как и на «цифре». Пожалуй, дальше всех в этом вопросе ушла компания Komori, придумав слоган «Офсет по требованию» и показав у себя на стенде полную небольшую типографию, которая могла печатать и брошюровать продукцию практически на глазах посетителей. Такой скорости удалось добиться за счет использования разработанной в компании технологии H-UV — экономичной и экологичной УФ-печати.

Отдельного разговора, конечно, заслуживает компания Landa, возглавляемая изобретателем машины Indigo — Бенни Ландой. Всякий, кто побывал на выставке, первым делом обращал внимание на красочное шоу, организованное на этом стенде, и на громкую провокационную рекламу о том, что скоро печать будет иной. Впрочем, пока все, что есть у этой компании, — огромное количество прототипов, уникальный дизайн печатных машин, обещания изменить печатный мир и лицензии, проданные ряду ведущих производителей офсетных печатных машин (Heidelberg, Komori, Manroland). Подробнее о компании Landa см. справку на с. 18.

Будущее полиграфии в программных продуктах

Говоря о развитии допечатных технологий, приходишь к выводу, что этот сегмент полиграфии как бы немного «заморозился». Никаких существенных новых разработок замечено не было. Устройств прямого вывода пластин показывают много, но все это уже было известно. Да, появились новые модели, которые «еще быстрее предыдущих» или имеют какие-то специальные усовершенствования. Например, «фиолетовое» устройство от компании Agfa, работающее с пластинами уложенными на палету, которые не надо перегружать в лотки автозагрузчика. Подобные решения были и раньше, но для термальных пластин, теперь вот они появились и для «фио-лета». Но все это мелкие усовершенствования, которые на развитие полиграфии вряд ли серьезно повлияют.Но вот то, что может повлиять, и повлиять серьезно, это различные программные решения, призванные существенным образом изменить представление о том, как работает полиграфическая промышленность. Речь в первую очередь идет о технологии web-to-print которая, если вдуматься, пытается превратить полиграфию из «сферы услуг» в промышленное производство, существенным образом перестроив и технологию работы с клиентом, и экономику полиграфического производства, и структуру занятости на предприятии, и многое другое.

Термин web-to-print появился незадолго до прошлой выставки drupa, но по этой технологии уже работают, и вполне успешно, ряд крупных типографий на Западе. На выставке же было показано множество программных решений, призванных обеспечить работоспособность с использованием этой технологии, но выбрать нужное решение будет непросто: они либо очень дороги, либо ограничены по возможностям, что делает их использование малоэффективным. Но в целом вектор развития допечатных технологий в ближайшее время, на наш взгляд, уже понятен. По мере развития web-to-print полиграфические предприятия будут специализироваться на довольно ограниченном спектре продукции, а прием, обработка заказов и коммуникации с клиентом будут полностью автоматизированы, вплоть до получения печатных форм. То есть трудозатраты в этом сегменте производства будут сведены практически к нулю. Все будет переложено на программные продукты. И уже на этой drupa было показано немало продуктов, призванных решать все задачи, переходя на web-to-print. Скорее всего, к следующей выставке мы увидим уже немало опробованных промышленных решений в этом сегменте.

«Цифра»: прототипы и реальные устройства

Про то, как много было на выставке прототипов, мы уже писали. Разумеется, все прототипы связаны именно с цифровой печатью. Но прототипы пока нельзя купить. А что же реально предлагали цифровые компании своим клиентам? Были ли другие новинки, которые уже не прототипы, а вполне реальные устройства, которые бы приобретали заказчики? Они были, впрочем, назвать их революционными довольно сложно. Все ведущие цифровые компании: HP, Konica Minolta и Xerox подготовили к выставке вполне реальные и готовые к продаже новинки, которые во многом являются развитием существующих печатных устройств. Например Xerox iGen 150 или Konica Minolta bizhub press 1100, которые хоть и построены на базе ранее существующих механизмов, но существенно переработанных для улучшения качества печати и производительности. Xerox, в частности, сообщил, что выделенные на нашу страну квоты на машину Xerox iGen 150, закончились в первые дни выставки.

