ГлавнаяПресс-ЦентрПубликации

Рынок "книг по запросу" завис над пропастью

В Москве, в 75 павильоне ВВЦ, прошла 23-я Московская международная книжная выставка-ярмарка, собравшая на площади более 30 000 кв. м. издателей из 56 стран мира. Книжная отрасль пострадала от кризиса, но, по всей видимости, пережила его. По данным Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, в первом полугодии текущего года в России издано около 60 000 наименований книг, что на 4,5 % меньше аналогичного периода прошлого года. Суммарный тираж составил 307 млн экз., - на 17 % меньше, чем в прошлом году. Снижение суммарного тиража в основном произошло за счет многотиражных изданий, напротив, количество книг, издаваемых тиражами до 500 и до 1000 экземпляров, возросло.

Усилившаяся конкуренция заставляет издателей искать новые формы привлечения читателей, и восполнять падение тиражей широким ассортиментом. Ассортимент представленных изданий впечатлил, по данным администрации на выставке было представлено более 200 тыс. наименований издательской продукции.

Уже во второй раз в рамках выставки проходила выставка-конференция «Книгобайт», посвященная электронному книгоизданию и печати книг по требованию. В экспозиции «Книгабайта» были представлены электронные устройства для чтения книг, новые издательские проекты, государственные и коммерческие электронные библиотеки, а также, инновационное решение Xerox BookSerf – веб-ориентированная информационная система для автоматизации технологических и бизнес-процессов печати книг по требованию.

По словам организатора выставки-конференции, Андрея Гельмиза, задача «Книгабайта», - создание единого коммуникационного пространства для игроков рынка электронного книгоиздания - издателей, правообладатели, дистрибьюторов, инвесторов и контент-провайдеров.

В экспозиции электронных устройств для чтения выделялся ридер Ozon Galaxy, разработанный и представленный интернет-магазином Ozon и компанией МТС. В Galaxy установлена SIM-карта МТС, позволяющая покупать на сайте Ozon.ru электронные книги, и скачивать их не оплачивая трафик. На данный момент в ассортименте более 25 000 книг на русском языке, стоимостью в среднем 50 рублей.

Однако, электронные книги не могут пока заменить настоящие бумажные издательства, и у энтузиастов полиграфии ищут свое место на новом рынке. Организованная при поддержке компании Xerox конференция 2 сентября была посвящена цифровой печати книг и развитию новой модели книжной дистрибуции. Выступившие на конференции руководители издательств и типографий рассказали о своих достижениях и неудачах на новом поприще. Михаил Воробьев, руководитель типографии НексПринт, с завидным оптимизмом настоящего поклонника своего дела поведал об опыте типографии по выпуску элитных дорогих изданий в твердом переплете. Тиражи таких книг не превышают 3 штук, а цены исчисляются десятками тысяч рублей. По словам Воробьева, издательство и типография работают в тесной связке, и разделить их вклад в стоимость конечного продукта сложно.

Выступивший далее директор санкт-петербургского полиграфического холдинга «Любавич», Максим Румянцев, был не столь оптимистичен, хотя и расшевелил аудиторию рассказом о своих мытарствах. Цифровое подразделение типографии «Любавич» специализируется на выпуске недорогих книг по требованию, и ориентируется на начинающих писателей, литературные сообщества, и других заказчиков, желающих недорого издать труды собственного сочинения. По словам Румянцева, ожидаемый всплеск интереса к этим услугам все никак не начнется, и на данный момент, цифровое подразделение убыточно, и существует за счет его личного энтузиазма.

В теории, основными потребителями услуги должны стать книжные издательства. В условиях высоких рисков и сокращения издержек, они должны перейти к сложной схеме производства книги. Первая партия издается коротким «цифровым» тиражом для оценки спроса. В случае успеха, основной тираж печатается по традиционной офсетной технологии. И, наконец, после распродажи основного тиража, падающий спрос удовлетворяется допечаткой ровно необходимого количества экземпляров.

Однако, на деле издатели пока не спешат пользоваться преимуществами печати по требованию, ссылаясь на высокую цену цифровой печати.

Раиса Неяглова-Колосова, руководитель интернет-издательства «Вебов и Книгин», рассказала о двух новых проектах: «Самиздал», с помощью которого любой желающий может, не выходя из дома издать настоящую книгу, и «Book4baby», позволяющий каждому ребенку стать героем популярной детской книжки. Техническая реализация проектов стала возможной благодаря решениям компании Xerox, обладающей успешным опытом работы в данной сфере.

