ГлавнаяПресс-ЦентрПубликации

Кадр как объект искусства,или Волшебство «цифры»

Петр Барышников,генеральный директор,компания ProLab[ Москва ]
Большинство фотографий сегодня печатают при помощи цифровых машин. Мы не раз бывали на подобных предприятиях. Но в основном цифровые типографии ориентируются на массовых клиентов с умеренными требованиями к качеству фото. Тем интереснее для нас стало посещение компании ProLab, известной профессиональной печатью фотографий высочайшего качества, в том числе и на цифровой технике. Об особенностях бизнеса компании нам рассказал ее генеральный директор Петр Барышников.Компания ProLab была создана около 17 лет назад Kodak для решения задач высококачественной фотопечати. В то время Kodak был мировым лидером в области аналоговой (и частично — цифровой) фотографии и выпускал различные расходные материалы для фотопечати.

Многие, наверное, помнят «фотолабы»,которые стояли чуть ли не каждом углу,где любой желающий мог заказать печать фотографий. Но для профессиональных фотографов, которым нужны были большие форматы, правильная цветопередача, широкой цветовой охват и т.д., такие «фотолабы» не подходили, поскольку качество не соответствовало их высоким требованиям. При этом у Kodak были все необходимые технологии и материалы для печати другого уровня. И вот, желая пойти навстречу профессиональным клиентам из России, Kodak организовал компанию ProLab, которая и должна была решать вопросы профессиональной фотопечати (подобные проекты были открыты и в целом ряде других стран). Впрочем, спустя несколько лет он продал компанию частным инвесторам (крупнейшему собственному дистрибутору), поскольку спрос на аналоговую фотопечать начал стремительно падать.

Так ProLab стала чисто российской компанией и продолжила развивать бизнес фотопечати дальше, купив устройства лазерного экспонирования фотоматериалов и струйные широкоформатные принтеры. При этом большинство профессионалов фотографии продолжили сотрудничество с ней. Постепенно компания стала центром производства фотоискусства, задав новый стандарт качества в оформлении выставочных и художественных проектов.Эта история наглядно иллюстрирует, что ProLab — именно то место, где к вопросу печати изображений подходят со всей серьезностью: «Мы давно занимаемся профессиональной фотопечатью. Наш основной бизнес — печать фотографий для выставок, специальных мероприятий, а также выпуск фотоальбомов,каталогов работ фотохудожников и т.д. Практически все известные фотографы — наши клиенты, поскольку за долгие годы мы накопили огромный опыт работы. Наши ведущие сотрудники — не просто профессионалы высочайшего класса, они делятся своими знаниями — преподают соответствующие курсы в ряде высших учебных заведений».

Так, ProLab является техническим партнером практически всех значимых фотографических и фотохудожественных событий в нашей стране. Достаточно назвать Международный биеннале фотографичекого искусства в Москве, тематические фестивали в Московском музее фотографии, фотофествиаль дикой природы «Первозданная Россия» при Совете Федерации России и т.д.«Мы до сих пор активно используем так называемые «мокрые» процессы печати, поскольку нам казалось, что цифровые технологии печати пока еще не могут обеспечить такого уровня качества, которое дают традиционные химические фотографические процессы.У цифровых оттисков не было той глубины, того «объема», которого требуют профессионалы фоторынка. И хотя цифровая фотопечать постепенно «подбирается» к нужному уровню, разрыв пока еще большой,именно поэтому мы много печатаем «мокрым» способом. Более того, мы даже используем печать с фотоувеличителем вручную. Полученные с помощью этой техники фотографии — произведения искусства, и ряд ведущих фотохудожников продают свои работы,сделанные таким способом, на мировых аукционах за хорошие деньги, специально оговаривая, что они отпечатаны вручную!»

Но ProLab известен не только техническим исполнением, он активно занимается продвижением и развитием фотоискусства. В компании создан кураторский отдел для организации выставок и реализации фотопроектов как известных фотомастеров, так и талантливых дебютантов, что способствует их творческому росту.Не осталось в стороне и относительно новое увлечение россиян. Некоторые фотографы любители по мере развития навыков и приобретения профессиональной съемочной техники постепенно переходят в разряд авторов серьезных фотохудожественных проектов, которым также требуются услуги высококачественной фотопечати. Среди них немало топ-менеджеров и владельцев бизнеса. В результате у ProLab появилась новая миссия — создание и развитие рынка современной авторской художественной фотографии. Для этого, в частности, был открыт клуб,члены которого получают поддержку в организации авторской фотосъемки в различных регионах мира, например в Африке.