Традиционная печать

Несмотря на разговоры о том, что традиционная печать будет плавно «сворачиваться», производители этой самой традиционной печати на выставке были представлены весьма достойно. В этой области было немало новинок. Тенденция на рынке офсетного печатного оборудования сформировалась довольно интересная. Сейчас все ведущие производители печатного оборудования считают необходимым иметь в своем ассортименте несколько разных печатных машин даже в одном форматном ряду. Раньше нормой считалось наличие одной модели в каждой из трех форматных групп: ВЗ, В2, В1. Сейчас у компании Heidelberg четыре линейки машин в формате В1, у КВА и Komori — по две. Похожая ситуация и в формате В2, где у ведущих производителей также по несколько серий машин в этом формате. По словам производителей, это объясняется тем, что у различных типографий различные потребности в печатных машинах, даже внутри одного формата: кому-то нужна высокопроизводительная машина, кому-то более автоматизированная, кому-то более универсальная, но при этом менее дорогая и т. д. Решить все эти задачи в рамках одной линейки печатных машин не получается. Поэтому и появляются разные серии машин в одной и той же форматной группе.С одной стороны, может показаться, что это остановка развития данного направления: если нельзя развиваться вверх, можно развиваться вширь. Но это неверно. Сейчас полиграфией управляет не технология, а экономика, и с точки зрения экономики возможность выбора наиболее оптимальной по возможностям и затратам печатной машины — абсолютно нормальное явление, отсюда и появление большого ассортимента разных машин в одном формате.

Впрочем, начали развиваться и промежуточные решения. Еще в 2005 г. компания Ryobi предложила рынку весьма интересное решение — печатную машину формата «около А1» (920x640). Долгое время остальные производители не предпринимали каких-либо ответных действий, поскольку было не до конца понятно, насколько успешным окажется такое решение. Оно оказалось вполне успешным, особенно в кризисный период, поскольку эта машина позволяет успешно печатать 8-страничные спуски полос (так же, как и на машинах В1), но при этом капитальные затраты на такую машину заметно ниже. И вот теперь стало понятно, что это решение рынок решил поддержать: машину подобного формата сделал один из ведущих производителей печатной техники — компания Komori и показала ее на выставке (справедливости ради нужно отметить, что подхватить инициативу Ryobi пытались и раньше, но делали это не лидеры рынка Sakurai и Shinohara, и успехом это, по сути, не увенчалось).

Из других интересных тенденций следует отметить машины КВА, устанавливающие новый уровень производительности, особенно в большом формате (Rapida 106 и Rapida 145, о них мы писали в прошлом номере), и новую разработку компании Heidelberg — SpeedMasterXL75 Anicolor. Печатные машины малого формата с анилоксовым красочным аппаратом Heidelberg производит уже несколько лет, и слухи о том, что ведуться работы над Anicolor в формате 70x50 ходят уже три-четыре года, но Heidelberg их никогда не подтверждал. И вот случилось: машину SpeedMaster XL75 Anicolor рассекретили накануне выставки. Надо сказать, что интерес к этому решению большой, нам доводилось слышать о том, что некоторые российские типографии рассматривают возможность приобретения подобного решения, однако машина пока не продается: она хоть и не прототип, как у цифровиков, но и до финального продукта пока не доведена (обещают в конце года).

В общем, жизнь в традиционном офсете пока еще весьма активна, впрочем, были и разочарования. Goss, обещавший показать на выставке новую перспективную машину для печати упаковки Goss Sunday Vpack, представил ее лишь в виде отдельной неработающей секции, по которой составить впечатление о машине довольно сложно. При этом похожая по идеологии новая машина КВА MePrint Varius 80 UV на выставке стояла целиком и работала. Порадовала и компания Manugraph, представив новую газетную печатную машину Hiline XL.

Послепечатные процессы

Это направление полиграфии, как мы и предполагали, оказалось довольно успешным на drupa 2012, по крайней мере, с точки зрения выставленных экспонатов. Помимо всего прочего, у этого направления появился новая движущая сила в виде таких продуктов, как фотокниги и другие малотиражные изделия, выпускаемые в большом количестве. В мире сейчас уже немало цифровых предприятий, выпускающих так популярные фотокниги. Среди них есть и довольно крупные, изготавливающие по несколько тысяч экземпляров в день. Делать это вручную, на простом пооперационном послепечатном оборудовании становится уже невозможно, приходится использовать большое количество ручного труда, что плохо влияет на экономику всего процесса. В результате ведущие производители послепечатного оборудования Muller Martini и Kolbus предлагают решения для автоматизированного изготовления фотокниг в твердом переплете штучными тиражами или, если есть желание, то и в других видах скрепления.