По словам Неягловой-Колосовой, несмотря на новизну, сайты проектов уже имеют хорошую посещаемость, а среднее количество заказов в день приближается к 10 при средней цене книжки около 1700 рублей. Попутно с детскими книжками издательство предлагает родителям персонализированные календари с фотографиями ребенка или детскими рисунками.

У присутствовавших возникли вопросы по обеспечению охраны авторских прав в проекте «Самиздал». Российское законодательство однозначно запрещает тиражирование текстов и изображений без согласия автора, а существующая практика применения закона позволяет назначить штраф, способный поставить крест на деятельности даже крупного и богатого издательства. В издательстве «Вебов и Книгин» проблему решили с помощью публичной оферты, но есть мнение, что при разбирательстве, суд может признать вину издательства наравне с заказчиком.

Последние годы ознаменовались несколькими более и менее резонансными судебными делами о защите авторских прав, среди которых – иск издательства «Терра» к «АСТ» на 1,72 млрд. руб. По мнению участников дискуссии, существующее российское законодательство в области авторского права делает бизнес печати книг по требованию очень рискованным. Даже одна иллюстрация или фрагмент школьного сочинения могут стать причиной серьезного штрафа. Новые проекты «Вебов и Книгин» основаны на технологии «печать по требованию», которая уже несколько лет широко применяется в книгоиздании Европы и США, а с недавних пор начинает набирать популярность и в нашей стране. Она позволяет издавать книги тиражом от 1 экземпляра без увеличения их стоимости и таким образом дает новые возможности для развития всем участникам процесса производства книг: авторам, издательствам, типографиям, продавцам и конечным потребителям, которые при желании могут приобрести необходимый экземпляр книги в любое время и в любом месте. Несколько кликов мышкой, и книга отправлена в производство: нужно лишь зарегистрироваться на сайте и выбрать необходимые параметры: тираж (от 1 штуки), обложку, способ доставки и оплаты.

Производственной базой для «Вебов и Книгин» служит цифровая типография «Аскон», оснащённая полноцветными и монохромными промышленными машинами Xerox iGen4, DocuColor 8000, Nuvera 100, Nuvera 144, а также программными продуктами для автоматизации производства и приёма заказов из семейства Xerox FreeFlow. Эти решения Xerox уже зарекомендовали себя у профессионалов полиграфического рынка и фактически являются стандартом качества для первоклассной оперативной печати. П

Продукт-менеджер Xerox, Дмитрий Мокин рассказал о возможностях системы автоматизации процессов издания книг «по требованию» BookSurf. Суть понятия «книга по требованию» в том, что она должна быть оплачена заказчиком до начала цикла производства. При этом, основная сложность состоит в распределении прав и полномочий между правообладателем, интернет-магазином и типографией, и именно ее решает система BookSurf. Система может быть установлена любой из трех сторон, участвующих в бизнес-процессе, а также четвертой – независимым провайдером.

В функционал системы входят:

- Размещение описаний (учетных карточек) изданий в системе и обеспечение доступа к ним покупателей.

- Определение суммы гонорара правообладателя.

- Размещение электронного контента в защищенном хранилище. Проверка макетов на соответствие техническим требованиям. Обеспечение санкционированного доступа типографии к макету.

- Получение в реальном времени информации и размещенных и выполненных заказах для учета авторских гонораров.

- Взаимодействие типографий с интернет-магазинами. Обмен информацией о статусе заказов и доступных для производства книгах и ценах.

- Определение прав пользователей системы.

- Контроль целостности каталога и контента.

В качестве хранилища образов книг используется система Xerox DocuShare. Инсталляций в России пока нет, и компания Xerox готова предоставить первопроходцам самые выгодняе условия.

Для иллюстрации преимуществ печати по требованию в зоне «Книгобайта» работала настоящая типография Print-on-demand, организованная компанией Xerox. На виртуальной витрине проекта разместились книги издательств «Время», «Текст», «ЕMERGENCY EXIT», тиражи которых давно распроданы. Выбранные посетителями книги печатались и переплетались на месте в течение 15 минут. Ориентировочная розничная цена таких книг не должна превышать 300 рублей.

www.print-forum.ru

Все публикации