Как построить полиграфический бизнес, полностью ориентированный на физических лиц

Обычно крупный полиграфический бизнес строится в первую очередь на работе с организациями. Корпоративные заказчики гарантируют стабильные тиражи, стандартный набор приложений и хорошие бюджеты. Они работают с проверенными временем поставщиками полиграфических услуг, рекомендуют их своим коллегам по индустрии, формируя таким образом традиционную клиентскую базу для типографии. Но что если ориентироваться на физических лиц с улицы? Владелец сети копировальных салонов «Копирка» Леонид Засухин доказал на практике, что с такой стратегией можно построить бизнес серьёзного масштаба. И поделился с нами в интервью секретами своего успеха.

Расскажите, пожалуйста, о вашей компании.

Наша сеть открылась в 2003 году и с того времени разрослась до 89 точек в Москве и 19 точек, которые работают по франшизе в Санкт-Петербурге. В каждой из них есть копировальный центр, мини-типография и фотосалон. В компании работают более 300 сотрудников, которые обслуживают свыше 600 тысяч клиентов. Причём 99% заказов поступает к нам от физических лиц.

Мы занимаемся оперативной полиграфией, изготовлением сувенирной продукции, штампов и вывесок, фотопечатью и дизайном. Больше всего дохода — около 40% — получаем от копировальных услуг и изготовления штампов. Но и полиграфия формирует солидные 30% поступлений в нашу кассу. Третье и четвёртое места по доходности занимают фотопечать и производство сувенирной продукции.

Какие этапы развития прошёл ваш бизнес?

Всё началось в Москве в 2003 году, когда я был ещё студентом и открыл небольшой фотобизнес в помещении рядом с кассами торгового центра. В то время это можно было сделать, вложив всего пять тысяч долларов. Полиграфией я ещё не занимался, а предлагал только услуги фотопечати и ламинирования. Тогда они были очень востребованы. К тому же проходимость места была большая, а конкуренция — не слишком жёсткая. Так что уже через три месяца вложения окупились.

Через год сеть выросла до из трёх точек, но приносили они не очень много — по две тысячи долларов в месяц. Примерно в то же время мы придумали простое и запоминающееся название нашей сети — «Копирка». Вскоре обзавелись и собственным производством, закупив оборудование Xerox.

Когда мы перестали перезаказывать полиграфические услуги в других местах и взяли их на себя, сеть стала быстро расти. Сейчас мы тратим на открытие новой точки от одного до пяти миллионов рублей. Из них бо́льшая часть средств уходит на оборудование, а остальное — в первую очередь на аренду и ремонт помещения. Обычно эти вложения окупаются в течение восьми месяцев — полутора лет, что весьма неплохо для полиграфического бизнеса.

Три года назад наш бренд вышел за пределы Москвы и области: салоны «Копирка» открылись по франшизе в Санкт-Петербурге. Причём на этих точках используется не только наше имя, но и структура и методы ведения бизнеса. Уверен, что это только начало, у нас большие планы по расширению географии.

С какими проблемами вы сталкивались за время работы на рынке? Как их решали?

Поначалу бизнес развивался не так быстро, как хотелось бы. Иногда у арендодателей менялись планы, и нам приходилось закрывать объекты, а переезд всегда приводит к немалым расходам. Но в целом развитие у нас стабильное. Наша сеть быстро росла даже в кризис. Когда конкуренты закрывались, мы приходили на их место и благодаря интенсивному расширению почти не почувствовали спада на рынке.

По мере развития сети мы столкнулись с трудностями из-за того, что персонал каждого салона самостоятельно подбирал печатную технику и заказывал расходные материалы. В результате парк был разнородным, стоимость отпечатка — высокой, а главное, из-за внезапных поломок оборудование нередко простаивало, и мы теряли клиентов. Проблему удалось решить с помощью аутсорсингового контракта с партнёром Xerox — ООО «Компания Принта». Для каждого салона компания подобрала оптимальные модели печатной техники. А ещё благодаря этому контракту теперь мы можем отслеживать состояние всех печатных устройств нашей сети и ресурс расходных материалов с единого портала.

Сталкивались мы и с проблемой недостаточной квалификации сотрудников. Чтобы уровень их знаний всегда соответствовал нашим требованиям, мы даже открыли собственный учебный центр. Когда к нам приходят новые люди, мы отправляем их туда на недельное обучение по программе, которую специально для этого разработали.

От чего зависит успех при работе с физическими лицами? Как заинтересовать таких клиентов?

Очень важно расположение объекта. У него должна быть высокая проходимость и шаговая доступность от станций метро, вузов, офисных центров и других мест скопления потенциальных клиентов. Мы уделяем огромное внимание этим факторам при выборе места для новой точки.

Не меньшее значение имеет то, как сотрудник салона общается с заказчиками. Ведь от этого во многом зависит, будут ли они возвращаться. Чтобы с этим не возникало проблем, мы проводим для персонала тренинги по коммуникации и оцениваем стиль общения каждого продавца с клиентами, записывая его работу на видео и иногда отправляя к нему тайного покупателя.

Как вы планируете развивать сеть в ближайшем будущем?

Мы всерьёз задумываемся о развитии новых направлений бизнеса, например, мы стали предлагать услуги дизайна. Ещё один наш приоритет — внедрение перспективных технологий. Так, мы дали клиентам возможность выбирать и оплачивать услуги через интернет. Мы уже сейчас принимаем таким образом значительную долю заказов, и она только растёт.

Если же говорить о глобальной стратегии, мы планируем активно развивать сеть в Москве и расширять своё присутствие на всю страну с помощью франшиз. Мы собираемся достичь этого за год или полтора. Если вам интересно развивать бизнес вместе с нами, оставьте заявку на нашем сайте: https://kopirka.ru/franshiza/.

Наши методы ведения бизнеса позволяют нам уверенно смотреть в будущее и не бояться перемен. Ведь полиграфические и фотоуслуги нужны людям, независимо от экономической ситуации.

Я хочу получать лайфхаки для полиграфистов от Xerox
Возможности применения Xerox Iridesse Production Press расширились благодаря запуску белого тонера и опции печати на длинном формате
Компания Xerox представила опцию печати на длинном формате и белый тонер HD EA (High Definition Emulsion Aggregate) для полноцветной ЦПМ Xerox Iridesse Production Press. Это расширяет возможности применения машины и позволяет её владельцам получить новые конкурентные преимущества.
Подробнее
Установка ЦПМ Xerox Color C60 помогла типографии TintPrint выйти на рынок печати фотоальбомов
Рекламно-полиграфическая компания TintPrint включила в своё предложение печать фотоальбомов, установив полноцветную ЦПМ Xerox Color C60. Проект выполнил партнёр Xerox — компания «Альфа Сервис».
Подробнее
Компания Xerox получила семь наград RED HOT Technology за программные и аппаратные решения для полиграфии
Инновации Xerox в полиграфии объединяют материальный и цифровой миры, чтобы дать типографиям новые конкурентные преимущества: от впечатляющей печатной продукции с металлизацией до возможностей пакетной персонализации. Эти инновационные разработки, включая Xerox Iridesse Production Press и XMPie® Circle PersonalEffect® Edition, получили награды RED HOT Technology.
Подробнее