И хотя такие решения, как Muller Martini Diamant МС Hybrid bookline или Muller Martini SigmaLine, разработаны были еще за несколько лет до выставки и даже имеют ряд установок, именно на выставке drupa 2012 можно было заметить, что они «пошли в тираж». В частности, SigmaLine можно было встретить не только на стенде производителя, но и на целом ряде других стендов, где она успешно работала совместно с цифровыми машинами ряда производителей. Так что в какой-то мере можно говорить о том, что появление серьезных профессиональных решений для послепечатной обработки будет способствовать большей популярности цифровых печатных устройств среди традиционных полиграфистов. В подтверждение этих слов можно упомянуть стенд Kolbus, на котором экспонировалась большая цифровая машина Timson совместно с линией по сборке и обработке книжных блоков от Kolbus.  

Линия, получившая название BookJet, является интересным образцом развития и технологий печати, и технологий после-печатной обработки.Ну а в целом, послепечатный сектор живее всех живых. Ведь вне зависимости оттого, какими технологиями типографии будутпечатать свою продукцию — хоть устаревшей высокой печатью,хоть будущими наночернилами,— все равно отпечатанные листы нужно превращать в готовое изделие: книгу, брошюру, журнал и т. д.  

И здесь никак не обойтись без послепечатных процессов и технологий, причем самых разных: от простейших рунных операций до высокопроизводительных автоматизированных комплексов. И выставка наглядно показала, что все эти направления вполне успешны на сегодняшний день — всеми производителями послепечатного оборудования были показаны многочисленные новинки, главные критерии отличий которых, как мы уже говорили ранее, не технические, а экономические: машины более производительные, более гибкие, более экономичные и т. д. Так что можно смело говорить, что в этом сегменте «без серьезных перемен». И это отрадно, хоть какой-то наглядный элемент стабильности.

Производство упаковки

Подробнее об этом направлении можно прочитать в нашем журнале "ФлексоПлюс"№3-12. Здесь ограничимся лишь кратким комментарием о том, что это направление успешно развивается. Что, в общем-то, и неудивительно. Но управляют его развитием две тенденции: необходимость повышения эффективности производства и улучшение визуальной привлекательности готовой упаковки. А значит, все способы печати упаковки, в первую очередь флексография, на выставке показали существенное улучшение качества печати. Порой качество флексографии уже вплотную подбирается к офсету, даже на сложных гибких материалах или на гофрокартоне.

Экономический фактор вынуждает производителей упаковки снижать затраты на производство, и те, в свою очередь, требуют от производителей оборудования минимизации отходов, сокращения производственного цикла и т. д., а ряд крупных товаропроизводителей начали предъявлять серьезные претензии и к стабильности изделий внутри тиража (ни одной бракованной или некачественной коробки или пакета не должно попасть на прилавки магазинов). Для решения этой проблемы ведущий производитель оборудования для изготовления упаковки компания Bobst разработала концепцию, в рамках которой вся продукция проходит тотальный сквозной контроль качества. На выставке представлена система АссисЬеск, автоматически «читающая» каждую упаковку и отбраковывающая некачественные. Компанией были также показаны вырубные пресы с системой приводки по изображению, а не по верному углу, как обычно, чтобы улучшить качество и точность вырубки или тиснения. Впрочем, и другие производители подобного оборудования не отстают — это тенденция.

Экология

Этим направлением озабочены сейчас все, причем не только в полиграфии, но и в других отраслях. Выставка не стала исключением. Многие виды оборудования уже заранее позиционировались как экологически нейтральные, экономящие энергию и т. д. Постепенно исчезают все вредные производства, скорее всего, скоро исчезет и такой технологический процесс, как проявление формных пластин. Впрочем, эта тенденция началась еще на прошлой выставке с!гира и сейчас лишь активно развивается.

