ГлавнаяПресс-ЦентрПубликации

Российский рынок печати на фоне экономических реалий 2018 года

Комментарии Бориса Дубова, директора департамента партнерских операций компании «Xerox Россия»

Как свидетельствует IDC, во II кв. 2018-го российский рынок печатающих устройств по сравнению с аналогичным периодом прошлого года вырос незначительно в количественном выражении (на 3,3%) и куда заметнее — в денежном (на 17,1%). Сегмент лазерной печати в целом прибавил на 3,1% в штуках и на 18,1% в деньгах; рынок струйных принтеров и МФУ показал рост на 3,5 и 10,0% соответственно.

Эксперты из IDC особо отмечают неравномерность роста, наблюдаемого на рынке печати. Происходит он за счёт двух ценовых сегментов — самого нижнего (монохромные лазерные аппараты со скоростью печати до 20 стр./мин, струйные стоимостью до 400 долл.) и верхнего (все лазерные со скоростью печати от 31 стр./мин и струйные дороже 400 долл.). Средний же сегмент по сравнению со II кв. 2017-го по отдельным категориям практически на четверть сократился.

Как экономят на печати

Борис Дубов, директор департамента партнёрских операций компании «Xerox Россия», отмечает, что ощутимый подъём рынка в денежном выражении на фоне малозаметного роста в штуках определяется тем, что компании крупного и среднего бизнеса, а также государственные заказчики продолжают обновлять парк печатных устройств, ориентируясь на производительные и эффективные модели. При этом на рынке менее востребованы принтеры и МФУ нижнего ценового сегмента. Такая тенденция наметилась ещё в середине 2016 г. и сохраняется до сих пор, и обусловлена она, с одной стороны, стремлением заказчиков повысить эффективность своей печатной инфраструктуры, а с другой — тем, что за 2013–2015 гг. сформировался отложенный спрос, который сейчас реализуется и способствует росту продаж на российском рынке офисной печатной техники.

Особенности национальной печати

Есть ли какие-то яркие отличительные черты у принтеров и МФУ, которые в России востребованы больше в сравнении с теми, что популярны на других крупных рынках?

С точки зрения Бориса Дубова запросы российских заказчиков не так уж сильно отличаются от общемировых: «Я не могу сказать, что те или иные характеристики и функции печатных устройств не пользуются спросом на российском рынке. Отличие от более развитых экономик скорее заключается в объёме потребления оборудования и технологий в разных сегментах. Например, устройства формата А4 в России традиционно более востребованы, чем А3».

По его словам, применение публичных облачных сервисов не слишком популярно среди российских заказчиков, потому что многие компании следуют политике закрытости, а практика создания удалённых и распределённых рабочих мест только появляется. Есть и общие тенденции для России и других крупных рынков. Например, всё бо́льшим спросом пользуются устройства для цветной печати, и компании активно интересуются повышением эффективности печатной инфраструктуры с помощью приложений для принтеров и МФУ.

Импортозамещение офисной печати?

Чеканная фраза советского классика «политика есть концентрированное выражение экономики» в наши дни, как показывает глобальная практика, звучит уже не так безапелляционно, как сто лет назад. Экономика сегодня более чем зависима от политики, что нельзя не принимать в расчёт при любом мало-мальски перспективном бизнес-планировании. Жёсткого требования локализовывать в России производство печатающего оборудования к рынку пока никто не выдвигает, но кто знает, что будет дальше?

«Мы внимательно следим за развитием событий в этой сфере», — поддерживает такую точку зрения Борис Дубов. По мнению Марии Андреевой, уже в скором времени подобные производства, хотя бы крупноузловые, начнут разворачиваться на территории России. Об этом задумываются уже многие вендоры. Есть некая вероятность, что первыми локализуют выпуск принтеров и МФУ «безымянные» китайские компании, однако крупные глобальные бренды не опасаются подобной конкуренции, поскольку уверены в превосходстве своих технологий и в лояльности давних заказчиков.

Сдвиг «пенсионного возраста»

На рынке ПК и серверов за кризисные годы заказчики выработали обыкновение продлевать фактический срок службы компьютеров до пяти-семи лет, а то и более. Соответственно практикуется и «работа на пенсии» печатного обрудования — неофициальный ремонт и поддержка давным-давно приобретённой, но всё ещё исправной техники.

«Стремление компаний продлить срок службы печатной техники в условиях кризиса и экономии бюджетов является весьма распространённой практикой, которая привела к существенному сокращению российского рынка в 2014–2015 гг.», — указывает Борис Дубов. Эта тенденция сформировала отложенный спрос и привела к росту издержек на обслуживание парка оборудования. В свою очередь, подход к выбору провайдеров для ремонта печатной техники разнится от компании к компании. Но можно с уверенностью сказать, считает он, что корпоративные заказчики предпочитают пользоваться услугами авторизованных сервисных организаций, хорошо понимая финансовые риски при обращении к необученным и зачастую недобросовестным неофициальным провайдерам.

Аутсорсинг — наше всё?

Есть ли вендору разница, для какой печати разрабатывать и поставлять оборудование — для традиционно локализованной в офисе или же для аутсорсинговой? Да, с коммерческой точки зрения есть: аутсорсинг предполагает более точное прогнозирование объёмов печати и соответственно более точный расчёт прибыльности продукта на протяжении его жизненного цикла. «Заказчики уделяют всё больше внимания не только стоимости услуги, но и условиям, на которых эта услуга оказывается. Опыт уже научил их, что погоня за низкими ценами оборачивается гораздо большими издержками и рисками для основных бизнес-процессов», — поделился Борис Дубов.

Все публикации