Но мало развивать только процесс фотосъемки. Культура фотоискусства, помимо выставок,предполагает и фотоальбомы. Их в компании делали давно, но технология была довольно сложной. Печатали «мокрым» способом на большом формате, потом резали на отдельные листы и вручную собирали будущее изделие. Большое количество фотоальбомов таким способом изготовить трудно, поэтому прибегали к этому не так часто. Но необходимость развития этого направления была очевидна. Вовлечение в процесс профессиональной фотографии все большего числа фотолюбителей требовало расширения технических возможностей и упрощения процесса производства фотоальбомов. И в ProLab стали активно искать новые возможности высококачественной фотопечати: «И мы нашли оригинальное решение совместно с нашим давним партнером — компанией «НексПринт».

Нам предложили попробовать организовать профессиональную фотопечать на имевшейся у них машине Xerox Color 1000. Надо сказать, что сначала был некий скепсис, поскольку до этого нам не раз приходилось видеть оттиски с различных цифровых машин, включая HP Indigo. Мы знаем, что многие печатают с помощью этих цифровых машин фотоизображения и делают фотоальбомы, но все, что нам доводилось видеть до этого, мы не могли использовать для задач нашего уровня. Но все же решили попробовать задействовать в своей работе Xerox Color 1000. Рассудили так: если получится печатать на ней продукцию того уровня, к которому привыкли наши заказчики, то будет новое направление работы, если нет — будем использовать эту машину для различной вспомогательной работы (например, печатать календари), с которой время от времени приходилось сталкиваться».

Примерно в это же время в компании появился специалист с полиграфическим опытом. До этого он работал печатником в традиционной офсетной типографии, выпускавшей высококачественную офсетную продукцию. Так что его опыт работы в «CMYK-пространстве»оказался очень кстати. Именно он и возглавил новое направление,условно названное «полиграфическая печать», в отличие от «фотографической», которая была в компании всегда.«Начали с вполне понятных и простых вещей — отладки процессов печати и профилирования, параллельно занимались поиском подходящей бумаги. У фотографов особые требования к бумаге: им хочется, чтобы изображение выглядело так, как они привыкли видеть его на фотобумаге. А большинство мелованных бумаг, особенно глянцевых, для этого не очень подходит. Но перепробовав множество разных сортов, постепенно нашли то, что нужно. Ну, и грамотно проведенный процесс калибровки и профилирования привел к тому, что машина стала печатать на очень высоком уровне. Когда мы увидели, на что способна машина после всех процессов настройки и калибровки, были приятно удивлены. Это уже было то, с чем можно выходить на рынок печати фотоальбомов, более того, спустя какое-то время нам удалось добиться, что результат «мокрых» процессов печати и печати на Xerox Color 1000 стал практически неотличим».

Кроме того, в фотобизнесе заказчику часто необходимы разные виды продукции, но с одними и теми же изображениями: фотографии большого формата для выставки, меньшего формата для размещения в интерьере и каталоги работ в виде книги. Для всех этих задач используется разная технология, и, порой, полученные отпечатки существенным образом отличаются друг от друга,даже на непрофессиональный взгляд. А для фотохудожников это сплошное расстройство.Появление нового направления работы в компании ProLab позволило полностью решить эту проблему. Теперь и большие выставочные фотографии,и многостраничные каталоги выглядят одинаковыми даже с точки зрения профессионалов фотографии. Это был большой прогресс. С печатной машиной Xerox Color 1000 компании ProLab удалось добиться того,что, судя по всему, в нашей стране никому еще не удавалось.

«Конечно, всему этому способствовало не только качество и возможности самой машины, но и уровень сервиса,и тот контракт, который нам предложили в компании Xerox.Очень удобно платить только за оттиски, а все, что связано с работоспособностью машины и качеством печати, находится в ведении сервисной службы Xerox. Приезжают инженеры,при необходимости меняют узлы и детали, проводят дополнительные регулировки, и в результате машина всегда в «почти новом» состоянии.»Еще одна интересная особенность машины Xerox Color 1000 — возможность печати бесцветным тонером (получается своеобразный эффект лакирования) — оказалась очень востребована в ProLab: «Цифровым оттискам всегда немного не хватает объема, рельефа. Но когда мы попробовали нанести на изображение прозрачный тонер, ситуация существенно улучшилась. Оттиски еще больше приблизились к высококачественной фотографии — появилась необходимая глубина.