Заключение

Вот такой мы увидели прошедшую недавно выставку druра. Возможно, кто-то увидел ее с другой точки зрения. Разумеется, в одной статье мы не могли описать все решения и новинки, которые там были показаны. Но мы и не ставили такой задачи. Нам было важно понять, жива ли отрасль, чем живет, куда развивается. Очередной обещанной революции пока не случилось, традиционная полиграфия постепенно оправляется от кризиса и набирает обороты. Интуитивно нам это казалось и раньше, но теперь есть реальные примеры.  

Большой цирк или перспективные разработки?

«Видели ли вы Landa?» — самый популярный вопрос посетителей drupa 2012. Пришлось, несмотря на провокационность и рекламность, вникнуть в суть.Под громким названием «наночернил» скрывается действительно уникальная технология получения пигмента с величиной фракции как минимум на порядок меньше обычного. Если размер обычной частицы пигмента находится в районе 300-500 нм, то размер частиц «наночернил» находится в пределах «десятков нанометров», точная цифра не уточняется. Частицы такого размера очень плотно покрывают бумагу и практически полностью поглощают свет—он не может дойти до бумаги и отразиться от нее, а также рассеиваться в слое, поскольку слой намного тоньше обычного.

Это довольно здравая идея, которая может обеспечить существенное раширение цветового охвата — по идее, наночернила ближе подходят к теоретическому понятию «идеальная краска». Пигмент в наночернилах находится в специальном связующем, которое, в свою очередь, разбавляется водой — получается некая взвесь, которой и печатают струйным способом. Вторая идея Landa также интересна: чернила на водной основе не надо наносить на бумагу, так как она воды не любит. Так, капля обычных водных чернил, попадая на бумагу, быстро в нее впитывается, искажая цветопередачу, ухудшая контраст и резкость. Офсетная же краска ложится на бумагу пленкой сверху и впитывается не так активно. Поэтому офсетная печать позволяет получить существенно более контрастные оттиски на обычной бумаге, чем струйная. Новая идея в том, что перед нанесением чернил на бумагу воду надо удалить. Поэтому струйной печатью изображение наносится на специальное передаточное полотно, которое находится в нагретом состоянии. На нем, во-первых, испаряется вода, а во-вторых, сплавляются частички связующего, образуя сплошную тонкую полимерную пленку, к тому же находящуюся в вязкотекучем состоянии. В таком состоянии связующее с вкрапленными частичками пигмента легко прилипает к прижатой к полотну бумаге и быстро закрепляется на нем (тонкая пленка, попав на бумагу, мгновенно остывает). В результате тонкая пленка краски оказывается на бумаге или любом запечатываемом материале, к которому полимер, из которого сделано связующее, имеет адгезию (таких материалов заявлено много).

Теоретически все красиво и изящно. Как будет на практике — непонятно. Представленные в отдаленном углу стенда образцы выглядят чудовищно, даже неспециалист отправит их в брак. Но пока это лишь демонстрация новой технологии.Что касается самих цифровых печатных машин, целая линейка которых была показана на стенде Landa, то здесь сомнений существенно больше. Они, конечно, красивые — один трехметровый iPad чего стоит, но вот то, что будущие машины будут выглядеть именно так, есть сомнения. Одно дело технологическая и научная разработка, с которой компания, повидимому, справились, другое — массовое промышленное производство, которое под силу только крупным компаниям (с которыми тут же были подписаны контракты). Впрочем, желание Landa продавать лицензии и заниматься производством самих наночернил вполне объяснимо, именно на расходных материалах, да еще и запатентованных, можно делать большие прибыли, особенно если производители оборудования смогут довести машины до должного уровня.

Так что впечатление двоякое: с одной стороны, идея на теоретическом уровне выглядит очень привлекательно, с другой — будет ли ее достойное воплощение? Сколько любопытных идей исчезло, так и не воплотившись в серийный продукт, достаточно вспомнить хотя бы электрокоагуляцию. Но, в любом случае, Landa даже в случае неудачи забудется нескоро. Уж очень эффектным (и грамотно подготовленным) оказалось первое появление.И кстати, из презентации, показанной самим Бенни Ландой следует, что если идеи компании разовьются в готовые продукты, то изменится рынок цифровой печати (!!!). Офсет, по его мнению, будет и дальше неплохо себя чувствовать. Оказывается, «война» объявлена не традиционным полиграфическим технологиям, а уже относительно новым — цифровым...

Все публикации