ГлавнаяПресс-ЦентрПубликации

Интервью с заместителем генерального директора ОАО «Челябэнергосбыт» Андреем Красиковым

Прибыльность и собираемость платежей в энергосбытовых компаниях

1) Андрей Васильевич, насколько высок уровень конкуренции в энергосбытовом секторе на территории Челябинской области?

Челябинская область — это промышленный регион, где интерес ко всем группам потребителей со стороны энергосбытовых компаний достаточно высок. На сегодняшний день в области восемь сбытовых структур, три имеют статус гарантирующего поставщика первого уровня и одна — второго. Поэтому конкуренцию в регионе можно оценить как серьезную.

Десять лет назад наше предприятие обслуживало всю область, однако с развитием конкурентной среды, ситуация изменилась. Впрочем, и сейчас нам принадлежит 52 % рынка. В связи с чем Челябэнергосбыт — компания, работающая напрямую с потребителями электрической энергии — первостепенное значение придает качеству предоставляемых услуг и эффективности.

2) Как сейчас в ОАО «Челябэнергосбыт» организована работа с населением и промышленными предприятиями?

Статус гарантирующего поставщика обязывает к тому, чтобы наша деятельность носила публичный характер, предполагающий прозрачность ценообразования, доступность электроэнергии, как товара при строгом соблюдении договорных сроков и повышенной ответственности в исполнении обязательств по объемам поставки.

Кроме того, публичность компании означает и ее открытость перед бизнес-сообществом и потребителями. Так, на нашем сайте (www.esbt74.ru) можно узнать последние новости, ознакомиться с нормативной базой, правилами оптового и розничного рынков, через интернет-приемную задать вопросы и получить квалифицированные ответы и консультации наших специалистов.

3) Проводятся ли в компании какие-либо мероприятия по увеличению собираемости платежей?

На 1 января 2008 г. заключено более 30 тысяч договоров с потребителями — юридическими лицами. Для своевременной оплаты наша компания одной из первых заключила договор с компанией «Борлас» по разработке и внедрению биллинговой системы, позволяющей в кратчайшие сроки произвести начисления и сформировать платежные документы в нашем центре биллинговой печати.

Сегодня в Челябинске и области мы используем квитанции нового образца вместо расчетной книжки. В извещении указана сумма, рассчитанная на основе среднемесячного потребления электроэнергии по данному лицевому счету, для чего один раз в полгода контролер снимает показания счетчика. Как показывает практика, использование персонализированного счета, доставляемого абоненту, кардинально сокращает количество ошибок, а значит минимизирует объем работы (уточнений, исправлений) операторов и ускоряет получение платежа. Замечу, что рассылка персонализированных, готовых к оплате счетов сегодня используется повсеместно от ЖКХ до операторов связи.

Разумеется, абонент также вправе вносить деньги в соответствии с ежемесячными фактическими значениями своего электросчетчика. Уточнить сумму долга можно в районном расчетно-информационном центре. Оплату электроэнергии можно также произвести без квитанции в кассах банков,  районных расчетно-информационных центрах ОАО «Челябэнергосбыт» или через интернет.

4) Какими побудительными мотивами руководствовалась компания при создании центра биллинговой печати?

Основной мотив, побудивший нас создать собственный центр биллинговой печати – это сокращение издержек и сроков.Прежде выпуск платежных документов мы передавали в Управление федеральной почтовой связи (УФПС) Челябинской области. Но стоимость, качество и сроки перестали нас устраивать. Так, по новым правилам работы, мы должны до десятого числа каждого месяца обеспечить абонентов платежными документами, а в УФПС к этому сроку зачастую не готовы были даже опытные образцы. Это создавало «цепную реакцию»: появлялся кассовый разрыв, обусловленный неспособностью потребителей своевременно оплачивать квитанции, что в свою очередь вынуждало нас прибегать к заемным средствам для выполнения договорных обязательств по оплате приобретенной энергии. Кроме того, монопольное положение Почты России в регионе приводило к регулярному, не всегда, с нашей точки зрения, обоснованному повышению стоимости услуг. Высокие тарифы на печать и сложности с размещением на квитанциях дополнительной информации для абонентов также оказались факторами, повлиявшими на наше решение.

