ГлавнаяПресс-ЦентрПубликации

Перспективы создания коммерческих сервисов публикации уникального контента для библиотек, архивов, музеев

Скачать статью в pdf (часть 1)
Скачать статью в pdf (часть 2)

Леонид Вячеславович Коновалов, канд. техн. наук, менеджер индустриального маркетинга, ООО «Ксерокс СНГ»

Огромный интерес руководителей библиотек, архивов и музеев сегодня вызывают современные технологии, направленные на реализацию коммерческих запросов оперативной публикации материалов электронных коллекций в печатном или электронном виде.

Одновременно большое развитие приобрели интегрированные комплексы печати по требованию для книгоиздания. Масштаб внедрения печати по требованию [Print On Demand (POD)] и прогнозы развития этого рынка коммерческих услуг привели к тому, что сегодня профессиональное сообщество предлагает признать технологическую модель печати по требованию как платформу промышленного печатного производства. Идея использования термина «Платформа» для печатного производства заключена в необходимости стандартизовать путь передачи работ в производство, обработку, печать и доставку продукции заказчикам (получателям).

Любопытные данные приводит в своем ежегодном отчете агентство РБК. Отмечается, что «российский рынок печати по требованию пока только начал формироваться. Доля книг, произведенных способом печати по требованию, от общего отечественного тиража пока составляет менее 1%. По прогнозам экспертов, несмотря на многочисленные барьеры для развития этого рынка, через несколько лет печать по требованию займет в России около 10% традиционного книгоиздательского рынка». Здесь следует отметить, что наибольшее число промышленных цифровых комплексов печати книг по требованию представлено в российских вузах. Сегодня насчитывается более 70 крупных и средних вузовских типографий, работающих на базе единых современных стандартов

Прогнозы развития рынка книгоиздания, подготовленные в недавнем отчете исследовательской ассоциации PIRA International, дают ориентиры, что большинство текущих учебных изданий будет изготавливаться по технологии РОD посредством выбора нужного контента из многих источников, а значительная часть книг будет продаваться также по требованию в режиме онлайн в розничных сетях, магазинах, библиотеках и образовательных учреждениях.

Сегодня существует целый ряд серьезных ограничений и барьеров для удовлетворения коммерческих запросов пользователей Интернета на публикацию требуемых электронных материалов из коллекций библиотек, архивов и музеев. Это:

  • рассредоточенность контента (сложность доступа и нехватка информации о нем);
  • отсутствие стандартизации;
  • сложность учета интересов правообладателей;
  • высокие издержки типографий при работе с единичными экземплярами книг.

Требование стандартизации диктуется необходимостью создания конкурентоспособной услуги, которая должна обеспечивать качество, оперативность, доступность при минимальной стоимости ее предоставления.

Основными конкурентными преимуществами должны быть:

  • максимальная скорость и качество исполнения заказа;
  • автоматизированная технология приема, обработки, передачи в производство и доставки заказа;
  • минимально возможная себестоимость исполнения заказа.

Чрезвычайно важными условиями достижения минимальной конечной себестоимости исполнения заказа являются полная автоматизация и отсутствие каких-либо посредников между заказчиком и исполнителем.

Так как создание подобного комплекса является в первую очередь коммерческим проектом, то, с точки зрения маркетинга, целесообразно описать его бизнес-идею: что, кому и как будет предлагаться на рынке?

Что? Это коммерческие услуги предоставления (публикации) уникального контента цифровых коллекций, включая услуги по оцифровке фондов и публикации их в электронном или бумажном видах.

Кому? Целевая аудитория - это научные работники, читатели библиотек (студенты, преподаватели) и любопытствующие пользователи Интернета.

Как? Через веб-браузеры и специализированные терминалы.

Очевидно, что библиотекам, архивам и музеям для реализации коммерческих сервисов публикации их контента необходимо активно сотрудничать с вузами, многие из которых сегодня уже имеют собственные библиотеки, музеи, архивы, а также издательско-полиграфические комплексы, построенные на платформе печати по требованию. Важно отметить, что для наиболее полного удовлетворения потребностей студентов и преподавателей вузы также высоко заинтересованы в интеграции с внешними владельцами уникального контента.

Запуск подобного коммерческого сервиса подразумевает, как правило, организацию специализированного сервис-бюро. Основной задачей сервис-бюро является обеспечение функций интернет-витрины: пользователь должен иметь возможность просматривать каталог предлагаемых к печати изданий, получать информацию о цене, производить оплату изготовления и доставки заказа.

Ключевыми составляющими интеграции при создании сервис-бюро являются:

  • интеграция в рамках единого интернет-входа (сервис-бюро, поисковые программы, электронные каталоги и поисковые системы);
  • интеграция доступных полнотекстовых фондов и цифровых коллекций (издательства, библиотеки, музеи, архивы, авторы, правообладатели);
  • интеграция типографий по стандартизованному составу оборудования и программного обеспечения (типографии, сервис-бюро).

В компании Ксерокс в конце 2010 года была завершена разработка современной платформы для реализации интернет-сервисов индивидуального книгоиздания и публикации электронного контента Xerox BookSurf Suite.

Основными результатами от внедрения интегрированного комплекса публикации уникального контента по требованию на базе платформы Xerox BookSurf Suite являются внедрение новых востребованных сервисов и обеспечение современных требований предоставления широкого доступа к цифровым фондам владельцев контента. То есть все участники проекта получают возможность развития основного и построения нового бизнеса:

  • владельцы контента получают коммерческие сервисы через Интернет (оцифровка фондов, публикация) и дополнительные возможности для обеспечения сохранности редких фондов;
  • типографии - дополнительные заказы, внедрение современных методов управления производством;
  • сервис-бюро - создание, заказы;
  • читатель - доступ к ранее недоступному, прозрачность процесса, удобство и оперативность, юридическую чистоту, достоверность и подлинность информации.

Все публикации