ГлавнаяПресс-ЦентрПубликации

Интервью с А. И. Рудским, (профессор, первый проректор Санкт -Петербургского государственного политехнического университета)

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ВУЗА - КЛЮЧЕВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

А. РУДСКОЙ, профессор, первый проректор Санкт -Петербургский государственный политехнический университет

Сегодня перед российским образовательным учреждением любого уровня, будь то начальное, среднее или высшее образование, остро стоит проблема информатизации учебного процесса. Необходимость синтезировать в себе два полярных качества - коммерческую успешность и накопленный научный потенциал- приводит высшую школу к тому, что оптимальным решением поставленной задачи становится использование потенциала современных информационных технологий.

В настоящее время можно говорить о разных подходах к созданию единого информационного пространства вуза. Вместе с тем каждый из них предполагает использование в рамках вузовской программы арсенала технических средств, позволяющих повысить конкурентоспособность образовательного учреждения. Один из самых оптимальных - интеграционный подход, в основе которого лежит объединение разнородных информационных систем вуза в единое динамично развивающееся информационное пространство.

В России организация образовательного процесса десятилетиями оставалась в значительной мере консервативной. Однако динамичное развитие современного общества, основанное на резком увеличении темпов научно-технического прогресса, привело к значительным переменам в системе высшего образования. Традиционные представления об организации учебного процесса начали размываться, главным образом - со времени присоединения России к Болонскому процессу. Такие факторы, как создание системы непрерывного образования, развитие дистанционного обучения, новые педагогические технологии, становление концепции предпринимательского инновационного университета, растущее влияние бизнеса на содержание программ подготовки специалистов, коммерческая борьба за студентов, заставили перестраивать и интенсифицировать образовательный процесс.

Сложившаяся в образовательной среде ситуация в значительной мере является отражением современных глобальных экономических процессов: изменения в конкретных областях вызваны интенсивным формированием сервисно-ориентированной экономики страны. Российские вузы все чаще стремятся адаптировать учебный процесс к изменившимся требованиям рынка. Задачей образования становится не просто получение определенного набора базовых теоретических знаний - современный выпускник должен заканчивать вуз высококвалифицированным специалистом, способным применять свои знания на практике. Компетентностная ориентация процесса обучения, где все большее значение придается практическим навыкам, наравне с повышением динамики образовательного процесса, значительным увеличением роли дистанционного обучения, а также глобальным переходом информационных ресурсов в виртуальную среду, побуждает вузы утверждать инновационные модели деятельности, которые можно создавать и поддерживать средствами IT.

Информатизация учебных заведений является одним из главных направлений модернизации российской системы образования. Начиная с 2006 г. Федеральное агентство по образованию проводит широкомасштабную модернизационную политику, реализуемую через Федеральную целевую программу развития образования на 2006- 2010 гг. Информатизация становится катализатором системных изменений в образовании по всем направлениям ФЦПРО: совершенствованию содержания и технологий образования, развитию системы качества образовательных услуг, формированию экономических механизмов в сфере образования.

Инструментом решения этих проблем является приоритетный национальный проект "Образование ". Применительно к высшей школе он обеспечивает инвестирование средств государственного бюджета в развитие передовых вузов страны, обладающих соответствующим социально-экономическим и интеллектуальным капиталом и реализующих комплекс мероприятий по созданию и внедрению новых, качественно усовершенствованных технологий, форм и методов обучения. В них коммерческая успешность и научный потенциал сходятся в единое целое - инновационное образовательное пространство.

Первый раунд конкурса среди вузов, претендовавших на государственную поддержку реализации инновационных образовательных программ, состоялся в 2006 г. Его результатом стало бюджетное субсидирование 17 российских университетов-победителей. В феврале 2007 г. Министерство образования и науки РФ подвело итоги второго раунда конкурса инновационных программ вузов. Финансирование в общем объеме более 20 млрд. рублей получили 40 высших учебных заведений. Субсидии выделяются на модернизацию материально-технической учебной базы, приобретение лабораторного оборудования, разработку программного и методического обеспечения, повышение квалификации и профессиональную переподготовку персонала вузов.

Санкт-Петербургский государственный политехнический университет вошел в число победителей конкурса, а по экспертной оценке инновационного потенциала вуза занял 5-е место в рейтинге. Объем финансирования инновационной образовательной программы СПбГПУ составил около 1 млрд. рублей на 2007-2008 гг., включая софинансирование всех мероприятий программы со стороны университета. Программа университета "Развитие политехнической системы подготовки кадров в инно вационнои среде науки и высокотехнологичных производств Северо-Западного региона России " успешно реализуется вузом по четырем взаимоувязанным направлениям: "Инновационные образовательные технологии и информационная инфраструктура политехнической системы подготовки кадров", "Материалы, наноматериалы и химические технологии ", "Энергосберегающие технологии" и "Производственные технологии в машиностроении ". Как сообщил в своем докладе на общем собрании ректор СПбГПУ М.П. Федоров, главным итогом деятельности нашего вуза "стало коренное изменение роли науки в развитии учебного процесса".