5) Почему Вы остановили свой выбор именно на компании «Xerox»?

Нам требовался бренд с разветвленной сетью представительств и партнеров по всей России. Поставщик должен был предоставить и обслуживать именно комплексное решение, формирующее платежный документ. Более того, нас интересовал поставщик, реализовавший ряд аналогичных проектов в России у крупных заказчиков.

Компания «Xerox» удовлетворяла всем этим условиям. Многочисленные внедрения биллинговых систем печати и конвертования - от небольших предприятий ЖКХ до крупнейших телеком-операторов, а также уникального в России проекта Пенфонда убедили нас в опыте и профессионализме поставщика. Существенную роль сыграли полная сервисная и аналитическая поддержка, выстроенная конкретно для нас в нашем регионе, наличие сервисного контракта, где четко прописаны сроки реагирования и устранения неисправностей. Порадовала активная поддержка поставщиком по вопросам интеграции и налаживания рабочих процессов.

Важным для нас была надежность оборудования, простота работы и низкая стоимость печатного оттиска. В целом отмечу, что выбор компании Xerox в качестве поставщика решения был совершенно правильным решением.

6) C какими особенностями, специфическими задачи довелось столкнуться в процессе реализации проекта?

На первом этапе для обеспечения квитанциями только городских абонентов нам оказалось достаточно двух недель и двух небольших систем печати. Аппетит, однако, приходит во время еды: постепенно мы охватили и область, а сроки печати сократили до пяти-шести дней. Дополнительно стали печатать документы и для юридических лиц, а также рекламу на обратной стороне квитанций. Для выросшего втрое объема документов нам потребовалась более мощная система, а новые проекты обратили наше внимание на полноцветную печать. Дело в том, что мы стали получать предложения по сбыту тепла и воды в других городах области. А как просто и эффективно информировать людей о нас и нашем предложении? Цветное, яркое обращение, на наш взгляд, наиболее понятный и доступный способ диалога с населением. Обратную связь от граждан мы получаем по телефону и через наш сайт.

В ближайшее время мы планируем заменить «отработавшие свое» две первые монохромные системы на одну систему с цветовыделением DT 128 HLC. При почти такой же стоимости отпечатка, система вдвое мощнее и главное, дает возможность выделять цветом сумму задолженности, сроки оплаты, важные сообщения для абонентов. Подобные документы не только подчеркивают имидж компании, но помогают потребителям «выхватывать» ключевые фразы как рекламного, так и платежного обращения, усиливая эмоциональный эффект.

Достижение максимальной скорости и гибкости при размещении дополнительной информации на квитанциях, в том числе рекламы, возможно, если использовать приложение VIPP — специальное ИТ-решение для печати переменных данных. Создается шаблон платежного документа, в котором кроме постоянной информации указаны поля для переменных данных. Из биллинговой системы посылается только поток переменных данных, который «на лету» формирует платежный документ в контроллере принтера. Переменные данные могут представлять текст, цифры, фотографии, элементы оформления. При желании реклама на обороте может быть персональной – для жителей одного района об открытии нового магазина, для другого – о часах работы универмага.

7) Каким образом можно оценить экономический эффект от внедрения проекта?

Расходы на первом этапе оправдали себя, по сравнению со стоимостью печати в УФПС, менее чем за год. Столько же времени потребовалось, чтобы покрыть затраты на приобретение Xerox DP100 под новые объемы. Следует учитывать и выигрыш от более раннего поступления абонентских платежей. Сейчас население получает квитанции аккуратно до первого числа каждого месяца, и оплачивает большей частью до 15 числа. Плюс ко всему, на обратной стороне квитанций мы печатаем рекламу — дополнительный источник дохода. Взяв на себя печать, мы оптимизируем и доставку квитанций – если управляющая компания готова предложить меньшую, чем почта, стоимость доставки своим жителям, то она и получит контракт. Рынок есть рынок.

