ГлавнаяПресс-ЦентрПубликации

МОНОНОХРОМНАЯ ЦМП В ДЕЙСТВИИ: XEROX NUVERA

Скачать статью в pdf

Тестовая вкладка в этом номере «Курсива» иллюстрирует возможности черно-белой, точнее — монохромной, печати семейства современных цифровых устройств Xerox Nuvera. Подробное описание машин этой марки можно найти в статье на с. 20, здесь мы не будем перечислять модели машин и их технические характеристики. В качестве тестируемой модели выступала новая машина Xerox Nuvera 144 ЕА (рис. 1), установленная около трех месяцев назад в московской типографии «Вишневый пирог» (CherryPie). Машина относится к последнему поколению устройств Nuvera, так называемому «Model 3», появившемуся в конце 2009 г. и имеющему некоторые конструктивные усовершенствования сравнительно с предыдущими моделями. Но поскольку такие базовые характеристики, как тип тонера, разрешение печати и разрешение растрирования, являются общими для всех представителей линейки Nuvera ЕА выпускаемых с 2007 г., качество отпечатка на них не должно заметно отличаться. Таким образом, отпечаток, который читатель может видеть в этом номере журнала, можно рассматривать как иллюстрацию возможностей всего семейства машин.

Наш тест
Признаемся, что в предыдущие годы мы несколько игнорировали при тестировании монохромные ЦПМ, предпочитая им цифровые машины общего назначения с возможностями полноцветной печати. Последние черно-белые устройства, которые мы тестировали, относились к классу настольных лазерных принтеров, и проводились такие тестирования около 10 лет назад. По этой причине макет вкладки и набор тестовых элементов в этом номере нам пришлось фактически создавать «с нуля», руководствуясь общими соображениями, что ничего кроме разрешения печати и растрирования, качества прорисовки тонких линий или мелких деталей изображения, а также равномерности воспроизведения полутоновых плашек и заливок у монохромного устройства мы проверить не можем.

Поэтому все тесты на вкладке условно можно разделить на два типа:
1. Тесты проверки разрешения и воспроизведения мелких элементов: №№1, 2, 3, 4, 8, 12 и 13. Из них в пояснении нуждается разве что тесты № 3 и №13. Тест №3 — определение разрешения растрирования и печати, которое определяется минимальным радиусом, на котором на отпечатке можно рассмотреть какие-либо элементы с градацией черного, отличной от максимальной. Мы использовали такой тест и раньше при тестировании цифровых устройств. Тест № 13 — репродукция полутонового изображения — гравюры. Это изображение отсканировано с разрешением 400 dpi и содержит множество мелких полутоновых деталей и штрихов размером 2-3 пикселей.
2. Тесты проверки равномерности плашек и градиентов: №№5, 6, 7, 9,10 и 11. Эти тесты представляют собой либо заливки и процентные шкалы, либо растровые изображения, на которых присутствуют объекты со сравнительно однородным заполнением или фоном. Каждый из тестов-градиентов (Ш№§, 6, 7) имеет дополнительную часть из дискретной шкалы с процентом растра соответствующем среднему значению данной области градиента. Кроме того, еще одним тестовым объектом выступает окружающий цвет фона на вкладке, имеющий заполнение 25% растра

Печать
Печать теста прошла без неожиданностей, с минимальной подготовкой — после проверки статуса расходных материалов в контроллере ЦПМ вал фьюзера был заменен на новый, поскольку имевшийся уже успел отработать свой номинальный ресурс (несмотря на новизну, машина за три месяца отпечатала 1,5 млн отт., исчисляемых в А4). Печать двусторонней вкладки тиражом 5 тыс. экз. заняла около 3,5 часов со стабильной скорость 24-25 двусторонних листов формата SRA3 в минуту. «Крейсерская» скорость печати в 144 стр./мин. на Nuvera 144 ЕА возможна только при печати на бумаге формата А4 (или меньше), на больших форматах она снижается пропорционально числу изображений страницы, которые можно уместить по длине светочувствительного ремня-ленты, использующегося в устройстве. Учитывая, что поле с изображением на нашей вкладке имело длину всего 380 мм, можно было бы подрезать бумагу, чтобы по длине она была 432 мм (или меньше), чем увеличить скорость печати до 36 листов в минуту и сэкономить себе больше часа работы. Но типографии не был предварительно показан макет, поэтому для тиража была подготовлена бумага формата SRA3 (450x320 мм).

Машины Nuvera имеют разрешение печати 600x4800 dpi с несколькими вариантами разрешений растрирования (1200x1200 dpi, 600x1200 dpi и 600x600 dpi) и линиатур (85,106,125,134 и 156 Lpi) на выбор в RIP-контроллере. Первая сторона вкладки отпечатана с максимальными возможными разрешением растрирования и линиатурой (1200x1200 dpi и 156 lpi). Вторая сторона для сравнения — с меньшими значениями — на 600x600 dpi и 125 lpi.