Нужно подчеркнуть, что реализация инновационной образовательной программы - органичное звено Плана стратегического развития Санкт-Петербургского государственного политехнического университета на период 2004-2012 гг., элементами которого являются развитие политехнической модели системы образования и установление качественно новой взаимосвязи образования, науки и производства в сложившихся ныне социально-экономических условиях в России.

Стратегия развития университета опирается на национальную доктрину образования и разработана с учетом столетнего опыта функционирования вуза, сохраняя все положительные традиции и основываясь как на государственной поддержке деятельности университета, так и на активизации деятельности коллектива в решении социально-экономических проблем страны. Стратегия исходит из необходимости выхода СПбГПУ на уровень исследовательского инновационного университета на основе интеграции образования и фундаментальных и прикладных научных исследований, активного взаимодействия с институтами РАН, создания научных институтов, центров коллективного пользования, конструкторских бюро, технопарков. Фундаментальная естественно-научная и инженерная подготовка, свойственная политех-

ническому принципу образования, должна стать основой инновационного развития широкого спектра направлений и специальностей в области техники и технологий.

Немного истории. Первым этапом формирования политехнической системы в России была реализация идеи С.Ю. Витте о соединении университетского и технического образования, когда в 1899 г. был создан Санкт-Петербургский политехнический институт императора Петра Великого. Вторым этапом развития политехнической системы стала разработанная в 20- 30-е гг. XX в. совместно с Физико-техническим институтом АН СССР эффективная система подготовки выпускников, особенностью которой являлось построение процесса обучения как сочетания университетского базового естественно-научного образования с предметными инженерными знаниями, дополненными начинающейся с ранних курсов самостоятельной научно-исследовательской работой студентов в научных лабораториях. Свое дальнейшее развитие система получила после выхода в 1978 г. постановления Президиума АН СССР, в соответствии с которым СПбГПУ до сих пор осуществляет свою деятельность под научно-методическим руководством РАН. По существу, современная политехническая модель образовательного процесса - это схема матричного пересечения научно-образовательных школ и образовательных специальностей. Активно действующие инженерные, физические, математические, экономические, социальные и экологические научные школы совместно обеспечивают подготовку выпускников.

Современная стратегия развития университета основывается на интеграции естественно-научных областей знания классического университетского образования, инженерных знаний и технологий с современными информационными технологиями инновационной направленности и предполагает:

o в области учебно-методической деятельности - внедрение наукоемких инновационных технологий обучения; развитие мотивации к творческому освоению теоретических и практических аспектов инженерной деятельности на основе возможностей современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ);

o    в области научной, научно-технической и инновационной деятельности - развитие научно-технического потенциала университета, концентрацию усилий на приоритетных направлениях развития науки, техники и технологий, укрепление взаимосвязи научной и образовательной деятельности, формирование и развитие всех видов взаимодействия с академической и отраслевой наукой, а также с производством в новых экономических условиях; обеспечение коммерциализации научно-технических достижений ученых университета, включая формирование малых инновационных компаний;

o    в области международной деятельности - повышение эффективности образовательной и научно-исследовательской деятельности СПбГПУ за счет внедрения передового мирового опыта с учетом отечественных традиций фундаментального университетского образования, обеспечение экспортной привлекательности образовательных и научных программ университета на основе интеграции мировых достижений и отечественных профессиональных знаний и навыков в сфере образования и научных исследований;

o    в области материально-технической и финансовой политики - постоянное обновление учебного оборудования на основе четко определенных приоритетов и с учетом имеющихся финансовых возможностей; укрепление контактов с институтами РАН и предприятиями, обладающими современной техникой и лабораторной базой; расширение использования систем компьютерного моделирования в целях совершенствования лабораторно-инструмен-тального потенциала и информационно-коммуникационной инфраструктуры вуза путем создания и развития центров коллективного пользования на базе сети локальных GRID-систем; расширение материальной базы студенческих общежитий и баз отдыха; развитие условий для самофинансирования подразделений; постоянный поиск новых источников финансирования и ресурсного обеспечения на основе использования рыночных механизмов;

o в области кадровой политики - совершенствование системы выявления, закрепления и стимулирования одаренной молодежи; развитие системы профессиональной и материальной поддержки сотрудников, готовящих кандидатские и докторские диссертации; расширение практики привлечения к преподаванию крупных ученых и руководителей организаций Санкт-Петербурга; разработку и реализацию системы элитной подготовки на основе международных договоров.

Важной инфраструктурной составляющей в реализации стратегического плана является развитие ИКТ, обеспечивающих применение современных технологий обучения, эффективное внедрение результатов исследований в отечественную промышленность и глобальную экономику, развитие инновационных связей между вузом и производством.