Имидж стабильной компании приносит и новые предложения. Как я говорил ранее, муниципалитеты понимают, что создание инфраструктуры снабжения граждан тепловыми, водными ресурсами требует времени, значительных вложений и грамотных специалистов. Зачастую лучше обратиться к известному сбытовому поставщику с обширным опытом работы в этой области. Так мы постепенно расширяем сферу своей деятельности на сбыт других ресурсов предприятиям и населению.

8)Какова динамика роста клиентской базы после начала работы центра биллинговой печати?

За три года эксплуатации центра количество абонентов возросло с 156 тысяч, до 1 миллиона 108 тысяч лицевых счетов в 2008-м. Замечу, что количество абонентов более-менее стабильно и такой рост означает, что компания уже рыночными методами возвращает себе долю рынка. Мы надеемся, что в течение ближайших 5 лет потерянный нами сегмент рынка при переходе от монопольного сбыта 10 лет назад к современным рыночным условиям мы сможем вернуть или максимально приблизиться к заветному уровню...

9) Как организована в ОАО «Челябэнергосбыт» работа с неплательщиками?

Сегодня уже нет таких острых проблем по долгам, как раньше. Собираемость платежей по электроэнергии сегодня на уровне 100 %. Тем не менее мы продолжаем работу с отдельными неплательщиками, добиваясь платежной дисциплины от всех потребителей. Проблемных промышленных потребителей, а их немного, мы держим на контроле, постоянно встречаемся, их количество неуклонно снижается. При областной администрации создан постоянно действующий штаб по тепло- и электроснабжению, при губернаторе Челябинской области функционирует совет по координации работы с проблемными организациями.

10) Расскажите, пожалуйста, о совместном проекте ОАО «Челябэнергосбыт» и ОАО «Челябэнерго» по измерению и сбору данных, реализованному в поселке Канзафарова?

Компания внимательно следит за техническими новинками, позволяющими исключить спорные моменты c нашими клиентами.

Внутри каждого счетчика АСКУЭ установлен радиомодем, по которому передаются данные. Контролеру не нужно заходить в дома, достаточно пройти по улице со специальным считывающим устройством и информация будет ретранслирована на центральный компьютер. Удобно всем: мы не беспокоим жильцов, они в любой момент могут сверить полученные квитанции с измерениями своего счетчика.

В перспективе показания счетчиков будут сниматься вообще без участия человека. Система сможет передавать информацию на центральный пункт через концентратор, который устанавливается, к примеру, на одном из столбов в центре поселка.

В отличие от старых приборов учета, которые стояли у жителей Канзафарова, новые счетчики настроены на двухтарифный режим. В деревне, где обычно люди встают ни свет ни заря, экономия от использования двухтарифных счетчиков выходит приличная.

Затраты на монтаж нового оборудования и покупку программного обеспечения составили для Челябэнергосбыта сумму порядка одного миллиона рублей. Жители не платили ни копейки.

В дальнейшем мы планируем устанавливать такую систему в других проблемных (в плане учета энергии) населенных пунктах. В первую очередь, это касается новых коттеджных поселков, где зачастую электроэнергия с помощью различных самодельных приспособлений незаконно расхищается.

11) Каковы перспективы агентской деятельности компании по продаже тепловой энергии?

Данный вид деятельности знаком персоналу Челябэнергосбыта еще со времени работы на предприятии «Энергосбыт», которое входило в состав ОАО «Челябэнерго» и снабжало потребителей тепловой энергией. Отдав функции продажи тепловой энергии в руки профессиональной сбытовой организации, генераторы могут сосредоточить свои усилия на поддержании качественного уровня выработки тепловой энергии и надежности услуг горячего водоснабжения. Иными словами, схема продажи тепловой энергии энергосбытовой компанией имеет важное преимущество перед созданием доморощенных структур на генерирующих предприятиях — наличие многолетнего опыта работы по сбыту энергии потребителям.

Все публикации