ГлавнаяПресс-ЦентрПубликации

Конкурс. Портрет

Чтобы получить хороший портрет, нужно долго изучать объект своей съемки и его окружение, настраиваться на общую волну, узнавать подробности жизни своей моде ли, проникаться ее интересами и становиться с ней одним целым, дышать с ней в унисон. Только тогда она сможет довериться фотографу и раскроется всем своим существом, покажет свое истинное я, снимет свою защитную маску. Чтобы получить хороший портрет, нужно действовать молниеносно — ловить взгляды, движения, моменты, образы, не оставляя объекту ни секунды на раздумия и передавая его таким, какой он есть в текущий момент времени, еще не понявшим своего отношения ни к фотографу, ни собственно к процессу съемки. Только спонтанность и внезапность позволяют передавать истинные эмоции. Фотограф должен быть отстранен — только тогда с циничностью врача он сможет заметить и передать главное.

Чтобы получить хороший портрет, нужно просто любить людей и фотографию, а каким именно способом вы сделаете кадр, так ли важно? Плавное, что объединяет все хорошие портреты: в них частные истории приобретают свойство говорить об общем, единичное становится признаком множества — будь то судьбы отдельных групп людей или даже целых народов, рассказанные через их представителей. Помните об этом, выбирая очередную модель для съемки — размерен ной или внезапной.

Первое место — Эркин Болжуров, Бишкек, Киргизия Без названия

Canon EOS 5D Mark II, Canon EF 50/1.4 USM; 1 /200, f/59, ISO 200, f=50 мм; фон изменен в графическом редакторе; 20 октября 201 3 года

«Фотография сделана для выставки "Киргизский традиционный элечек" [элечек — головной убор замужних женщин у некоторых тюркских народов. — Прим. ред.] совместно с Айдай Асангуловой и Эмилем Тилековым, которые провели исследовательскую работу. Портрет занимает в моем творчестве центральное место. В любом жанре фотографии важно найти еще и внутренний жанр, то, что близко тебе. Я родился и вырос в селе. Наверное, поэтому в моих портретах изображены люди села. Я хорошо чувствую национальную тему. А вот мой сын, Артур Болжуров, тоже профессиональный и уже состоявшийся фотограф, как городской парень, делает концептуальные, психологические портреты, "с фишкой", как он сам выражается. Но мне его стиль непонятен. Еще учась в художественном училище, мы, студенты, часто смеялись, смотря на работы друг друга: даже нарисованные учебные гипсовые головы напоминали авторов работ. Говорят же, что во всем есть отражение того, кто это сделал».

Приз за первое место — сертификат на печать фотокниги на 8000 руб.Приз предоставлен компнией «Вишневый пирог»

Второе место — Наталия Муха, Киев, Украина Без названия

«Киев-88СМ», «Арсат» 80/2.8, Kodak Professional T-MAX 400; 1/125, f/4; естественное освещение от окон, домашние условия

«Портрет. Такое одновременно простое и сложное слово. Человек полон огромной массы деталей, которые он либо прячет, либо же открывает на миг и дает нам познать себя. Одним словом я бы описала "портрет" как "жизнь". Это один из самых сложных жанров. Тут мало просто качественно и технично сделать картинку с правильной экспозицией и т.д. Надо уметь проникать в глубинную суть человека, открываясь при этом ему взамен, чтобы получить взаправду искренний кадр и с гордостью сказать: "Это портрет". Я люблю попадать в тайные закоулки души человека, смотреть в его открытые и ясные глаза, готовые к молчаливому диалогу, и нажимать на спуск. Учусь снимать жизнь в одном кадре».

Олег Белов, С.-Петербург «Инопланетянин»

Nikon D700, AF-S Nikkor 24—70/2.8G ED; 1/80, f/3.2, ISO 200; домашняя студия; модель Юлия Витрук, грим Елена Пентешина; 2014 год

«Задачей портрета обычно является передача внутреннего мира [характера] человека или его настроения в какой-то момент времени. Для этого фотографу нужно наладить доверительные отношения с моделью, отвлечь ее от мыслей о камере, разговорить и тем самым добиться искренности в выражении чувств. Другой вариант — когда нужно снять бьюти или, как в данном случае, некоторый креатив. Это более технический, чем творческий процесс. Требуется хороший визажист, свет, обработка, модель может не быть искренней, но должна уметь придать лицу нужное выражение. Мне нравится продумывать съемку как можно подробнее, начиная с идеи. В данном случае решил снять синего пришельца с расплавленной шеей. Поделился задумкой со стилистом, и она меня поддержала. Съемка прошла весело; модель, голова которой была полностью покрыта гримом, держалась молодцом и изображала инопланетянку на все сто».

