ГлавнаяПресс-ЦентрПубликации

Горизонты дигитализации и электронное книгоиздание

Скачать статью в pdf

Первые электронные книги на CD появились около 15 лет назад. Несмотря на довольно скромный старт, дигитализация, тем не менее, вошла в моду и стала непременной темой всех профессиональных конференций. В кризис о дигитализации заговорили с оттенком надежды - по крайней мере, на мероприятии, организованном Xerox в рамках выставки-конференции электронного книгоиздания «КНИГАБАЙТ» на 22-й ММКВЯ, было не протолкнуться. О развитии цифрового книгоиздания мы беседуем с гостем конференции Майклом Холдсуорсом.

Майкл Холдсуорс (Michael Holdsworth) - экс-исполнительный директор издательства Cambridge University Press, председатель Book Industry Communication (BIC) - независимой организации no разработке и внедрению стандартов электронной торговли, председатель международного правления проекта ONIX for Books. Является одним из ведущих экспертов в области электронного книгоиздания, специализируется на внедрении инновационных цифровых технологий в книжную индустрию.

- Майкл, какие, на ваш взгляд, основные проблемы, препятствующие развитию цифрового контента в России?

- Как оценил кто-то из российских коллег, внедрение технологии «печати по требованию» (POD) в России, отстаёт по сравнению с Западом лет на пять. Я бы назвал цифру 10 лет. Основная проблема, как я её вижу - создание инфраструктуры: на сегодняшний день в России недостаточно дистрибьюторов цифрового контента и провайдеров виртуальных хранилищ данных типа Virtual Warehouse. И только после того, как возможность хранения и дистрибуции массивов цифрового контента перестанет быть экзотикой, и к процессу подключатся типографии, можно начинать переговоры с традиционными книжными издательствами, но это, поверьте мне, длительная и кропотливая работа. Следующий этап - стимулирование самиздата. В США крупный игрок на поле «on demand» появился в 1997 г. Сейчас у компании Lightning Source, «дочки» крупного дистрибьютора Ingram, уже три печатных производства: два в США и одно в Великобритании и в планах ещё два – в Австралии и Сингапуре. Книжная база данных насчитывает более 400 тыс. наименований, с компанией сотрудничают около 4500 издательств.

- По вашему мнению, развитие цифрового книгоиздания - вопрос технологии или правильной бизнес-модели?

- Я уверен, что доход от всех моделей бизнеса, связанных с доставкой цифрового контента, будет расти. POD может быть настолько финансово выгодным, насколько захочет сам издатель, который и устанавливает диапазон наценки. Например, в издательстве Cambridge University Press, где я как раз внедрил эту технологию, оборот от продажи научных книг, напечатанных POD, в этом году составит 10 млн фунтов или более 10 % оборота. И эта цифра растёт год от года. Это те книги, тираж которых распродан и которые в противном случае не увидели бы свет. Причём они не каннибализируют новинки. Люди покупают как учебник 1923 г., так и свежую монографию 2009 г. Опыт показывает, что это прибыльный бизнес. Электронное книгоиздание в университетах, библиотеках, школах тоже потенциально может приносить доход, но требует больших инвестиций на начальном этапе. Здесь важен баланс цены и затрат на разных этапах: для издателей затраты невелики и ограничены созданием файла. Роялти и система защиты «зашиты» в торговую наценку. В торговом звене в Великобритании стандартная скидка от рекомендованной (розничной) цены составляет 50-60 %. Amazon продаёт электронные файлы, как утверждают, со скидкой, которая доходит до 82 %, по цене, не превышающей 9,99 долларов. Чем объяснить такой высокий и, очевидно, убыточный дискаунт? Видимо Amazon, который при этом активно продвигает Kindle, компенсирует отрицательный баланс продажами ридера, рассчитывая выйти в плюс в долгосрочной перспективе. И статистика показывает, что продажи электронных книг неуклонно растут.

- Вы упомянули систему защиты файлов. В цифровом мире пиратство приобретает более изощрённые формы по сравнению с «привычным» контрафактом. Не является ли пиратство фактором, сдерживающим развитие цифрового книгоиздания?

- Мне кажется, что проблема пиратства несколько гипертрофирована. Печать контрафактных тиражей, всеобщий издательский бич, тем не менее, не устраняет полиграфию. Ещё недавно, будучи студентами, мы ксерокопировали учебники. Сейчас они чаще сканируются – но это требует труда и времени. Конечно, дистрибуция цифровых файлов несколько облегчает процесс. Кроме того, «поколение Интернета»привыкло получать информацию из Сети бесплатно. Но мне представляется, что при правильной ценовой политике проще заплатить и легально скачать книгу, чем тратить время на поиски некачественного скана, выложенного на пиратском сервере, или на взлом защиты. Я считаю, что развитие электронного книгоиздания сдерживают скорее такие факторы, как несовершенство устройств чтения, отсутствие единого формата, разный налог на физическую и электронную книгу, система взаимоотношений/доверие между издателем, автором и третьей стороной, реализующей цифровые книги. Именно эти вопросы волнуют издателей на Западе больше, чем пиратство.

