ГлавнаяПресс-ЦентрПубликации

По горячим следам — самые яркие впечатления с Ipex-2010

Скачать статью в pdf

Игорь Терентьев

Был, есть и будет

Так получилось, что для меня этот Ipex был первым. Поэтому всё было внове, но общее впчатление — очень благоприятное. В чём-то даже, несмотря на заметно меньший масштаб, лучше Drupa. Может быть, причина именно в более обозримом масштабе? Выставка чётко выстроена, павильоны расположены полумесяцем, по цепочке, в соответствии с техпроцесом — препресс, печать, послепечать. Расстояние между самыми отдалёнными точками не првышает 10-12 минут ходьбы. С удивлением узнал о 130-летней истории Ipex — это уже 25-я, юбилейная. Начиналась она в 1880 г. в Лондоне. Судя по афишам в ретроспективной статье, в Бирмингем выставка перекочевала в 1988 г. Но вернёмся в наши дни…

Организаторам удалось практически полностью распродать все площади примерно 1000 компаний из 40 стран — хороший знак для печатной индустрии. За день до окончания сообщили о 50 000 посетителей, к которым можно добавить ещё 20 000, проходивших по категории представителей экспонентов — ведь бизнес не менее успешно делается и между экспо нентами. Заметен рост посетителей из-за границы — 48%, что на 6% выше показателя прошлой выставки.

Справедливости ради, с Ipex-2006 нужно сравнить и другие показатели. Экспонентов тогда было чуть больше — 1174. Но это ожидаемо — в отрасли происходит консолидация. А посетителей практически столько же — 52 000. В условиях, когда экономику по прежнему лихорадит, а природные катаклизмы добавляют экстрима, устроители вряд ли надеялись на более благоприятный исход.

Среди нововведений Ipex-2010 — конкурс Champions in Print. Его идея — отдать должное наиболее уважаемым людям отрасли, сделавшим для неё что-то действительно важное и эпохальное. Он проходил целый год, а итоги подвели на самой выставке. Первыми победителями стали: Бенни Ланда, Фрэнк Романо, Боб Гаврон, Джон Кросфилд, Майк Гордон (RR Donneley), Джон Уорнок, Чарльз Гешке, Дэн Гелбарт. Призы за трёх последних приняли представители Adobe и Kodak. Полный список победителей будет объявлен позже.

21 мая организаторы назвали президента Ipex-2014. В какой-то степени эта должность — аналог свадебного генерала. Вряд ли он серьёзно вовлечён в организационные и технические вопросы. Но является лицом выставки и должен обладать определённой харизмой. Президентом Ipex-2010 был Джордж Кларк — директор Heidelberg UK. Похоже, он стал последним президентом, представляющим производителя традиционной офсетной полиграфической техники. Настали другие времена — на выставке правит бал «цифра». Поэтому выбор у организаторов был очень непростым. Сразу несколько компаний претендуют на лидерство, каждая предъявляет собственные аргументы (обычно выбирая сектора, где они действительно лидеры). Тут уже не померяешь по объёму продаж — уж больно диверсифированные у компаний портфели решений. Как из них вычленить то, что ориентировано на полиграфию? По размеру стенда на этот раз лидировала HP. Но есть ещё ряд игроков — Xerox, Canon, Ricoh, Kodak, Konica-Minolta, Screen, Fujifilm. Все хотят и стремятся, ставят себе высокие цели… Что ж, как ни тяжёл был выбор, он сделан.

Прямая и явная угроза?

Три цветные струйные ЦПМ, печатающие на мелованной бумаге, — явный вызов их создателей рынку офсетной печати. Kodak, Fujifilm и Screen позиционируют свои решения для печати привычной полиграфической продукции с офсетным качеством (книг, журналов, плакатов и т. п.), не делая особого упора на цифровую специфику, типа переменных данных. Все три решения — разные, хотя на первый взгляд машины от Fujifilm и Screen кажутся близнецами. Но рулонный Kodak Prosper 5000XL стоит особняком. ЦПМ построена на базе уникальной технологии с непрерывным истечением чернил Stream. Обеспечивает скорость до 200 м/мин, на выставке демонстрировалась с шириной рулона 648 мм (ширина печати до 622 мм). То есть с учётом схемы 4+4 способна выдавать за минуту 248,8 м2 запечатанных изображений или до 3600 полос А4. Без компромиссов по качеству, с линиатурой до 175 lpi, на бумаге 30–300 г/м2, мелованной или немелованной, глянцевой или матовой.