Эльдар Зейтуллаев, Новороссийск

Из серии «Planta Sapiens»

Mamiya RZ 67 Pro, 110/2.8, Kodak Professional T-MAX 100; 2011 год; www.eldarzeytullaev.ru «Сколько бы ни был точным портрет человека, его индивидуальные особенности, складывающиеся и проявляющиеся в деятельности и общении, характер создает человека как личность. Подобно многообразию флоры в ботаническом саду: вспыльчивость, легкомыслие, терпеливость, самообладание, сочувствие, агрессивность и бесконечное число комбинаций "личностных planta" делают каждого уникальным. Все великолепие и хаос персональных качеств находятся внутри личности и ждут только того мгновения, когда будут обнаружены, чтобы создать независимый, оригинальный субъективный профиль. Остается лишь наблюдать за тем, как человек живет и действует в рамках неразрывного переплетения ветвей своей индивидуальности. Я очень редко снимаю портреты. В данном случае это портрет растения. Использована камера с наименьшей дистанцией фокусировки, что позволило мне максимально приблизиться к модели. Это приближение, как и в случае с человеком, дает возможность проникнуть в личное пространство портретируемого. Таким образом возникает связь между объектом и субъектом. Серия была показана на фестивале PhotoVisa 201 2 [Краснодар] и в рамках проекта "Открытия портфолио-ревю" 201 3 года биеннале FotoFest в Хьюстоне, США».

Приз за второе место — фирменный рюкзак. Приз предоставлен компанией «Лаборатория Касперского»

Третье место — Евгения Путинцева, Москва «Сыр»

Canon EOS 5D Mark II, Canon EF 50/1.4 USM, Canon Speedlite 430EX II; 1/125, f/6.3, ISO 100, f=50 mm; август 2014 года; www.evgeniaputintseva.com «Портрет — это всегда характер. Это возможность заглянуть внутрь, понять без слов. То, что фотография помогает нам остановить мгновение, знает каждый, но, кроме того, фотография помогает нам увидеть мир чужими глазами. Если несколько фотографов будут снимать портрет одного и того же человека в одно и то же время, результаты будут сильно отличаться. Для меня как фотографа важно не только поймать эмоцию, но и найти в человеке то, что он сам раньше в себе не замечал. Одного снимать всегда сложнее, чем, например, пару. Есть только модель, ее взгляд, тело — и с этим надо работать. Этот снимок делался в домашней студии. Я планировала снимать мужской портрет, но с нами оказался веселый пес, и я тотчас же поставила его в кадр рядом с человеком».

Елена Крисанова, Петрозаводск «Julia»

Nikon D90, AF-S Nikkor 50/1.4G; 1/500, f/1.4, ISO 250 «Важно найти тот стиль, который наиболее подходит человеку. В таком случае не только фотограф может самовыразиться с помощью фотографии, но и сама модель. В то же время интересно примерять на человека разные образы — привычные и нет. Каждый снимок несет психологический характер, и можно взглянуть на человека с несвойственной ему стороны. Эти почти неразличимые внешне сестры по-разному передают свои эмоции, показывая индивидуальность своего характера».

Ирина Денисова, Нижний Новгород «Надин портрет»

Canon EOS 5D Mark 2, Canon EF 35/1.4L USM; 1/125, f/1.4, ISO 800; январь 2015 года «Самое главное в портрете — донести до зрителя внутренний мир, характер и настроение героя. То скрытое и неявное, что удается разглядеть далеко не всегда. Каждый мой портрет — это итог совместной работы с моделью. Степень доверия мне как фотографу и готовность открыться перед камерой».

Борис Емельянов, Чебоксары «Мастер Юрий Боев»

Nikon FE, Micro-Nikkor 55/3.5, Ilford FP4 Plus 125, штатив; 1/4 с, 1/8, ISO 125; С-Петербург, 2014 год «Портрет всегда будет передавать дух и настроение того времени, в котором был сделан. Но для меня это в первую очередь возможность впоследствии увидеть человека таким, каким я его увидел в первый раз. Часто полное осознание снимка приходит по прошествии некоторого времени. И очень важно в этот момент зафиксировать и выделить все детали: взгляд, эмоции, а также одежду, вещи и фон, которые окружают человека и дополняют его психологический портрет. Представленная фотография сделана в условиях низкой освещенности. Мне удалось прикрыть диафрагму до 8 за счет длительной выдержки и съемки со штатива».