- Что будет доминировать в ближайшем будущем: распространение цифрового контента по мобильным и электронным каналам типа e-books или «печать по требованию»(POD)?

- Я бы поставил вопрос по-другому: как быстро издатели научатся работать с массивами цифрового контента. При всём различии POD и электронного книгоиздания, издатель, который грамотно организовал процесс подготовки и хранения файлов (цифровой workflow), может использовать возможности любого канала: Lightning Source или другая типография, Amazon или Sony Reader. Во всём остальном POD и e-book различны - это разные аудитории, разные продуктовые ниши - и отражают известную альтернативу: бумажная книга vs электронная. Технологические ограничения современных ридеров, в том числе по воспроизведению схем, графиков, таблиц и цвета, предопределяют их использование, главным образом, для чтения текста. Статистика показывает, что на Sony и Kindle качают массовую литературу. В прошлом году количество скачанных книг составило 300 тыс. экземпляров. Наоборот, POD с оптимальными тиражами до 500 экз. категорически не подходит для массового рынка, зато позволяет печатать штучные тиражи книг с графическими объектами любой сложности, а также высококачественные художественные издания. Ещё одна возможная сфера применения POD - университетские библиотеки. Иногда библиотеки используют POD для обновления фонда, замены истрёпанных или утерянных книг. Иногда литературу заказывают лекторы под учебный курс. Тут есть тонкий момент. При допечатке тиража POD книге присваивается новый ISBN, ставится текущий год, формируются новые метаданные. Для библиотеки - это новая книга, что иногда вызывает смятение у её работников. Поэтому так важно снабжать издание подробным описанием.

- Какой подход «печати по требованию» вам кажется коммерчески более оправданным: тот, что предлагает Lightning Source, виртуальное размещение заказа с удалённым производством, или непосредственный выход к читателю, как Expresso Book Machine?

- Expresso Book Machine - это тоже проект Lightning Source, а каталог EBM - это каталог Lightning Source. Бизнес-модель Lightning Source достаточно понятна: к сервису обращаются издатели за допечаткой небольших тиражей или единичных экземпляров изданий с последующей доставкой заказа по указанному адресу (адресам) будь то книжный склад, магазин или отдельный покупатель. Заказ хорошего типографского качества выполняется в течение 2-5 дней. Книги цветные и ч/б, как в обложке, так и в переплёте, неотличимы от оригинального тиража. Эффективность ЕВМ для книжного бизнеса мне менее очевидна. Стартовая идея для создания ЕВМ, которые устанавливаются в книжных магазинах, - «каждому читателю искомую книгу». То есть, если покупатель не нашёл нужное наименование на полке магазина, он может заказать и получить заказ в течение 10 минут, не выходя из здания (конечно, если машина не сломана, и оператор не ушёл на ланч). Либо заказать книгу из дома через онлайновый каталог. В какой то мере ЕВМ - это попытка вернуть читателя от виртуальных сервисов типа Amazon в книжные магазины, предоставив ему возможность приобретать книги способами, которые отсутствовали ранее. Однако на этом поле хорошей альтернативой ЕВМ служат многочисленные самиздатские сайты типа Lulu, где стоит только отправить pdf и книжке по желанию присваивается ISBN. Далее книга может распространяться по стандартным книготорговым каналам через тот же Lightning Source или Amazon.

- Создание каналов распространения цифрового контента предполагает дополнительные затраты на оцифровку, библиографическое описание, перезаключение договоров. Как вам кажется, по силам ли эта работа небольшим и средним издательствам или им уготована участь плестись в хвосте цифрового прогресса?

- Мне представляется, что как раз средние издательства раньше выйдут на тропу цифровых технологий, чем крупные, именно в силу своей мобильности и открытости к инновациям. Но надо понимать, что POD - это способ активизировать бэк-лист. Как бы не уповали на «длинный хвост», даже если он очень длинный, он состоит из книг, допечатка коммерческого тиража которых не выгодна. POD - не панацея, а, скорее, дополнительный, не очень большой и не всегда регулярный, но неиссякаемый финансовый ресурс. Для того, чтобы POD стал реальным источником прибыли, издатели должны отслеживать и собирать заказы, поступающие на книги распроданного тиража. Большинство издателей на Западе фиксируют такие заявки от книгораспространителей как ≪задержанный заказ≫. Конечно, для этого магазины должны организовать регистрацию единичных заказов от покупателей. В академкниге Кембриджа есть подобный пункт «приёма заказов». Однако при большом торговом обороте ретейлеры не всегда готовы возиться с такой «мелочовкой». И даже, если вы запишетесь на лист ожидания в интернет- магазине, не факт, что ваш заказ будет передан по назначению.

- Создаётся впечатление, что постепенно меняется модель книгоиздания от «напечатал продал» к «продал – напечатал».

- Действительно, это так. И этому способствует цифровая технология. POD снижает финансовые риски, облегчает логистику и документооборот, возвращает забытые издания. Читатель расстаётся с ролью пассивного потребителя издательского продукта и становится полноправным партнёром для издателя.

Беседовала Ольга Ро

Все публикации