Результаты
Отпечаток обеих сторон вкладки получился очень качественным без видимых дефектов. Сплошные черные и полутоновые плашки не имеют каких-либо артефактов нарушения равномерности (пятен, полос, фантомных изображений и т.д.). При этом использовалась обычная матовая мелованная бумага, применяющаяся для офсетной печати, а не специально подготовленный или «одобренный производителем» сорт для электрографической печати.

Тесты определения разрешения (№№1,2,3) позволяют сделать вывод, что минимальная толщина тонких линий воспроизводимых при разрешении растрирования 1200x1200 dpi составляет 40-50 мкм, и 70-80 мкм при разрешении 600x600 dpi. По этим тестам и тесту №3 можно судить, что разрешение растрирования и печати устройства со- ответствует заявленным. Возможно, если бы машина обладала не только разрешением растрирования 1200x1200 dpi, но и таким же разрешением печати, в тесте №3 на первой стороне просматривалось бы больше деталей в радиусе 900 dpi и меньше. В любом случае, использование разрешения растрирования 1200x1200 dpi оправданно и позволяет воспроизвести больше деталей, даже при меньшем разрешении печати. По тестам №№2,3 можно определить, что машина имеет разное разрешение в различных направлениях (предположительно, большее (4800 dpi) по направлению движения листа, а меньшее (600 dpi) — в поперечном).

Мелкие шрифты теста №4 отработались примерно одинаково на обеих сторонах вкладки — прямой шрифт при разрешении 1200x1200 dpi хорошо просматривается начиная с минимальных 2 пт, при разрешении 600x600 dpi — с 3 пт. Шрифт с засечками и декоративный шрифт при разрешении 600x600 dpi выглядят грубее, но читаются лучше. На гравюре теста №13 второй стороны вкладки можно наблюдать небольшой муар, вызванный тем, что детализация линий фона превышает возможности линиатуры растрирования 125 Lpi. На первой стороне (156 Lpi) муар-эффекты фактически не заметны. При подготовки теста мы рассматривали несколько возможных вариантов изображения-гравюры — как полутоновых изображений, получающихся в результате сканирования иллюстраций XIX столетия с большим количеством мельчайших деталей, так и штриховых — более грубых гравюр XVI—XVII вв. При печати классических изображений второго типа ли-ниатура растрирования мало сказывалась на отпечатке и муара не возникало. Тем не менее, для лучшей иллюстрации возможностей растрирования устройства было решено использовать полутоновое изображение гравюры (работы шотландского художника Вилльяма Миллера, 1832 г). На рис. 2 показано то же изображение (отпечатанное офсетным способом с высоколиниатурным гибридным растром). Как можно предположить, на других растровых изображениях (№№10,11 и 12) мелкие детали также более качественно воспроизводятся при более высоком разрешении и линиатуре растрирования.

Воспроизводимый диапазон полутонов для обеих сторон вкладки составляет возможный максимум — от 1 до 99%. На рис. 3 показан график растискивания при печати, построенный по измерениям полей шкалы №6. Как видно, при 50% оно составляет 12-13% для обеих сторон вкладки, что соответствует параметру для качественной офсетной печати (а вовсе не «чернухе», как принято обзывать не самую качественную черно-белую офсетную продукцию). На второй стороне при растрировании с линиатурой 125 Ipi точки растра лучше заметны невооруженным глазом, можно даже видеть некоторую «ступенчатость» на градиентных переходах в светах и полутонах, что вызвано использованием более грубого растра с суперячейкой. С другой стороны, точки в светах в этом случае лучше заметны. Таким образом, для получения отпечатка наилучшего качества на ЦПМ Xerox Nuvera лучше использовать максимально возможную из комбинаций разрешения и линиатуры и растрирования — 1200x1200 dpi и 156 Ipi. Меньшие значения имеет смысл использовать только при работах огромного размера (для ускорения процесса растрирования и экономии места на жестком диске контроллера) или для уменьшения зависимости от типа бумаги в случае, если при линиатуре в 156 Ipi на рыхлой бумаге полутоновый фон получается неравномерным или плохо пропечатываются мелкие точки в светах.

Заключение
Судя по полученному результату, отпечаток с современной монохромной ЦПМ по характеристикам получился близким к высококачественному офсетному оттиску. Машины Xerox Nuvera действительно отличаются не только высокой скоростью печати книжной и транзак-ционной продукции, но и отличным качеством изображения, пригодным для печати художественной черно-белой продукции и чертежей, схем с мелкими линиями и элементами. Типографии и издательства могут использовать подобную технику для печати небольших тиражей (до нескольких тысяч экземпляров) высококачественных книг или для печати транспромо-продукции, где рекламная составляющая не требует использования цвета.

В итоге наш «монохромный тест» оказался интереснее, чем ожидалось. Учитывая растущий интерес к печати книг цифровым способом, подобные эксперименты имеют смысл и в дальнейшем. Возможно, мы вернемся к тестированию монохромных ЦПМ в следующих номерах.

Все публикации