ГлавнаяПресс-ЦентрПубликации

Упаковка и "цифра": возможен ли союз?

Цифровая печать по упаковке остается новой технологией как для российского, так и для мирового рынков: пока нет ни точной статистики производителей, использующих эти решения, ни данных об объемах «цифровых» упаковок на рынке. О том, что же представляет собой этого сегмент на самом деле, мы поговорили с Михаилом Мартыновым, руководителем отдела маркетинга продукции промышленного класса компании Xerox. Для каких сегментов российской упаковочной отрасли цифровая печать, по Вашему мнению, экономически и стратегически выгодна? Есть ли на нашем рынке уже существующие удачные примеры использования цифровых технологий печати на упаковочных предприятиях?

У нас есть успешный клиент, компания Superwave, которая, помимо своего основного бизнеса – дистрибуции высокотехнологичного оборудования – основала и развила цифровую типографию и производит упаковку для флэш-карт и подарочные варианты тары как для своих нужд, так и для сторонних клиентов. Но они пока одни в своем роде.

Гораздо больше игроков в секторе подарочной и персонализированной упаковки: здесь цифровая печать уже плотно «прижилась» - как в Москве и Санкт-Петербурге, так и в других регионах России. Это одно из направлений в упаковке, для которого цифровая печать подходит явно больше, чем другие технологии, так как здесь много коротких, от одного экземпляра, тиражей и работы с переменными данными.

Как случается чаще: цифровая типография, занимавшаяся оперативной полиграфией, выходит в сегмент такой упаковки – или классическое производство картонной упаковки дооснащается цифровым участком?

Чаще выход на рынок «цифровой» упаковки делают, конечно, те, кто уже занимался цифровой печатью – у них есть соответствующий опыт работы с используемыми технологиями и группой клиентов, которым это интересно. Как правило, у оперативных типографий уже сформирован некий пул заказчиков, среди которых есть рекламные агентства, в свою очередь, размещающие довольно много заказов своих клиентов - на корпоративные подарки, например. Крупные компании ведь редко работают с типографией напрямую. Вот с такими заказчиками и начинается работа по цифровой печати на упаковке: какой-то компании нужно заказать, например, оригинальные коробки для конфет с именами одариваемых, или «персональный» шоколад к какому-то празднику. Заказов от частных лиц, в отличие от той же печати фотокниг или другой подарочной продукции, здесь почти нет – рынок ориентирован на b2b. Но, думаю, в будущем спрос на индивидуальные подарочные упаковки у клиентов, приходящих в типографию «с улицы», постепенно разовьется.

Но при этом и у клиентов офсетного производства могут быть задачи, требующие цифровой печати – например, изготовить лимитированную серию упаковок к празднику со слегка измененным дизайном. Если такие задачи возникают регулярно – то, может, и «традиционному» производству стоит задуматься о дооснащении цифровым участком.

Еще в 2009 году технология цифровой печати по упаковке, по мнению экспертов, находилась в самом начале своего пути на рынок. Насколько она продвинулась в своем "пути" сейчас, и какое распространение получила на российском рынке? Какие основания есть для дальнейшего развития рынка цифровой печати по упаковке в России?

Приведу один интересный пример: около четырех лет назад мы начали в России разговоры о возможности цифровой печати фотокниг. Тогда это воспринималось рынком полиграфии как некая смешная и не очень понятная идея. Мы начали формировать линейку предложений по оборудованию для этой сферы, но еще два с половиной года назад у нас не было ни одного клиента, который был бы хоть сколько-нибудь успешен в этом деле. Сейчас наша компания уже имеет более десятка успешных инсталляций оборудования для печати фотокниг – и наши клиенты, работающие в этой нише, сильно прогрессируют. Думаю, то же самое будет свойственно и рынку «цифровой» упаковки: сейчас мы только начинаем активно о ней говорить, да и конкретные технологические решения для цифровой печати по упаковке были показаны только в этом году, на выставке «Полиграфинтер-2011». И мы совершенно точно видим, что сейчас этот рынок действительно близок к нулю: многие цифровые типографии имеют какую-то долю заказов на печать упаковки, но она мизерна. Но мы также видим и то, что это направление вполне может развиваться дальше и приносить реальную прибыль. Причем участок производства «цифровой» упаковки может быть построен как с внедрением тяжелого послепечатного оборудования в линию к цифровой печатной машине, так и с небольшой техникой типа режущего плоттера и ручной сборкой коробок – в зависимости от объема поставленных задач.