Владимир Воронин, Воронеж «Подруги»

Nikon FE2, Nikkor Series E 50/2 AI-S, Kodak Professional TRI-X 400; f/4, режим А, съемка с рук; проявитель D76 1+1, сканирование на Nikon SuperCoolscan LS4000ED; Махачкала, 12 июля 2013 года.«Хороший портрет наряду с внешним сходством способен запечатлеть духовный мир и внутреннюю красоту личности, создать образ представителя своей среды, народа, эпохи. Достижение этого — большая удача и немалый труд для фотографа. Во многом благодаря ненавязчивому стилю съемки меня больше привлекает портрет человека, снятый не в салонной, а в репортаж-ной манере, и в этой связи не могу не процитировать академика Дмитрия Сергеевича Лихачева. В интервью фотожурналисту Валерию Генде-Роте он сказал о портрете так: "...В идеале он должен выражать самое важное, самое существенное в человеке — момент его наивысшего подъема [духовного, конечно]. В идеале он должен выражать сокровенное..." Портрет двух девушек — Фатимы и Малики — был сделан летним вечером на каспийском пляже близ Махачкалы. Там отдыхала группа молодежи, а я бродил невдалеке с камерой и снимал разные виды и сценки. Меня быстро заметили и попросили сделать несколько групповых снимков на память».

Лиза Трешаренко, Москва «Портрет мужчины»

Canon EOS 7D, Canon EF 50/1.8 II; 1/50, f/1.8, ISO 320, +2 EV; Adobe Photoshop 5.5 [существенная доработка] «Работа сделана во время фототура в славный город Киев. Там было отснято множество представителей сильного пола и владельцев бород. На фото изображен замечательный Тимофей Китаев, душевный и добрый бородач. Особенности портретного жанра так или иначе основываются на изображении человека, и совершенно не важно, живопись это или фотография. Снимая портреты, нужно уметь получать удовольствие от общения с людьми и стараться раскрыть их индивидуальность. В моем творчестве портрет играет определяющую роль, т.к. именно этот жанр больше всех дает возможность для поиска новых форм и средств выражения идей. Для обработки черно-белых изображений я предпочитаю работать в цветовом пространстве Grayscale, далее все основные манипуляции с фотографией происходят посредством инструментов Dodge and Burn. Чтобы подчеркнуть глаза, нужно детальнее прорисовать светотени. Затем для создания более "лампового" снимка я использую текстуру пленочного зерна; для достижения максимально реалистичного эффекта данный слой следует использовать в режиме Soft Light. Завершающим этапом поднимается резкость на глазах, волосах и бороде».

Игорь Куликов, Архангельск Без названия

Samsung GX-20, Samyang 85/1.4, Hensel 500, студия; 1/100, f/5.6, ISO 100; Adobe Photoshop [кривые, небольшая ретушь]; модель Ирина Чис; 2012 год

«Портрет для меня — классическое направление визуального искусства, неотъемлемая часть культуры всего человечества на протяжении многих веков. Как и любой другой вид искусства, портрет — это самовыражение. Несмотря на то что объектом изображения является человек, ты, как автор, вкладываешь в работу себя, свой взгляд на мир. Добавляя к этому внешнюю и внутреннюю уникальность позирующего, мы получаем магический сплав, рождающий новое прочтение реальности данной нам друг в друге. Основной принцип классической портретной съемки — "не навреди": нужно постараться отбросить все клише, преследующие нас в мире информации, говорящие нам, что такое хорошо и что такое плохо. Человек должен остаться собой. На данную работу меня вдохновила прежде всего неординарная и в то же время тонкая внешность Ирины, напоминающая лица, которые мы видим у художников Возрождения».

Евгений Хмелев, C.-Петербург «Анна»

Nikon D800, Sigma AF 85/1.4 EX DG HSM, свет от окна, отражение от светлых стен; 1/125, f/2.5, ISO 100; Adobe Photoshop CC [приглушение теплых оттенков, выравнивание экспозиции, контраст]; 2015 год

«В современном мире, где живое общение заменено гадже-тами, где вместо лиц — маски людей, называемые аватар-ками, хочется видеть людей настоящими. Я забывчивый человек, и чаще от малознакомых людей остается только силуэт где-то в глубинах моей памяти. Я стараюсь запомнить не только характерные черты лица, а что-то большее — некую взаимосвязь между... Фотография — это неповторимый рисунок света и тени. С помощью этих двух инструментов мы можем лишь подчеркивать замеченные нами черты или приглушать их. Два разных человека не смогут изобразить один и тот же объект одинаково. Каждый привнесет в изображение свой угол зрения, свое видение светотени и фактуры. Как и фотография, мы, люди, — всего лишь рисунок света и тени в пространстве. В погоне за идеалом можно изменить себе губы, тело, цвет волос, стиль. Но лишь глаза навсегда останутся нашим неизменным подлинным отражением, будь то прекрасный свет внутри или удушающая пустота — ничего не скроешь. Светитесь красотой...»

Приз за третье место — сертификат на печать фотокниги на 5000 руб. Приз предоставлен компанией Imagebook.

Foto&Video 5-6

 

               


Все публикации