Стратегический план определяет конкретные пути достижения поставленной цели путем развития научно-образовательного потенциала вуза на основе реализации инновационных проектов и создания центров технологического превосходства, консолидации финансовых ресурсов на приоритетных направлениях, таких как создание новых материалов с заданными свойствами и функциями, энергосберегающие технологии, ИКТ и вычислительная техника нового поколения, компонентная база микроэлектромеханических систем (МЭМС), микро- и наноэлектроники, системы автоматизации производства и CALS (Continuous Acquisition and Life Cycle Suрроrt)-технологии с 1особым акцентом на их наукоемком ядре в виде компьютерных технологий инженерного анализа и проектирования.

Инновационная программа СПбГПУ предполагает не только изменение методик преподавания, разработку новых учебных планов и приобретение высококлассного лабораторного оборудования, но и обеспечение последующей поддержки усовершенствованного процесса образования. Базой для выполнения цели инновационной программы - развития политехнической системы подготовки инженерных и научных кадров в приоритетных областях науки - являются как полномасштабное использование современных компьютерных технологий, так и методическая база подготовки первоклассных специалистов, невозможная без современного программного обеспечения.

С этой целью в университете осуществляется создание крупного информационного портала, проводится оцифровка библиотеки и модернизация издательско-по-лиграфического комплекса. В настоящее время на базе университетского издательства к завершению подходит организация учебно-производственного комплекса, оснащенного передовым оборудованием для оперативного обеспечения образовательного процесса учебной и методической литературой. Комплекс создается в рамках первого проекта инновационной программы университета "Инновационные образовательные технологии и информационная инфраструктура политехнической системы подготовки кадров" и входит в число ее первых значительных результатов.

Создание подобного комплекса является оптимальным решением проблемы экс-формации - возникновения все нового и нового количества информации, которая не успевает обрабатываться существующими на данный момент средствами и вместе с тем стремительно устаревает. В точных областях знания, таких, например, как нано-технологии, это происходит особенно быстро, поэтому зачастую учебник, изданный всего год назад, уже не имеет права на существование. Созданный в университете комплекс будет по мере необходимости

предоставлять студентам актуальные знания, не увеличивая бюджетных затрат вуза - за счет резкого снижения тиражей учебных пособий.

Оснащение комплекса осуществляется полиграфическим оборудованием компании Xerox- третьим поколением новейших цифровых печатных машин iGEN3, которые, как показывает практика, во-первых, полностью удовлетворяют современным требованиям, во-вторых, дают возможность снизить стоимость отпечатка при печати больших тиражей и ускорить издание необходимых книг и учебных пособий. Для университетского книгоиздания оборудование подобного уровня является наиболее эффективным, поскольку по цене готовой книги оно конкурентоспособно офсетной печати, т.е. доступно студентам, а по качеству и скорости остается в разряде высоко классных цифровых машин, т.е. способно удовлетворить самых требовательных университетских авторов.

Собственный издательский комплекс позволяет университету не только обеспечивать своих студентов учебниками, выпускаемыми необходимым тиражом, но и решать другие полиграфические задачи. Раз в семестр издаются "конспекционные тетради ", где изложены основные идеи лекций. При желании студент может дополнить их нужной ему информацией. Кроме того, линия Book Factory компании Xerox позволяет СПбГПУ издавать университетский журнал "Научно-технические ведомости ".

В настоящее время типография университета уже выпускает более 600 наименований полноценной полиграфической продукции в год: с цветными иллюстрациями, с печатью переменных данных, в твердой обложке. На печать одной книги требуется совсем немного времени - всего около четверти часа, поэтому СПбГПУ успевает обеспечить необходимой литературой все преподаваемые в университете дисциплины. Каждый студент может воспользоваться оцифрованной библиотекой, а при не обходимости заказать печать нужной литературы и учебных материалов - таким образом, в университете освобождается площадь, которую раньше занимали быстро устаревающие издания. Неизменной популярностью среди студенческой аудитории пользуется "печать по требованию ": благодаря новейшим технологиям Xerox можно заказать книги, которых нет в университете, а на следующий день получить уже готовую печатную продукцию.

Таким образом, в рамках инновационной программы в университете не только формируется научно-образовательная, лабораторная и методологическая основа, но и реализуется целостная система поддержки модернизированного образовательного процесса. А создаваемый в СПбГПУ типографский учебно-производственный комплекс является одним из базовых ее элементов. Санкт-Петербургский государственный политехнический университет демонстрирует один из примеров успешной реализации государственной инновационной программы. Практический опыт сочетания новейших технологий с вековыми научными традициями позволяет предполагать, что ценностная переориентация университетов на изменение модели преподавания уже произошла, дело теперь за ее техническим обеспечением.

Все публикации