Одна из вечных технологических проблем цифровой печати по упаковке – формат. Чем он больше, тем удобнее размещать упаковки на листе, тем экономнее расходуются материалы. Но, например, сейчас в своих цифровых машинах мы уже почти приблизились к формату B2. Так что все развивается.

Но упаковочный сектор довольно консервативен: офсет и флексография банально привычнее как для производителя, так и для клиента.

Я всегда пытаюсь объяснить, что цифра и офсет не должны конкурировать в принципе. Это два процесса, созданных для решения абсолютно разных задач, и они, по идее, должны помогать друг другу решать задачи комплексно. Офсет – это длинные тиражи, приличные сроки изготовления, низкая стоимость, стандартные типы работ. Цифровая печать – это короткие сроки, меньшие по объему тиражи, возможность печати переменных и индивидуальных данных. Более того – это разные группы клиентов и принципы работы с ними: есть, например, производители цифровой упаковки, которые работают с сегментом b2c, и заказ у них можно полностью разместить через Интернет-сайт, и потом забрать уже готовую работу. Предприятие, печатающее офсетом или флексографией, не будет такого делать – у них масштабы другие, и общение с клиентом перед началом работы над заказом и во время нее, соответственно, более плотное и длительное.

А какая группа клиентов могла бы заинтересоваться «цифровой» упаковкой на российском рынке – b2b или b2c?

Думаю, и те, и другие. Персонализированная упаковка вполне может стать хорошим дополнением к «праздничному» портфолио типографии – ведь заказывают же многие компании календари, ежедневники с именными подписями в подарок своим партнерам, а конечные потребители – кружки с фотографиями близких, альбомы… Тут то же самое. Цифровая печать позволяет сделать упаковку для любого подарка более «личной».

Но это именно сегмент подарочной упаковки. А какие еще направления могут быть освоены? По последним данным, некоторые европейские производители, например, цифровым способом уже начали запечатывать шоубоксы для крупных торговых сетей…

Думаю, это может стать актуальным и для нашего рынка: производителям продуктов питания нужно все чаще напоминать о себе, все ярче выделять свой товар на полках – а цифровая печать позволяет быстро и экономно менять дизайн той же демонстрационной тары, или выпускать небольшие партии разных коробок для одного и того же продукта.

Еще один интересное направление развивается сейчас в США – все же уже, думаю, видели сигаретные пачки со страшными картинками, предупреждающими о вреде курения. У нас пока ограничиваются надписями, но они ведь тоже нравятся не всем. Так вот некоторые типографии изготавливают коробки для сигаретных пачек с какими-то нейтральными рисунками – в них можно положить стандартную пачку со страшной картинкой, чтоб она не была видна. И такой продукт продается!

Так что применение цифровой печати в производстве упаковки ограничено только креативностью компании, желающей этим заняться.

По прогнозам InfoTrends, мировые продажи цифровых машин для печати по упаковке будут расти на 10,5% в год вплоть до 2015 г. Как вы считаете, будет ли этот рост происходить за счет рынков развитых стран, или больше придется на развивающиеся?

Я бы вообще не смотрел здесь на развитость. Здесь важны и общий спрос на подобные технологии в отдельно взятой стране, и, как ни странно, национальная психология заказчика. Да, в целом российский рынок примерно на два года отстает от Европы – и это верно и для процесса внедрения новых технологий тоже. Но при этом наш рынок куда более креативен, чем европейский: спрос на уникальные вещи очень большой, и многие наши клиенты делают работы, которые в той же Европе не делает никто – и они здесь востребованы. Уже на «Полиграфинтере» в этом году у нас были встречи с потенциальными заказчиками, которые готовы открыть у себя участок цифровой печати и отделки упаковки и начать работать. И таких наберется около десятка. Так что этот рынок действительно быстро растет и, думаю, будет расти.

http://intervue.unipack.ru/38140/

Все публикации