В итоге мы стали все фотоизображения покрывать этим «цифровым лаком», и теперь получаем продукцию того уровня, который хотят видеть наши требовательные заказчики.»Впрочем, собственно процесс печати — только часть всего процесса превращения фотографий в фотоальбом. Так,отдельная задача — профессиональная обработка изображений. Какой бы совершенной ни была съемочная техника, определенная обработка изображений необходима,чтобы из хорошей фотографии получить художественную работу: «У нас в компании работают профессионалы высочайшего уровня, которые в совершенстве владеют всеми технологими обработки изображений. И, порой, даже профессионалы с большим опытом удивляются, как «раскрывается» изображение после грамотной обработки. Так что мы дорабатываем изображения перед печатью так, чтобы они наилучшим образом выглядели «в материале». Только после этого результатом можно гордиться».

Еще одним интересным решением, которое внедрено в ProLab, стало использование специальной бумаги с гибким шлицем для фотоальбомов FlexBind. Эта бумага хорошо подходит для получения презентабельного фотоальбома:она подходящей плотности, на нее отлично ложится тонер и она раскрывается в плоский разворот. А возможность Xerox Color 1000 точно позиционировать листы при печати позволяет воспроизводить разворотные фотографии практически без геометрических искажений и с отличным совпадением на корешке. Для работы с этой бумагой в типографии разработали свою собственную технологию переплета: блок и сшивается проволочными скобами «втачку», и проклеивается по корешку на специальной клеевой машине, имитирующей бесшвейное скрепление. После этого он вставляется в переплетную крышку, изготавливаемую вручную. Поскольку разовые тиражи фотоальбомов невелики (как правило, не более 50 шт.), ручной переплет пока удобен и выгоден, хотя, например, о крышкоделательной машине в типографии подумывают.

Любопытно, что в ProLab почти все фотоальбомы печатают одного формата — максимального: «Мы настоятельно рекомендуем всем клиентам такой формат фотокниги,поскольку он и выглядит солидно, и отходов бумаги при таком подходе практически нет. Как правило, посмотрев на образцы, все соглашаются. Этот формат уже практически стал стандартом для представительского фотоальбома».«Мы многого добились от цифровой печатной машины Xerox Color 1000, — подытоживает Петр. — Сейчас мы выпускаем на ней фотопродукцию элитного качества.

И те фотографы и фотохудожники, которые хотят иметь действительно достойный и представительный фотоальбом, размещают заказы у нас, понимая, что получат вещь,которую можно презентовать на самом высоком уровне. После того, как мы показали наши новые возможности постоянным клиентам, они их сразу оценили. И теперь мы печатаем для них не только продукцию для выставочных проектов, но и фотоальбомы, портфолио, специальные тематические проекты. Постепенно формируется мода на престижные фотокниги. Этот вид продукции приходит и в корпоративный или в бизнес-сегмент. Сейчас многие топ-менеджеры бизнес-структур, которые увлекаются профессиональной фотографией, используют собственную съемку для изготовления корпоративных подарков, даже обмениваются ими друг с другом. Начала формироваться культура пользования авторской фотографией».

В итоге взыскательные фотохудожники даже при выпуске продукции большими тиражами (вплоть до нескольких тысяч штук) предпочитают Color 1000 офсету из-за того,что отпечаток больше соответствует их представлениям о качестве. И технологически это объяснимо: цветовой охват у этой машины заметно шире офсетного стандарта.Так, известный фотохудожник Лев Грановский размещает очень большие по меркам фотопечати тиражи (тысячи экземпляров) в ProLab, поскольку получаемое здесь качество фотоизображений вне конкуренции.По сути, ProLab «изобрел» совершенно новый вид корпоративного подарка: фотоальбом, чего раньше не было.Изготавливать фотокнигу классическим способом (офсетом) не готовы были даже крупные компании, в первую очередь из-за финансовых барьеров и необходимости печатать большой тираж (точнее, офсетом можно напечатать и небольшой тираж, но по цене большого). И, в конечном итоге, даже офсет не мог составить конкуренцию профессионально отпечатанным фотографиям. А здесь удалось довести качество печати до уровня «мокрых» процессов,причем это оценили даже самые серьезные профессионалы фотобизнеса. Вот такое неожиданное применение электрографической цифровой печатной машины. Побольше бы таких результатов.

Пример компании ProLab наглядно показывает возможности современных цифровых печатных технологий. То, что еще недавно казалось невозможным, сейчас уже промышленное решение. Конечно, это вряд ли было бы возможно без того опыта, который накоплен в компании за долгие годы. Кроме того, статья наглядно демонстрирует тот факт,что рынок можно не только осваивать, но и развивать под себя. Развитие культуры потребления престижных фотоальбомов выгодно комании, и она этому всячески способствует.При этом конкуренции ей можно пока не бояться: повторить такой проект будет сложно, даже имея досточно средств,опыт и профессионализм за деньги не купишь.

Все публикации