В Kodak обещают ни много ни мало — революцию в печати. Первые Prosper 5000XL уже установлены в типографиях заказчика. При базовой цене от 4 млн евро за штуку уже получены сотни заказов. Генеральный директор Антонио Перес признал, что компания не сможет поставить такое количество машин в этом году. Хотя создатели обещают, что решение будет иметь привлекательную экономику, стоимость расходных материалов пока окутана тайной. Выясняются и другие нюансы. Хотя теоретически 5000XL заявлена как универсальная, Kodak сотрудничает с десятком производителей бумаги, которые создают продукты специально для Prosper. Заявлена также специальная In-line Optimization Station, которая будет наносить покрытие на бумагу офсетную и выпускаемую сейчас для струйной печати. Две листовые ЦПМ формата B2, как и их прототипы на Drupa-2008, снова разделяли какие-то десятки метров. Похоже, в Screen и Fujifilm тщательно следят друг за другом. А может, даже координируют?.. Как бы там ни было, почти все желающие получили отпечатки со Screen TruePress Jet SX и Fujifilm Jet Press 720. Правда, в первом случае это должен был одобрить ваш реги ональный менеджер от Screen — и вы получали два заранее подготовленных двусторонних отпечатка на глянцевой и матовой меловке. Думаю, для 99% приложений в офсетной печати этого качества было бы вполне достаточно. Что касается Fujifilm, то там образцы выдавали прямо после сеансов демонстрационной печати — меняя на вашу визитку. Хотелось бы написать, что и там всё было хорошо, но на образцах, полученных с интервалом в два дня, в глубоких тенях одних и тех же мест был заметен дефект, в обиходе именуемый «полошение». Впрочем, обе машины всё ещё официально не поступили в продажу. Можно не сомневаться, что на серийных аппаратах подобные проблемы решат. По-другому в Японии бизнес не мыслят.

Хотя цены на машины объявлены — около 1 млн евро за Jet Press 720 (так ответили на пресс- конференции 17 мая, но, по нашим данным, цена будет существенно выше) и 1,25 млн евро за TruePress Jet SX (цена английского предста- вительства Screen), на ключевой вопрос о стоимости чернил ответа пока нет. Главная идея обеих машин — более эффективная печать коротких тиражей в традиционных офсетных типографиях, а также цифровых, которым не хватает мощностей и возможности работы с форматом B2.

Бэби-бум

Это не новость — подобное случалось и раньше, но на выставке действительно были представлены более доступные варианты высокопроизводительных ЦПМ. Своеобразные «дети» hi-end-решений. То есть вместо обычного развития «вверх» (быстрее, шире, дороже) производители пошли по пути создания более доступных ЦПМ (особенно актуально при нынешних сложностях финансирования), рассчитанных на более широкий круг заказчиков. Кто-то отталкивался от уже обкатанных на высокопроизводительных моделях технологий, кто-то разрабатывал новые конструкции, занимающие ниши «под» hi-end-машинами.

Два ярких примера «бэби-бума» — упомянутые ЦПМ Xerox Color 800/1000 и цветная струйная рулонная ЦПМ HP T200 Color Inkjet Web Press.

Новые ЦПМ Xerox созданы на основе одного печатающего механизма подразделением Fuji-Xerox и заняли нишу между Xerox 8002 и iGen. Скорость соответственно до 80 и 100 стр./мин в цвете. Изюминка новых машин — пятый красочный модуль, в котором наносится прозрачный тонер. Можно было предположить, что общий печатающий механизм позволяет легко модернизировать машины, превращая модель 800 в 1000. Я задал этот вопрос вице-президенту Xerox (маркетинг промышленных продуктов и программного обеспечения) Трейси Йеленчич. Она ответила: «Машины Color 800/1000 очень хорошо встречены рынком. Мы ожидаем, что примерно 80% покупателей будут использовать 5-ю секцию для печати прозрачным тонером. Те, кто не купил эту опцию сразу, могут модернизировать машину на своей площадке в любое время. В перспективе возможен выпуск и других типов тонеров… Модернизация модели 800 в 1000 для повышения скорости не предусмотрена. Как вариант для заказчиков будет возможен trade-in младшей модели на старшую».

