ГлавнаяПресс-ЦентрПубликации

Электронная корпоративная библиотека как инструмент развития сотрудников

Согласно итогам опроса «Оптимизация затрат компании на обучение сотрудников. Как сэкономить бюджет?», проведенного этим летом компанией MyBook при поддержке некоммерческого партнерства «Эксперты Рынка Труда», подавляющее большинство респондентов (83%) согласны с мнением, что образование сотрудников — главный инструмент повышения профессионального уровня, мотивации и лояльности персонала. Кроме того, 28% респондентов считают, что создание электронной корпоративной библиотеки (ЭКБ) — один из самых экономичных и удобных инструментов самообучения сотрудников в любое удобное для них время.

Ранее по инициативе издательства «Манн, Иванов и Фербер» (МИФ) и при поддержке НП «Эксперты Рынка Труда» был проведен опрос «Быть или не быть корпоративной библиотеке?». Его итоги также показали интерес к ЭКБ со стороны участников данного исследования. Большинство респондентов данного опроса согласились с необходимостью и важной ролью корпоративной библиотеки как для личной эффективности сотрудников, так и для укрепления корпоративной культуры в целом. Так, почти 80% экспертов, принявших участие в исследовании, назвали повышение мотивации персонала к профессиональному развитию в качестве основной цели создания корпоративного «читального зала», и почти 60% обозначили второй по приоритету целью — повышение вовлеченности сотрудников в корпоративную жизнь. Нельзя забывать и о практической части вопроса, ведь книги, особенно профессиональная и бизнес-литература, помогают работникам в подготовке и успешной реализации разных бизнес-проектов: с этим согласны 67% респондентов исследования.

Интересно отметить, что 99% участников данного опроса подтвердили, что читать любят. И только 1% опрошенных заявили, что заниматься чтением им не нравится, и делают они это только «потому что надо». Также выяснилось, что в век всеобщего перехода людей с бумажных изданий на чтение электронных книг, многие, тем не менее, продолжают покупать печатные издания в книжных магазинах. В упомянутом выше исследовании таких респондентов оказалось около 60%. В то же время ни один из участников опроса не берет книги в библиотеке, но зато некоторые из них (точнее говоря, 22%) уже давно пользуются электронными книгами.Вот ещё некоторые итоги данного исследования: 57% опрошенных считают, что корпоративная библиотека должна состоять из справочной литературы, 56% подчеркивают необходимость наличия в ней бизнес-литературы. Многие респонденты отметили также важную роль научной, учебной и технической литературы (48, 44 и 43%, соответственно).

Инструменты для создания электронных библиотек есть. Соответствующие сервисы предлагают MyBook, МИФ, «Альпина». А компания Xerox, например, в июне 2015 г. объявила о том, что её ориентированная на российский рынок «Полнотекстовая электронная библиотека» (ПЭБ) обновлена до версии 3.0. Как сообщили в российском представительстве компании, на сегодняшний день реализован уже целый ряд проектов по интеграции ПЭБ в учреждениях образования и культуры, а также в некоторых российских компаниях и госструктурах. Причем, как пояснили в представительстве Xerox, «на момент запуска решения рынок электронных библиотек не был в зачаточном состоянии и демонстрировал рост, который продолжается до сих пор».

К числу тех компаний, где сегодня используют возможности ЭКБ, принадлежит, например, «Лаборатория Касперского». «Мы долго выбирали и сравнивали ЭКБ-подрядчиков, — рассказала Алина Чернышова, менеджер по корпоративным коммуникациям этой компании. — Рассматривали, в частности, MyBook — у них, действительно, очень большая библиотека, но тот качественный контент, который интересен нам, довольно сложно найти как раз из-за такого большого объема. В итоге мы остановили свой выбор на библиотеке МИФ, в которой представлены очень интересные и известные бизнес-авторы в удобном формате. Также мы сотрудничаем с „Альпиной“, которая сейчас создает приложение на английском, что позволит нам подключить к библиотеке наших коллег из других регионов, что для нас очень важно».

Своим опытом поделилась также Дарья Керценбаум, руководитель службы маркетинговых коммуникаций ABBYY: «В настоящее время мы ведем переговоры с несколькими издательствами по поводу подключения электронной библиотеки. Сложность выбора состоит в том, что нам нужна не только распространённая бизнес-литература, нужны и довольно редкие издания для разработчиков, лингвистов, которых нет у известных издательств. Часть таких редких книг мы покупаем отдельно для наших сотрудников».Вместе с тем о массовом распространении в нашей стране электронных корпоративных библиотек (ЭКБ) речь пока не идет. Возникает вопрос — почему?

«Основная причина — неосведомленность руководителей предприятий и организаций о возможностях этих библиотек, — считает Антон Гайдиенко, руководитель направления „Корпоративная библиотека“ компании MyBook, ЭКБ-решения которой, по его словам, сегодня используют несколько десятков предприятий. — А ведь они не просто открывают доступ сотрудникам к множеству новейших и актуальных книг, позволяющих им повышать свой профессиональный уровень. Они также позволяют руководителям подразделений быть в курсе того, что, где, когда и сколько времени читают их сотрудники. Сами же сотрудники могут обмениваться со своими коллегами мнениями и впечатлениями о прочитанном, отмечать в прочитанном понравившиеся им цитаты и так далее. Кроме того, руководители могут рекомендовать те или иные книги своим подчиненным».

В уже упомянутом выше издательстве МИФ выделяют три основных аргумента в пользу создания корпоративной библиотеки:

  • книги — самый недорогой способ обучения и развития сотрудников без отрыва от работы;
  • наличие корпоративной библиотеки — это дополнительная возможность привлечь в компанию сотрудников, нацеленных на развитие;
  • организовать библиотеку и отслеживать результаты ее использования — это просто.

Конечно, нельзя сказать, что если компания не вложится в электронную корпоративную библиотеку, то у неё нет будущего. Однако наличие такой библиотеки — хороший «пряник» для тех сотрудников, которые стремятся развиваться и генерировать новые идеи развития бизнеса. Ну или хотя бы быть в курсе идей такого рода, сгенерированных другими.

Все публикации