HP T200 Color Inkjet Web Press стала вторым продуктом организованного в 2008 г. накануне Drupa подразделения HP InkJet High-speed Production Solutions. Первый относительно недавно получил название T300 — компания сообщает о 9-ти инсталляциях. При скорости 122 м/мин макс. месячная загрузка — 70 млн стр. А4 в цвете. Многие потенциальные заказчики не нуждаются в такой производительности и не могут позволить себе такую махину — по затратам и занимаемой площади. Для них был придуман более экономный и компактный вариант — T200 имеет меньшую ширину печати, а за счёт оригинальной схемы проводки бумаги занимает чуть ли не вдвое меньше места. Правда, в дуплексе и скорость уменьшается вдвое — чудес не бывает.

Не гель, а твёрдые чернила

Два года — это много. На Drupa- 2008 компания Xerox рассказывала о перспективах применения гелевых чернил, способных закрепляться на любых материалах и не проникать внутрь. На Ipex-2010 мы увидели технологический прототип, который при близком рассмотрении оказался построен на иной базе. Теперь речь идёт о твёрдых чернилах, что сближает решение с уже имеющимися в линейке Xerox коммерческими продуктами — цветными принтерами Phaser 8860 и МФУ серии ColorQube. Чернила полимерные, на основе смол. В Xerox придумали, как обеспечить их надёжное нанесение через печатающие головки, имеющие разрешение 600 dpi. Чернила расплавляются и выстреливаются через сопла на материал, где немедленно отверждаются, не проникая внутрь волокон, как водные чернила. Результат — печать на любой, самой дешёвой бумаге. Скорость 2000 изображений в минуту или 152,4 м/мин при ширине рулона 520 мм. Всего в машине 56 головок по 880 сопел в каждой.

Залётные

Особенно люблю свою работу за такие моменты. Идёшь себе по выставке, никого не трогаешь… Вдруг — бац: компания, о которой ничего не слышал, показывает машину, которой никогда не видел. Израильская Scodix была основана в 2007 г. для разработки системы цифрового лакирования. Итог их стараний — Scodix1200. Струйная УФ-машина формата B2 — единственная в своём роде. Создате- ли называют её системой Digital Embossing. Разрешение 720×360 dpi, скорость до 1200 лист./ч (зависит от толщины слоя и особенностей запечатываемого материала). Чернила собственные, Scodink (конкуренты пеняют на дороговизну). Качество результата ничем не уступает лучшим образцам трафаретного лакирования по толщине слоя и глянцу. Но, лакируя цифровым способом, можно не думать о количестве экземпляров, а приводка гарантирована ±200 мкм. Плотность материала 135–500 г/м2, обещано закрепление на ламинатах. Цена кусается — 300 000 евро. Подобная машина ста- нет отличным дополнением для владельцев ЦПМ формата B2, которые вот-вот появятся в типографиях. В перспективе, если скорость будет увеличена хотя бы до 5000 лист./ч, ничто не мешает установить пару модулей цифрового лакирования в линию на офсетной или цифровой машине. Очевидная перспектива самой Scodix (как и других подобных «стартапов») — быть купленной кем-то из «больших». Тогда мы увидим широкое распространение технологии, но уже под другой маркой.

Что почем?

Цены на новые решения в полиграфической индустрии частенько окутаны завесой тайны. И чем сложнее оборудование, тем реже на него объявляются так называемые «каталожные» цены (list price). Сначала хотят обсудить детали… Однако на выставке производители нередко проговариваются, особенно во время пресс-конференций, когда журналисты задают прямой вопрос. Впрочем, насколько объявленные цены соответствуют реальным, могут судить лишь клиенты. Но эти цифры точно можно принимать за ориентир и даже за исходную точку в начале серьёзных переговоров. И конечно: за морем телушка — полушка, да рубль перевоз! Для российских покупателей доставка и таможенные платежи составят значительную долю в общей цене контракта.

Все публикации